Как достичь высоких результатов в олимпиадном движении: чек-лист для директора
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как достичь высоких результатов в олимпиадном движении: чек-лист для директора

В статье проанализирован опыт организации олимпиадного движения в ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска» — одном из самых результативных УОСО Республики Беларусь. Материал содержит подробный чек-лист для директора и заместителя директора по учебной работе для выстраивания и контроля системы подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам различного уровня.

Киселев Константин

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска», член совета специального фонда Президента Респуб­лики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов

157 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ведущим направлением развития интеллектуальной одаренности во всем мире является олимпиадное движение. В олимпиадах изначально заложен сильнейший стимул саморазвития личности, ее будущей успешности, закладывается фундамент умения трудиться и добиваться результата. Участие в олимпиадах развивает стрессо­устойчивость, способность концентрироваться на выполнении поставленной цели, учит работать в команде, создавать проекты. Кроме того, успешность в олимпиадном движении позволяет учащимся без экзаменов поступить в университеты соответствующего профиля, иметь широкое поле вариативных возможностей при определении своей профессиональной судьбы.

Результативность учебного заведения в олимпиадном движении наглядно демонстрирует качество его работы с одаренными учащимися. Не случайно результативность участия в III и заключительном этапах респуб­ликанской олимпиады по учебным предметам, международных олимпиадах является одним из самых значимых критериев и показателей деятельности УОСО.

Работа с педагогическими кадрами

☐ Определить учителей-­лидеров в каж­дой предметной отрасли, исходя из имеющихся кадровых ресурсов.

Совет: Здесь в первую очередь смотрите на уровень владения предметом и мотивацию педагога. Если учитель знающий, но не стремится готовить учащихся к олимпиадам, подготовка будет неэффективной. А если мотивация зашкаливает, но уровень владения предметом не слишком высок, подготовка не получится результативной.

☐ Привлечь новых педагогов, необходимых для реализации стратегии со­здания главного олимпиадного центра региона.

Совет: При собеседовании с приглашаемыми педагогами продемонстрируйте новые карьерные, статусные, финансовые возможности, открывающиеся перед ними в учреждении образования.

☐ Привлечь специалистов вузов, ученых, способных помочь школьному учителю в проработке самых сложных олимпиадных задач, предложить учащимся новые типы заданий.

Совет: Для оплаты труда внешних совместителей используйте возможности надбавки за характер труда, поскольку процент стимулирующих выплат в ней начисляется от базовой ставки, а не от количества часов. Кроме того, для проведения занятий на общественных началах задействуйте родительскую общественность и выпускников своего учебного заведения.

☐ Организовать систему непрерывного обучения педагогов.

Совет: Поощряйте участие учителей в семинарах, педагогических конференциях, стажировках, обучение в учреждениях дополнительного образования взрослых. Самое ценное, что можно почерпнуть в педагогической профессии, это опыт, идеи, которые могут стать катализатором для профессионального развития учителей. В этом смысле руководитель обязан не жалеть ни времени, ни финансов для обучения педагогов, предоставления возможности «и себя показать, и на других посмотреть».

☐ Создать систему мотивации педагогов для участия в олимпиадном движении, выражающуюся в финансовом и моральном стимулировании.

Моральное стимулирование охватывает множество аспектов: от создания здорового психологического микроклимата до предоставления возможностей профессионального роста. Педагог должен ощущать абсолютную поддержку руководителя и в период побед, и во время неудач.

Совет: Директоры со всей страны часто задают вопрос: как мотивировать педагога для занятия олимпиадным движением? Есть руководители, которые пытаются навязать эту деятельность, заставить педагогов работать в этом направлении, прописывая в должностных инструкциях, локальных документах школы обязанность педагога заниматься подготовкой к олимпиадам. Это изначально не­эффективная, обреченная на провал позиция. В основе всего — внутренняя мотивация педагога, которую не сформируешь директивно.


Статистика

Для выяснения, какие мотивы преобладают при занятиях олимпиадной подготовкой с детьми, было проведено анкетирование педагогов гимназии. Самыми популярными ответами стали следующие: «желание саморазвития», «высокая заработная плата», «постоянная поддержка директора и помощь в любых вопросах», «возможность заниматься с мотивированными учащимися», «желание побеждать», «особый статус в образовательном пространстве гимназии и региона».


Администрация любого учебного заведения должна ставить перед учителями разные задачи, с которыми они будут эффективно справляться с учетом уровня квалификации, компетенций, мотивации. Невозможно (да и не нужно) требовать от каждого педагога результативного участия в олимпиадах. При этом в гимназии № 2 г. Витебска — главном олимпиадном ресурсном центре региона и страны — педагоги, которые готовят учащихся к республиканским и международным олимпиадам, полностью освобождены от любой дополнительной нагрузки в виде классного руководства, общественных поручений, руководства методическим формированием.

Признание достижений работников в т. ч. выражается в ходатайстве руководителя о награждении сотрудников грамотами и наградами различного уровня. Здесь важно быть убедительным и лично объяснять руководителям самого высокого уровня необходимость награждения педагога, учитывая его вклад в развитие системы образования.

Советы: 1. Работайте очень активно в вопросе награждения педагогов, потому что люди ожидают оценки собственного труда, внимания, и те, кто достойно работают, обязаны получить его в полном объеме. 

2. Для прозрачности материального поощрения все надбавки за результативность в олимпиадном движении пропишите в коллективном договоре.

В коллективном договоре ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска» на 2022‒2025 гг., положении о надбавке за высокие достижения в труде предусмотрены стимулирующие выплаты в размере 50 % от оклада за работу с одаренными учащимися. За подготовку к областной олимпиаде каждый педагог получает 20 % ежемесячно, к заключительному этапу респуб­ликанской олимпиады — 30 %. Коллективный договор четко прописывает премиальные надбавки за каждый диплом учащихся, завоеванный ими на районном, областном, республиканском и международном уровнях.

В гимназии принята система стимулирования, при которой педагог своими результатами в учебном году зарабатывает постоянные надбавки, получаемые им на протяжении всего следующего года: 50 % от оклада при наличии победителей рес­публиканского уровня, 100 % — международного. Таким образом, ряд педагогов, демонстрирующих высокую результативность в олимпиадном движении, имеют 200 % надбавки за высокие достижения в труде на протяжении всего учебного года только за процесс, за результаты прошлого учебного года, дополняя собственную премию новыми достижениями учащихся. Естественно, что каждый руководитель должен исходить из уровня развития возглавляемого им учебного заведения. Возможно, в ряде школ нужно платить постоянные надбавки за результаты областного или даже районного уровня.


От редакции

С фрагментом положения о размерах, порядке и условиях установления надбавок работникам за высокие достижения в труде можно ознакомиться по ссылке.


Повышение уровня контингента

☐ Сформировать позитивный имидж учебного заведения, создать узнаваемый бренд.

Серьезный вклад в формирование имиджа гимназии № 2 г. Витебска вносит созданная в начале 2019 г. Лаборатория подготовки талантов. Это социальный проект, связанный с развитием одаренности школьников г. Витебска по ряду предметов: иностранным языкам, математике, программированию, химии, биологии, истории и географии. Данный проект важен для гимназии как инструмент привлечения одаренных учащихся. Переход в гимназию предлагается только перспективным, трудолюбивым и мотивированным на достижение высоких образовательных результатов учащимся.

Система организации олимпиадного движения

☐ Искать одаренных учащихся начиная с начальной школы.

Выявлению способностей ребенка в том или ином образовательном направлении способствуют организация конкурсов «Я лучший» (I класс), интеллектуальных марафонов, проведение малых олимпиад на всех параллелях начиная со II класса. Важными в развитии логического и системного мышления являются факультативные занятия, которые посещают абсолютно все учащиеся начальной школы: «Элементы логики», «Шахматный всеобуч», «Развивающие логические задачи». В IV классе проходит целенаправленная подготовка гимназистов к участию в районных и городских олимпиадах начального звена по математике, русскому и белорусскому языкам, причем занятия ведут педагоги старшей школы.

☐ Составить план мероприятий в рамках олимпиадного движения в среднем и старшем звеньях.

План включает участие:

  • в гимназических, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах;
  • непрерывных гимназических олимпиадах;
  • деятельности на базе гимназии межшкольных факультативов для учащихся гимназий и школ Железнодорожного района г. Витебска;
  • работе профильного лагеря по подготовке к олимпиадам и научно-­практическим конференциям;
  • сборах по подготовке к заключительному этапу республиканской олимпиады, по подготовке к международным олимпиадам на базе оздоровительного центра «Зубренок»;
  • работе летней математической школы в лагере «Бригантина»;
  • математических онлайн- и офлайн-­сборах на базе факультета прикладной математики и информатики БГУ;
  • дистанционных олимпиадах и конкурсах;
  • учебных сменах, организованных Академией образования;
  • тематических сменах Национального детского технопарка;
  • занятиях клуба интеллектуальных игр «Эрудит»;
  • осеннем и весеннем турах Международного математического турнира городов;
  • межрегиональной многопрофильной олимпиаде БГУ;
  • Жаутыковской олимпиаде по точным наукам (Казахстан);
  • очном туре областных олимпиад среднего звена, организованном Витебским институтом развития образования.

☐ Проводить систематическую корректировку банка данных учащихся, которые занимаются подготовкой к олимпиадам.

В апреле каждого года формируются команды по предметам на новый олимпиадный цикл.

☐ Выделять часы факультативных и стимулирующих занятий для подготовки к олимпиадам.

Почти весь фонд факультативных и стимулирующих занятий в гимназии идет на работу с одаренными учащимися. Более того, в гимназии проводятся и занятия объединений по интересам образовательной направленности: «Юный математик», «Юный программист», «Юный эколог» и др.

☐ Организовывать семинары для одаренных учащихся с участием выпускников гимназии, победителей международных и республиканских олимпиад.

Совет: Семинары — очень важная форма работы с олимпиадниками. Учащиеся признаются, что некоторые темы им лучше объясняют выпускники, прошедшие через олимпиадное движение самого высокого уровня и знающие изнутри все тонкости.

☐ Создать электронный банк олимпиадных заданий, библиотеку дополнительной литературы по предмету.

Банк олимпиадных заданий по каждому предмету включает задания второго, третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам начиная с 2000 г. Каждый учитель, ведущий подготовку к олимпиадам, имеет авторские задания по каждому разделу, закрепляя ими очередной пройденный метод, тему. Ресурсные центры содержат разнообразную литературу по учебным предметам, которая приобретается в т.ч. за счет внебюджетных источников.

☐ Использовать дистанционные формы подготовки к олимпиадам, общение в Сети педагогов и обучающихся.

☐ Приобрести современную энциклопедическую и справочную литературу по различным предметным отраслям, высокотехнологичное оборудование.

☐ Создать ресурсные центры.

Центры по химии, биологии, физике, географии позволяют готовиться к выполнению заданий практических туров. В каждом из них есть нужное оборудование, компьютерная техника и мультиборды. Ресурсный центр от учебного кабинета отличается качеством оборудования, позволяющим выполнять высокоточные операции, он создается именно для решения задачи развития одаренности учащихся. К примеру, для ресурсного центра химии в гимназии было закуплено высокотехнологичное оборудование и реактивы, среди которых аквадистиллятор, спектрофотометр, центрифуга, химические наборы, электрические весы, микроскопы и многое другое.

☐ Создать особые условия для олимпиадников.

Среди основных условий можно выделить использование индивидуальных учебных планов для наиболее талантливых учащихся гимназии, материальное и моральное поощрение победителей в рамках праздника «Гимназист года», оплату участия в международных олимпиадах и конференциях из средств, полученных гимназией от оказания платных образовательных услуг.

☐ Организовать психологические тренинги и консультации для олимпиадников.

С мотивированными учащимися персонально работают психологи для снятия тревожности, минимизации стресса, формирования позитивных мировоззренческих установок.

☐ Сочетать олимпиадное движение в старших классах с профильным образованием.

С VIII класса в гимназии действуют четыре профиля (информационно-­технологический, медицинский, экономический и гуманитарный), что позволяет охватить максимальный спектр предметов и дать возможность ребятам реализовать себя в любом направлении.

☐ Ежегодно составлять индивидуальный образовательный маршрут для каждого мотивированного учащегося.

В маршруте определяются объем и уровень сложности материала, который он должен проработать. Учащиеся работают с научной, статистической и энциклопедической литературой, решают интересные задачи, занимаются исследовательской деятельностью. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение. А главное, в работе по развитию одаренности нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе.

Совет: При этом администрация не требует от учителей составления конкретных документов по каждому учащемуся. Руководство любого учебного заведения должно понимать: или педагоги будут эффективно работать, или составлять красивые документы — другого не дано! Поэтому педагоги гимназии в работе с учащимися заполняют лишь определенный Министерством образования минимум документов, все остальное — это индивидуальное творчество каждого.

☐ Директору беседовать лично с каждым олимпиадником.

Традиционной в нашей гимназии является беседа директора с каждым мотивированным учащимся с рефлексией по итогам учебного года, очередного этапа предметной олимпиады, в процессе которой выявляются проблемы и ищутся необходимые ресурсы для дальнейшего прогресса гимназистов.

☐ Создать в УОСО ценностное поле.

Важно отметить и такой аспект в развитии интеллектуальной одаренности, как создание в учреждении образования особого ценностного поля, включающего положительные аксиологические ориентиры почетности интеллектуального труда. Ментальные основы личности учащихся гимназии № 2 г. Витебска базируются на престиже таких ценностных установок, как «быть умным», «много трудиться для достижения цели», «участвовать и побеждать», «реализовывать проекты», «работать самостоятельно». Позитивный имидж целевых установок, направленных на многогранное развитие интеллектуальных способностей, позволяет учащимся полнее реализовать себя, чувствовать себя комфорт­но в атмосфере поддержки со стороны всех членов гимназического сообщества: педагогов, родителей, одноклассников, представителей исполнительной власти.


Статистка

Данная система работы позволила добиться весомых результатов, лучших в системе общего среднего образования страны. Так, только за четыре года, с 2021 по 2024 г., на областной олимпиаде гимназисты завоевали 235 дипломов, а на заключительном этапе республиканской олимпиады — 103 диплома по 14 предметам. Данные результаты позволяют гимназии на протяжении многих лет уверенно лидировать в общем зачете в стране (впрочем, вынося за скобки лицей БГУ — учреждение образования республиканского подчинения, имеющее, как и каждая область, отдельную команду для участия в заключительном этапе республиканской олимпиады).

Наши ребята достойно представляют страну и Витебский регион на международном уровне. С 2021 г. учащиеся гимназии № 2 завоевали 30 медалей международных олимпиад по математике, информатике, географии, олимпиады Союзного государства «Россия-­Беларусь: историческая и духовная общность» по русскому языку и литературе. Из самых значимых побед стоит отметить многочисленные победы на международной Жаутыковской олимпиаде по точным наукам, бронзовые медали Олега Павловича на XIX Международной географической олимпиаде (Индонезия) и XV Международной олимпиаде по наукам о земле (г. Рим, Италия), бронзовые медали Назара Фомичёва и Олега Павловича на Европейской географической олимпиаде 2022 г. (учитель С. Н. Кривенко), две победы Алины Верютиной на Европейской математической олимпиаде для девушек 2022 и 2023 гг. Вершиной олимпиадного успеха гимназии на данном этапе являются две бронзовые медали Максима Монастырского и Матвея Арещенко и «золото» Ивана Коршунова (учителя А. В. Шуголь, С. Г. Матросова) на 65‑й Международной олимпиаде по математике 2024 г. в составе сборной Беларуси, занявшей I место в Европе и V место в мире в общекомандном зачете. Эти победы возводят гимназию № 2 г. Витебска в ранг одного из мировых лидеров школьного образования и говорят о высочайшем уровне системы образования Республики Беларусь.

157 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Электронный сборник готовых решений «Питание»

Питание в учреждении образования всегда находится на особом контроле. Руководителю приходится вникать во множество параметров и технологических процессов, чтобы обеспечив...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 484
6
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок