Как внедрить социальный проект технологической направленности в УОСО
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как внедрить социальный проект технологической направленности в УОСО

В статье представлен опыт управленческой работы по формированию технологической культуры учащихся посредством внедрения социального проекта «Дети детям — самый добрый проект на свете». 

Материал содержит:
• пошаговую инструкцию с расширенной реальностью по внедрению проектов в УОСО;
• идеи для оформления образовательного пространства.

Цуран Оксана

директор ГУО «Средняя школа № 52 г. Минска»

126 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Сегодня, когда информационные технологии и инженерное образование расширяют свои горизонты, не стоит забывать, что приоритетом воспитания ребенка были и остаются трудолюбие и нравственность.

1. Выбор проекта

Для того чтобы проект стал уникальным, необходимо отслеживать темы инновационных и экспериментальных проектов, а также тематику победителей городского конкурса «Опыт и инициатива педагогов — ресурс образования столицы», которым присуждены премии и гранты Минского городского исполнительного комитета.

Идею нашего проекта, его реализацию и эффективную трансформацию подсказали сами учащиеся и инициативные педагоги, которые творчески и нестандартно мыслят, владеют современными технологиями и хотят стать успешными.

Проект «Дети детям — самый добрый проект на свете» представляет собой конкретное практико-­ориентированное коллективное дело.

Срок: 2021–2024 гг.

Это важно
Детские новации реализованы в реальный образовательный продукт.

Идея проекта: формирование у детей потребности создавать то, что необходимо другим людям, используя цифровое образование.

Цель опыта: создание развивающей образовательной среды обучения как фактора формирования инженерно-­технических способностей обучающихся и повышения эффективности профориентационной работы учреждения образования.

2. Подбор команды

Наш опыт — это работа команды (творческой группы) единомышленников, учителей-­новаторов информатики, физики, технического труда, обслуживающего труда, учителей-­дефектологов. За время реализации проекта наши педагоги значительно повысили свои компетенции.

Это важно
Члены творческой группы получают премию в процентах от оклада в соответствии с коллективным договором.

Справочно: выдержка из коллективного договора по оплате участия в проекте:
«Показатели работы, за выполнение которых работникам устанавливается премия за текущий месяц в процентах от оклада:
15.01.11⠀ │⠀ Инициатива, творческий подход к решению стоящих задач, выполнению поручений⠀ │⠀ до 100%».

3. Создание условий для работы в проекте

При реализации любого проекта возникает вопрос: где взять финансирование?

В нашей школе организованы платные занятия в объединениях по интересам по разным направлениям (естественно-­математическое, гуманитарное, эстетическое, техническое, художественное, спортивное), функционирует бассейн. За вырученные средства наше учреждение покупает материалы и оборудование для реализации разных проектов.

Мы учим работать с научной литературой, чертежами, использовать специальные инженерные приспособления, современное оборудование: 3D-принтер, лазерный станок, программное обеспечение.

4. Реализация проекта

Пока человек не начнет делать что-либо своими руками, его инженерные познания иллюзорны. Наши учащиеся допрофильных классов (VIII класс) на уроках трудового обучения, информатики, на дополнительных занятиях в объединении по интересам «3D-моделирование», а также в шестой школьный день работают по трем основным направлениям:

  • дизайн школы;
  • пособия для детей с ОПФР;
  • наглядный материал для учебных занятий по различным учебным предметам.

Впервые в Республике Беларусь разработана и внедрена инновационная модель проектной деятельности социальной направленности, в результате которой учащиеся создают полезные предметы для учреждения образования, практические средства социализации для детей с ОПФР с применением инновационных аддитивных и традиционных технологий. 

5. Оценка практических результатов проекта

1. Учащиеся V–IX классов приняли активное участие в создании сенсорной комнаты для детей с ОПФР. Главный атрибут этого помещения — осьминог, выполненный из прочной фанеры различной толщины.

2. В холле второго этажа школы наши дети вместе с командой учителей-­дефектологов разработали интерактивное пособие «Этот цветной мир». Разноцветные круги разного диаметра на стенах и на полу помогают детям с ОПФР научиться ориентироваться в пространстве, находить единомышленников, не бояться общения.

3. Особого внимания заслуживает разработка «Логопланшет». Наполнение логопланшета напечатано на 3D-принтере и частично выполнено из фанеры при помощи гравировки и лазерной резки. Данное оборудование было представлено на международной специализированной выставке «ТИБО‑2023». Для учащихся это стало уникальной возможностью обменяться опытом в сфере информационных технологий.

4. Проект «Создание уникального образовательного пространства с использованием национального природного символа Беларуси — дерева». В рамках проекта мы решили создать в учреждении свои неповторимые и уникальные деревья. Первые деревья появились два года назад. Так, у входа в холл трудового обучения установлено технологическое дерево с кроной из оборудования для ручного труда, которое используют ученики на уроках. Поварешкино дерево с декоративными кухонными элементами расположено возле столовой. Новый проект, который мы реализовали в октябре этого года, — книжные деревья.

5. Одно из последних направлений — это стендовый моделизм. Учителя с ребятами создали копию мемориального комплекса «Курган Славы», максимально точно передали его внешний вид, используя аддитивные технологии, математический расчет и технический труд.

Мы получили уникальный результат. Дети им очень гордятся. Данную работу мы представили на международной выставке «TIBO‑2024».

6. Одним из самых популярных направлений нашего опыта стало создание керамической лаборатории с использованием аддитивных технологий «КерамикаLAB».

Это уникальный синтез народных традиций и инноваций. Для различных оттисков на глине ребята используют трафареты, которые они проектируют на уроках информатики и печатают на 3D-принтере.

Таким образом у нас получается современный промышленный дизайн с традиционными материалами и формами. 

6. Оценка ценностных результатов проекта

Профориентационная работа. Результатом целенаправленной работы по внедрению представленного опыта оказалось то, что ребята получили возможность самостоятельно определиться с будущей профессией.

Повышение технологической культуры. Учащиеся повысили уровень цифровых навыков, научились создавать собственные объекты.

Развитие нравственных качеств. Дети стали более бережно относиться к имуществу школы. У них появилась социальная ответственность за ребят, которым нужна помощь и поддержка.

Решение проблемы занятости учащихся. Используя инновационные технологии, мы успешно внедряем новые методики обучения, ориентируемся на предпочтения каждого ребенка, что в свою очередь способствует привлечению к активной деятельности учащихся с разной успеваемостью, а это повышает их образовательный результат.


Статистика

Активность участия в конкурсном движении значительно выросла и у педагогов. В 2020 г. в проектную деятельность было вовлечено 11 педагогов, в 2024 г. — уже 34 талантливых учителя.
О качестве образования, доступности и оригинальности школьного пространства положительно отзываются учащиеся и их законные представители. Как следствие, значительно увеличился охват детей техническим творчеством, повысилась технологическая культура учащихся. В 2020 г. мы начинали с одного допрофильного класса трудового обучения, в котором получали образование 29 детей. В настоящее время охват учащихся увеличился более чем в пять раз.


Необходимо отметить, что идея проекта «Дети детям — самый добрый проект на свете» и сейчас продолжает развиваться.

Совсем недавно мы предложили ребятам порассуждать: какой он — инженер будущего? Ответы были разные, но все сошлись в том, что это современный, успешный, грамотный, компетентный специалист, который очень нужен своей стране.

Принято считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Но на самом деле если исключить Интернет и различные развлекательные гаджеты, то можно успеть сделать очень много полезных дел.

Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
положение о творческой группе педагогов;
пример анкеты по изучению готовности педагогов к инновационной деятельности.

126 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 197
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок