«Все будет хорошо!»: интервью с ректором шведской школы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Все будет хорошо!»: интервью с ректором шведской школы

Как устроена система общего среднего образования в Швеции? Можно ли учителю прийти на урок в джинсах и кедах? С какого класса начинают выставлять оценки ученикам? Кто платит за образование детей в частных школах?

Об этом и многом другом мы поговорили с ректором Русской школы в Гётеборге Екатериной Тихоновой-Сернемар.

3175 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Закончила филологический факультет ЛГУ им А.А. Жданова в Ленинграде в 1980 г. и до 1990 г. преподавала русский язык студентам-иностранцам там же. Работала переводчиком на международных выставках в «Ленэкспо», гидом-переводчиком по выходным. 1 февраля 1991 г. переехала в Швецию на постоянное место жительства в связи с замужеством. 10 лет проработала сотрудником Аэрофлота на рейсе «Москва — Гётеборг» в шведском аэропорту. Закончила Гётеборгский университет в 2004 г. по специальности «преподаватель политологии (обществоведения) для старших классов». После окончания Гётеборгского университета работала на временной работе в разных школах города. В 2007 г. окончательно сформировалась мысль об открытии русско-шведской школы в Гётеборге. Начался процесс подготовки документов для регистрации учреждения. Документы оформлялись от имени Екатерины Тихоновой-Сернемар, т.е. от физического лица. Получение разрешения на открытие школы заняло три года. Пожалуй, это единственное разрешение на открытие школы, которое дано физическому лицу, а не юридическому.
20 августа 2011 г. Русская школа в Гётеборге открыла свои двери для учеников.


Редакция: Добрый день, Екатерина! Расскажите немного о системе общего среднего образования Швеции в целом. Существуют ли у вас государственные и частные школы? Сколько лет в них необходимо учиться? Кто финансирует школы? Должны ли родители платить за учебу в школе, или образование является бесплатным?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Среднее образование в Швеции — это обучение с подготовительного (0 класс) до 9-го класса, а затем еще три года в гимназии (начальная школа — с 1-го по 3-й класс; с 4-го по 6-й — средний уровень;  с 7-го по 9-й — старшие классы средней школы; гимназия в Швеции — это как наши старшие классы, но называются уже курсами: первый, второй и третий курс). Таким образом, дети учатся 13 лет.

У нас есть муниципальные и частные школы. В Швеции все школы бесплатные: и частные, и государственные (муниципальные). Финансирование всех школ производится из бюджета муниципалитетов (местные органы власти (примеч. ред.). На каждого ребенка выделяется определенная сумма в год районом его проживания. Школы могут быть с 0 класса по 3-й класс, с 0 по 5-й, с 0 по 6-й, с 4-го по 9-й, с 6-го по 9-й, с 7-го по 9-й.

В школах есть группы продленного дня для детей с 0 по 6-й класс. За группу продленного дня родители должны платить. Сумма сбора за продленку четко фиксирована: за одного ребенка — 2 % от дохода семьи до налога, но не более, чем 908 крон (10 крон — это приблизительно 2.39 бел. руб (примеч. ред.)) в месяц; если у вас два ребенка, то за старшего — 1 %, за младшего — 2 %, за третьего ребенка также установлен 1 % от дохода семьи, а за четвертого уже не платят. Продленный день работает с 7-ми утра и до 18-ти часов вечера. Занятия в школах начинаются в промежутке с 8 до 9 часов утра. В нашей школе с 8:30, а в муниципальных — с 8:00.

Обучение в гимназиях происходит по следующим направлениям: естественные науки, общественные науки (самое популярное), экономическое, техническое, эстетическое, интернациональное (на анг­лийском языке) и гуманитарное.

Есть гимназии по типу ПТУ, где можно получить какую-то специальность, с профессиональными линиями: электричество и энергия, строительство, транспорт (механики), уход за детьми и больными (санитарки и младшие медсестры), детские сады и продленный день (нянечки), садовое хозяйство, торговля, ремесленники, рестораны (повара и официанты), промышленные специальности, гостиницы и туризм, коммунальное хозяйство.

Для приехавших в Швецию беженцев или детей из других стран организованы специальные подготовительные группы, где изучают шведский язык.

Дети, у которых один из родителей не швед, имеют возможность изучать язык этого родителя, если дома на этом языке разговаривают. Это называется изучение родного языка.

В 2016/2017 году в Швеции муниципальных школ насчитывается 4012, частных средних школ — 820 и 428 частных гимназий (старших классов).

В муниципальных школах работает 90 000 учителей, в среднем на учителя приходится 12 учеников.

Редакция: В чем отличие Русской школы от обычной муниципальной средней шведской школы?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Все шведские школы должны следовать государственному учебному плану, поэтому и в Русской школе общеобразовательные предметы ведут шведские учителя на шведском языке, они не говорят по-русски.

Русский язык преподается три раза в неделю всем детям русским учителем. Ученики школы занимаются не только русским языком, но и изучают русскую литературу, историию России, страноведение. Знание русского языка для поступления в школу необязательно. Школа принимает всех детей, а не только с родным русским языком. У Русской школы два профиля: математика и русский язык.

Уроки задаются детям каждый день. А педагоги продленного дня помогают ученикам делать домашние задания.

Редакция: Ваше учреждение является частным. Полностью ли оно должно окупать себя или у вас также есть господдержка?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Да, наша школа частная, акционерное общество. Обучается 54 ученика. Это мало, т.к. бюджет школы складывается из тех пособий, которые муниципалитеты платят на каждого ребенка. Но главное — это не уходить в минус. Если финансовый год школа заканчивает без минуса, то никто ее не закроет. А если будет минус, то аудитор может потребовать признать учреждение банкротом.

В каждой четвертой частной школе учится менее 65 учеников. Максимальное количество учеников в классе — 25 человек. Это закон для любой школы.

Выживают все по-разному. Еврейскую школу поддерживает синагога, у кого-то есть спонсоры, кто-то совмещает классы, т.к. в них мало детей, или экономит на зарплате и количестве учителей.

Редакция: В течение года собираются ли с родителей какие-либо деньги? На что? Или сборы с родителей наличных денег запрещены?

Екатерина Тихонова Сернемар: Обычно родители сдают по 100 крон (примерно 11 евро) в год на ребенка в кассу класса для оплаты походов в музеи, театры и экскурсии.

В частных школах есть так называемые общества родителей или друзей школы. Общество родителей функционирует и в нашей школе. В обществе родителей есть годовой членский взнос. Дополнительно ничего не собирается.

Редакция: Сколько в день может быть уроков у среднестатистического школьника? Есть ли стандарты, установленные государством? Нужно ли детям ходить в школу в субботу?

Екатерина Тихонова-Сернемар: В Швеции есть закон о школе, который регламентирует и регулирует все обязанности и права школьного руководства, учителей, детей и родителей. Обязательное посещение школы — школьная повинность для детей с 7-ми лет. На будущий год хотят сделать обязательным посещение школы для детей с 6-ти лет. Максимальный пропуск занятий по уважительной причине не может превышать 10 рабочих дней в год. В эти дни не входят дни, пропущенные по причине болезни. В Швеции пятидневная рабочая неделя, по субботам дети отдыхают. Для подготовительного класса норма занятий — 15 часов в неделю, не более трех в день. У первого класса количество уроков увеличивается, в старших классах может быть и 6 уроков.

В Швеции есть государственная учебная программа для каждого класса, в которой указаны цели, которые должны достичь ученики к концу каждого года обучения. Начиная с третьего класса, проводятся государственные контрольные работы по основным предметам.

С 2013 г. оценки стали выставлять, начиная с 6-го класса. До этого детям выставляли оценки только с 8-го класса. Сейчас обсуждается вопрос о выставлении оценок с 4-го класса.

Редакция: Как организовывается питание в школе? Кто несет ответственность за организацию питания?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Питание в школе бесплатное. Организовано для муниципальных школ централизованно. Частные школы могут присоединиться к муниципальным или иметь свою столовую, или заказывать питание в специальных местах общественного питания, которые могут обслуживать и школы.

Для детей, приходящих к 7 утра, предусмотрен завтрак, для всех детей — обед и полдник.

Редакция: Каков у вас основной функционал, зона ответственности, какие главные обязанности необходимо выполнять каждый день?

Екатерина Тихонова-Сернемар: У нас школа маленькая, поэтому я занимаюсь всеми административными вопросами, оплатами счетов, которых много, разрешением конфликтов между детьми, разговорами с родителями, учителями и так далее...

Редакция: Какая самая большая сложность в работе шведского директора?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Став ректором школы, помимо того, что у меня уже есть высшее образование, надо было опять пойти учиться в университет по специальности «ректор учебного заведения», при этом продолжать работать, а это больше, чем 8 часов в день. Нужно иметь колоссальное терпение и умение разговаривать с людьми, любить не только детей, но и их родителей. Понимать всех вокруг и полностью отдаться своей работе.

Редакция: Довольны ли работники своей зарплатой? Есть ли текучка кадров, или за работу держатся?

Екатерина Тихонова-Сернемар: В нашей школе нет текучки кадров, хоть зарплаты у нас чуть ниже, чем в муниципальных школах. Но у нас и учеников поменьше, а коллектив международный и просто отличный. Персонал школы приходит на работу с удовльствием, а это очень важный аспект. Наши зарплаты зависят от количества  учеников. Моя зарплата тоже ниже, чем у ректора муниципальной школы, а работать приходиться не меньше.

Редакция: Чтобы дополнительно заработать, в белорусских школах организуют платные кружки. Как зарабатывают дополнительное финансирование в шведских школах, в частности, в вашей?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Мы не зарабатываем дополнительно.

Редакция: Существует ли дресс-код в шведских школах как для детей, так и для учителей?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Дресс-кода в школах нет ни для учителей, ни для учеников. А жаль!

Редакция: Как часто в школу приходят проверяющие органы, что они проверяют, какие наказания могут назначать?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Первая проверка Школьной инспекции происходит через год после открытия школы, вторая — через пять лет. Это плановые проверки. Во время первой проверяют документацию, во время второй проверяют все, посещают уроки, разговаривают с персоналом школы и учениками. А дальше — через три или пять лет, по-разному. Если кто-то пожалуется, то могут внепланово прийти.

Наказания: от очень крупного штрафа до закрытия школы без права открыть ее снова.

Блиц-опрос
Любимая книга: Исторические романы.
Хобби: Обожаю собак, собирать грибы и танцевать.
Цитата, с которой идете по жизни: Все будет хорошо!
Любимый день недели, почему: Суббота и воскресенье, можно выспаться и никуда не торопиться.
Любимый шведский рецепт: Гратенг из картофеля (potatisgratäng) и яичный сыр (äggost). Готовить это не умею, но есть люблю. Очень вкусно.

Редакция: Как вы осуществляете, к примеру, закупку новых компьютеров в классы или любого другого оборудования?

Екатерина Тихонова-Сернемар: У нас есть фирма, которая занимается всем, что связано с компьютерами, интернетом и прочей техникой. Я звоню им, сообщаю, что нам нужно, они подбирают, рассказывают о технических показателях и ценах, а я, соответственно, говорю, что из предложенного нам подходит по техническим данным и цене.

Редакция: Много ли документации необходимо вести вам и вашим коллегам-учителям? Какого рода эта документация?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Да, документации много. Учителя ведут специальные папки на каждого ученика, проверяют домашние задания, проверяют контрольные, готовят материалы для уроков. У нас огромное количество планов, которые мы должны писать, типа «социалистического соревнования», только называются они по-другому: работа по равенству, профилактика унижения человеческого достоинства и т.д. Мы проводим педсоветы каждую неделю, работаем со специальной программой «Положительная психология», разрабатываем правила школы совместно с учениками, еженедельно занимаемся систематическим улучшением качества нашей работы. И все это необходимо зафиксировать на бумаге.

Редакция: Сколько дней составляет отпуск учителя в школе? А ваш?

Екатерина Тихонова-Сернемар: В Швеции отпуск составляет 25 рабочих дней. Учителя работают по несколько отличной от чиновников схеме. Рабочая неделя учителя составляет 45 часов. Из них 35 часов учитель должен находиться в школе, сюда входят и уроки, и подготовка к урокам, планирование. А 10 часов — это время, которое учителя могут потратить на посещение библиотеки и другие мероприятия, которые можно делать вне школы. Это время доверия: учитель продолжает работать за пределами школы. Поэтому учитель зарабатывает себе дополнительное время к отпуску: осенние каникулы, зимние каникулы и немного времени к летнему отпуску, к 25-ти дням. А вот отдыхать педагогам во время спортивных (sportlov — так называемые спортивные каникулы в Швеции, которые длятся 1 неделю в феврале или марте в зависимости от региона (с 7 по 10 неделю). В это время многие шведские семьи совместно с детьми выезжают на отдых) и пасхальных каникул у учеников или нет — в разных школах решают по-разному. У нас в школе учителя отдыхают все каникулы.

Учебный год в Швеции начинается в районе 20 августа и продолжается примерно до 14 августа. Осенние каникулы — 44-я неделя, зимние каникулы — рождественские праздники (с 20-х чисел декабря и до 9 января в этом году), спортивные каникулы — 7-я неделя, пасхальные каникулы и летние каникулы.

Учителя выходят из отпуска за неделю до начала учебного года и уходят в отпуск через неделю после окончания учебного года.

Мой отпуск составляет 25 рабочих дней.

Воспитатели продленного дня могут уходить в отпуск на 4 недели и одну неделю сохранять и использовать в другое время. Но вся школа закрыта 4 недели в июле.

Согласно шведскому законодательству трудовой отпуск должен быть предоставлен работнику в период с мая по сентябрь. Работник может взять весь отпуск, а работодатель не может отказать в отпуске. Сотрудник может (но не в школе) брать отпуск частями. Раньше вся Швеция уходила в отпуск в июле. Сейчас тоже основная часть предприятий закрыта в июле, поэтому все школы на 4 недели закрываются именно в июле.

Редакция: Какое сегодня должно быть образование у человека, чтобы его приняли на работу учителем?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Сейчас в школы принимают на постоянную работу учителей с удостоверением учителя. Удостоверение учителя выдается после года работы по специальности. Когда человек оканчивает университет, педагогический факультет, его берут на работу на год, после чего он подает документы для получения удостоверения учителя.

В начальной школе учитель должен преподавать все предметы, а начиная с 7-го класса работают уже предметники. У каждого учителя обычно есть два предмета, которые он может преподавать.

Редакция: Как проходит выпускной в вашей школе?

Екатерина Тихонова-Сернемар: Ежегодно в последний день учебного года вместо линейки у нас проходит концерт для родителей. На празднике мы вручаем грамоты об окончании нашей школы ученикам или 5-го, или 6-го класса. И они на следующий год идут в ту школу, которую выбрали вместе с родителями. Заявления в школу подают заранее, за несколько лет, т.к. во всех хороших частных школах обычно очередь. Но муниципалитет обязан предоставить место в ближайшей к дому муниципальной школе. А дальше выбор за родителями.

Когда у нас будет побольше учеников, то и мы откроем школу для учеников до 9-го класса. Сегодня у нас есть разрешение на обучение детей до 7-го класса.

Редакция: Выражаем вам огромную благодарность за согласие на интервью и увлекательную беседу! Желаем вам, вашим коллегам, ученикам и всему учреждению продуктивного и успешного 2018-го года!  

Беседовала Елена Алексане

3175 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок