В ПГУ есть возможность поступить без экзаменов по 15 специальностям
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

В ПГУ есть возможность поступить без экзаменов по 15 специальностям

Говоря о развитии регионов, одним из первых поднимают вопрос о кадрах, которые там работают, и о тех компетенциях, которыми они обладают. Региональные вузы ориентированы восполнять потребности экономики своего региона в специалистах. На этом в первую очередь строится профориентационная работа этих вузов. Корреспондент БЕЛТА поговорила с ректором Полоцкого государственного университета им. Евфросинии Полоцкой Юрием Романовским и узнала у него, как строят свою работу современные региональные университеты.

537 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

- Юрий Яцентович, что для вуза является главным в вопросе подготовки кадров для своего региона?

- С точки зрения подготовки кадров для региона можно выделить два направления. Первое - это когда мы готовим кадры в столичных университетах, а потом они по распределению приезжают на работу в регион. Но на практике оказывается, что многие не возвращаются в регион, а остаются в столице. Второе - это подготовка кадров в интересах региона учебными заведениями, расположенными в этих регионах. Привлечение на обучение в университет мотивированных и способных абитуриентов, проживающих в регионах, является не только условием устойчивого функционирования университета, но в первую очередь устойчивого социально-экономического развития региона в целом. Для университета это важнейшая задача. Например, в Полоцком государственном университете более 75% поступающих - это ребята из Витебского региона, в том числе ребята из Полоцкого района и города Новополоцка - более 35%. При этом среди студентов представлены все области и город Минск. Здесь стоит отметить, что в нашем университете есть уникальные специальности, специалистов по которым нигде больше не готовят. Например, специальность "трубопроводный транспорт, хранение нефти и газа". Когда мы привлекаем на обучение молодых людей из нашего же региона, это предполагает то, что они, пройдя обучение, будут в первую очередь работать в экономике своего региона.

- Как вы работаете с потенциальными абитуриентами своего региона?

- В университете реализуются разные подходы по привлечению абитуриентов региона на обучение. В этом году мы запустили программы лояльности для школ, когда в зависимости от количества выпускников школы, поступивших к нам, мы участвуем в развитии материально-технической базы школы. Но одной из самых действенных форм сегодня мы видим в связке школа - университет - работодатель. В школах региона нами во взаимодействии с работодателями организовано более 20 классов профильной направленности. Гордостью такого взаимодействия является функционирование в регионе инновационно-промышленного Новополоцкого нефтехимического кластера, в рамках которого выстроена система подготовки кадров под нужды предприятий кластера и в интересах региона. В кластер входят Новополоцкий горисполком, наш университет, крупнейшее предприятие ОАО "Нафтан" и другие предприятия региона. В рамках кластера выстроена четкая система подбора будущих абитуриентов - от этапа мотивации, поступления в университет, обучения, трудоустройства до организации повышения квалификации в интересах участников кластера. А также осуществляется научно-техническое сопровождение их деятельности. Важно, что с абитуриентами работаем не только мы, но и работодатели, еще больше мотивируя их как раз на обучение по востребованным кластером специальностям. У нас есть пример, когда наиболее успешным студентам из числа обучавшихся ранее в профильных классах выплачивалась дополнительная стипендия предприятием - участником кластера. Такое взаимодействие позволяет организовать обучение с привлечением специалистов-практиков, выполнение курсовых и дипломных работ по материалам предприятий - участников кластера.

Мы проводим научные исследования для нужд предприятий кластера. Более 50% всех научно-технических услуг, которые были оказаны в 2022 году, - это услуги для участников Новополоцкого нефтехимического кластера. При этом для выполнения таких работ привлекаются и студенты, и магистранты, и аспиранты. Опять же, с целью того, чтоб они погрузились в потребности региональной экономической системы.

- Помогать региональным вузам с привлечением мотивированных абитуриентов призваны также и университетские олимпиады - новшество приемной кампании этого года?

- В этом году утверждена новая редакция правил приема в учреждения высшего и среднего специального образования. Важно, что все изменения, новации, которые были внесены, прошли широкое обсуждение не только среди представителей педагогической общественности, но и широко обсуждались заказчиками кадров, абитуриентами и их родителями в рамках диалоговых площадок. Ряд новаций коснулся региональных университетов. Более точно сказать - направлен на привлечение мотивированных и подготовленных абитуриентов именно в вузы, расположенные в регионах.

В частности, университетские олимпиады - это нововведение вступительной кампании 2023 года и привилегия университетов в регионах. В этом году Полоцкий государственный университет проводит многопрофильную университетскую олимпиаду по восьми предметам. Победители этой олимпиады смогут поступить в университет без вступительных испытаний на 15 специальностей (всего их у нас в этом году - 31). При этом суммарная квота, выделенная для такого зачисления, - 15% от контрольных цифр приема.

- У вас многопрофильная вузовская олимпиада стартовала уже в декабре. Может быть, есть предварительные итоги?

- Первый этап этой олимпиады у нас начался в декабре. Вообще она состоит из двух этапов. Первый - дистанционный, заочный этап, второй - очный. Для прохождения олимпиады необходимо было обязательно зарегистрироваться у нас на сайте и в рамках первого этапа в определенный день, в определенное время получить задания и выполнить их. Тот, кто набрал установленное минимальное количество баллов, проходил во второй этап. У нас в первом этапе университетской олимпиады по всем восьми предметам приняли участие 662 выпускника. При этом во второй этап прошли 366 человек, 75% из них являются одиннадцатиклассниками школ Витебского региона. Им предстоит пройти второй этап олимпиады. И те, кто станут обладателями дипломов I, II или III степени, уже в марте могут быть зачислены в наш университет, они станут нашими студентами. Результаты университетской олимпиады будут размещены на сайте университета, а победители рекомендованы к зачислению до 6 марта.

- По каким предметам в ПГУ проводится университетская олимпиада? И на какие специальности могут претендовать ее победители?

- Мы проводим олимпиаду по биологии, трудовому обучению, физической культуре и здоровью, истории Беларуси, английскому языку, физике, химии и математике. Олимпиад по большему количеству предметов ни один из региональных университетов не проводит.

Как я уже говорил, в этом году университет набирает студентов по 31 специальности, по 15 из них у абитуриентов есть возможность поступать по траектории университетской олимпиады. Мы выбирали из специальностей, которые наиболее востребованы в первую очередь экономикой региона. Большинство этих специальностей являются техническими. Школьники не часто выбирают технические специальности для получения образования, в основном хотят пойти более легким путем и выбирают гуманитарные направления: правоведение, экономику. Так вот среди этих 15 специальностей нет ни юридических, ни экономических. Скажем так, в этом перечне нет специальностей, на которых ежегодно наблюдаются высокие конкурсы.

- Вы оценивали уровень подготовки детей, участвовавших в первом этапе университетской олимпиады?

- При регистрации на олимпиаду мы, конечно, не спрашиваем у них средний балл аттестата. Но, например, по математике у нас были ребята, которые решили все задания олимпиады по предмету.

- С этого года возможность поступать без испытаний получили и победители областного этапа республиканской олимпиады по предметам. Как вы оцениваете такую возможность?

- Университеты в регионах были очень заинтересованы в такой возможности. Эти олимпиады проводятся уже не университетами, а в стране в целом. Сначала ребята участвуют в олимпиадах на уровне школы, потом района, области, затем следует заключительный этап республиканской олимпиады. Мы работаем с этими ребятами, мы совместно с учителями школ готовим их к различным этапам этой олимпиады, мы видим их подготовку. Мои коллеги-преподаватели, которые занимаются с такими ребятами, отмечают, что многие олимпиадники - уже готовые студенты. И возможность ощутить себя студентом уже в январе для них становится отличным мотиватором, а еще и возможность раннего погружения в научно-исследовательскую работу. Если человек стал призером на областной олимпиаде, он уже практически готовый студент, у него огромная мотивация для получения новых знаний. То, что такие дети с этого года без вступительных испытаний смогут приходить в региональные вузы, дорогого стоит. Победители республиканского этапа олимпиад чаще всего уходят в столичные университеты, там и остаются. А нам важно, чтобы ребята возвращались. Еще один из вариантов - это когда они все-таки здесь и обучаются. Возможность такую мы им предоставляем, а дальше вместе с работодателями делаем так, чтобы они трудились в интересах экономики региона.

Источник: БЕЛТА

537 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок