Взаимодействие школы и вуза через Научную лавку БГПУ
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Взаимодействие школы и вуза через Научную лавку БГПУ

В статье рассказывается о возможностях взаимодействия учреждений образования с Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка в рамках деятельности Научной лавки БГПУ.

Подробности — в материале.


Зубрилина Инесса

Начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

1386 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

На протяжении многих лет взаимодейст­вие вуза и школы осуществляется в контексте трех традиционных направлений: профориентационного, кадрового и исследовательского.

Профориентационная деятельность включает выступления представителей профильных вузов в учреждениях общего среднего образования о предлагаемых специаль­ностях, правилах приема в университеты и условиях обучения в нем; проведение дней открытых дверей.

Под кадровым взаимодействием подразумевается переподготовка педагогических работников в институтах повышения квалификации при университетах и прохождение студентами педагогической практики на базе учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования.

Исследовательское направление реализуется через деятельность научных кружков и сообществ учащихся и студентов, совместное проведение предметных олимпиад, научно-­исследовательских конференций и др.

В контексте изменившихся социально-­экономических условий и задач, поставленных обществом перед системой образования, особый потенциал взаимодействия школы и вузов видится в реализации совместной научной, учебно-­методической и инновационной деятельности.

Результатом такого взаимодействия является не только профессиональное развитие педагогов, личные профессиональные контакты учителей с преподавателями вузов, но и высококвалифицированное содействие реализации методической и инновационной деятельности учреждения образования. Кроме того, данное взаимодействие способствует развитию учебной, научной и предпринимательской инфраструктуры вуза как среды практико-­ориентированной подготовки специа­листов, которые обладают широким спектром компетенций, полученных в результате научных исследований, и коммерциализации таких знаний.

Что такое научная лавка?

Одной из форм организации подобного взаимодействия является научная лавка — посреднический институт между новым знанием и развивающимися потребностями социума. Основная цель такого института заключается в модерировании взаимодействия между представителями местных сообществ, которые имеют проблемы, требующие научного сопровождения, и представителями научной среды, которые могут оказать соответствующую информационную поддержку.

Справочно: сеть научных лавок в Европе довольно развита. Большинство из них работают при университетах. Это исследо­вательско-­маркетинговые центры коммерциализации знаний, оказывающие кон­суль­та­ционно-­образовательные услуги в области оформления исследовательских запросов и создающими базы осуществляемых университетом наработок; потенциальных партнеров, методик и ресурсов. Обмен информацией и специальными знаниями, тесное взаимодействие между научными лавками и социумом стали предпосылкой успешного решения ряда социальных проблем.

Подобная структура создана и в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка» (далее — БГПУ).

Научная лавка БГПУ — это одна из форм обеспечения доступа к новым научным знаниям в профессиональной сфере. Также она помогает организации научно-­исследо­вательской, методической, консультативной и просветительской работы по обеспечению адресной научно-­методической поддержки. Кроме того, это посредническая структура для оказания экспертной и консультационной помощи субъектам образования и социаль­ной сферы со стороны научного сообщества БГПУ.

Какую помощь могут оказать эксперты Научной лавки БГПУ учреждениям образования?

Любое учреждение образования может обратиться в Научную лавку БГПУ и получить квалифицированную помощь в:

  • экспертизе инновационных образовательных и социально-­ориентированных проектов;
  • рецензировании статей;
  • организации и проведении тематических семинаров (мастер-­классов, тренингов);
  • организации совместной исследовательской деятельности по выявлению проблем, образовательных запросов и их реализации;
  • руководстве исследовательскими работами и инновационными проектами;
  • научно-­методическом обеспечении и сопровождении научно-­исследовательской, проектной и инновационной деятельности.

Кроме того, эксперты Научной лавки (профессорско-­преподавательский состав) БГПУ окажут образовательные услуги по совместной разработке научно-­методического обеспечения исследовательской, проектной, инновационной деятельности в сфере образования, а также консалтинговую помощь в:

  • написании заявок на участие в конкурсах международных проектов, грантов, стипендий, стажировок;
  • подготовке научных, учебно-­методических материалов, публикаций по результатам внедрения научно-исследовательских работ;
  • организации, планировании и осуществлении научно-­исследовательской деятельности;
  • планировании деятельности учреждений образования, методических кабинетов; районных отделов образования;
  • реализации и усилении научно-­исследо­вательского и инновационно-­проектного потенциала учреждений образования;
  • подготовке и составлению отчетов о научной деятельности;
  • организации научно-­практических конференций (семинаров, симпозиумов и др.).

Справочно: с Положением о Научной лавке БГПУ, списком услуг, формой до­говора и прейскурантом можно ознакомиться здесь и здесь.

Как наладить взаимодействие с Научной лавкой БГПУ?

Алгоритм взаимодействия учреждения образования — заказчика с экспертами Научной лавки БГПУ прост:

  1. Заказчик заполняет электронную заявку, которая автоматически поступает в Центр сетевого взаимодействия на базе БГПУ.
  2. Сотрудники Научной лавки проводят поиск экспертов соответствующей квалификации и передают им заявку.
  3. После беседы заказчика и эксперта, обсуждения проблематики и сроков выполнения услуги заключается договор и осуществляется оплата услуг в соответствии с прейскурантом.

Услугами Научной лавки БГПУ пользуются учреждения дошкольного, общего среднего, специального и дополнительного образования.

В результате такого взаимодействия за последние полгода разработаны памятки по созданию психологически безопасной среды в системах «ученический коллектив», «педагогический коллектив», «семья–школа» для учреждений общего среднего и дополнительного образования, оказана консультативная помощь по вопросам реабилитации детей с кохлеарными имплантами. Кроме того, в ряде учреждений дошкольного и общего среднего образования прошли тематические семинары «Тайм-менеджмент современного педагога», «Метод проектов как практико-­ориентированный подход в инклюзивном образовании», «Модели смешанного обучения, факторы успеха» и др.

1386 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Успешный руководитель — успешная школа»: интервью с директором ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П. М. Козлова» Людмилой Ивановной САУЛИЧ

Педагог с 37‑летним стажем работы в одной школе, «Женщина года Витебщины — 2023» в номинации «Успешный руководитель», автор методического пособия «Основы православной кул...
№ 12 (156) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 145
6

Получите и распишитесь, или Алгоритм применения дисциплинарного взыскания

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. Как поступить директору в такой непростой ситуации и...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1009
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок