
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Гимназия имеет богатую историю. Вячеслав Олегович, расскажите, как вы сохраняете традиции и внедряете инновации?
У гимназии № 3 действительно богатейшая история, и для меня как для руководителя чрезвычайно важно не просто сохранять наши традиции, но и органично вплетать в них инновации.
Наша школа всегда была в авангарде. В 1970‑е гг. мы одними из первых в республике освоили технические средства обучения, внедрив даже замкнутую систему телевидения. Это было предвидение цифровой эпохи. С тех пор мы не останавливаемся: в 1980‑х гг. у нас открылись педагогические классы по подготовке воспитателей детских садов, опорные классы с практическим применением микрокалькуляторов на уроках, экспериментальные математические спецклассы — прообраз современного профильного образования. В 1992 г. мы стали единственной на тот момент в Беларуси экологической гимназией, показав пример ответственного отношения к окружающей среде.
Традиции для нас — это не просто прошлое, это основа, на которой строится наше настоящее. Музей народного образования во дворе гимназии — это живая связь поколений, место, где наши ученики учатся уважать историю. А благотворительные концерты, которые наши ребята организуют с 2023 г. в социально-педагогических учреждениях, воспитывают в них человечность и сострадание. Церемония «Овация» — это признание наших достижений, гордость за успехи учеников и педагогов. Проект «Детский музей» и экспозиция о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны — это возможность для наших учеников через исследования лучше понимать историю своей страны.
Но мы не просто храним прошлое, мы смотрим в будущее. Открытые в 2018 г. STEM-кабинет (на базе которого в 2024 г. создан инженерно-технический центр), ИТ-класс (совместно с Барановичским государственным университетом) и новый факультатив «Лаборатория открытий» (совместно с Парком высоких технологий) — это инвестиции в будущее наших детей, возможность развивать их креативность и технические навыки.
Наши успехи — это результат такого сплава прошлого, настоящего и будущего. Победители республиканских олимпиад с 2012 г., призеры городской спартакиады с 2022 г., дипломанты конкурсов исследовательских работ республиканского и международного уровней — это свидетельство высокого качества образования. А ежегодные победы в творческих конкурсах, на футбольном поле (например, третье место в республике в 2013 г., за которое гимназия получила ценный подарок — современную площадку для мини-футбола) и выступления кукольного театра «Теремок» (с 2018 г.) показывают, что мы растим всесторонне развитую личность.
Какие факторы, на ваш взгляд, оказывают наибольшее влияние на успешность учреждения образования?
Альберт Эйнштейн очень точно подметил: «Не стремитесь к успеху, стремитесь приносить пользу». И я глубоко убежден, что именно этот принцип является краеугольным камнем успешности любого учреждения образования, в том числе и нашей гимназии.
Мы стараемся задавать себе вопрос: какую пользу мы можем принести детям, обществу, государству? И когда мы действуем, исходя из этого, успех приходит как закономерный результат.
РЕСУРСЫ ГИМНАЗИИ
Как вы оцениваете текущую обеспеченность гимназии оборудованием, инфраструктурой? Какие планы по обновлению и модернизации?
Говорить об обеспеченности гимназии — это значит говорить о наших возможностях создавать для детей среду, где они могут раскрыть свой потенциал. Сейчас, я бы сказал, мы обладаем достаточно неплохим арсеналом: 40 больших телевизоров, 16 проекторов, интерактивные доски и мультиборды, 22 компьютера и 70 ноутбуков, более 40 единиц копировальной техники, современный актовый зал, спортивные залы, мини-футбольное поле и, конечно, гордость гимназии — бассейн «Юность». Все это — результат постоянного стремления руководства гимназии соответствовать времени. Ведь без современной материальной базы невозможно говорить о реализации инновационных проектов и подготовке детей к жизни в цифровом мире.
Но, конечно, это не предел. Мы понимаем, что для дальнейшего развития нам необходимо:
- создать полноценную локальную сеть со своим сервером. Это позволит организовать единое информационное пространство для педагогов и учащихся, обеспечить доступ к образовательным ресурсам и упростить управление образовательным процессом;
- приобрести микшерный пульт минимум на 10 микрофонов. Это позволит значительно улучшить качество звука во время проведения мероприятий в актовом зале, сделать их более яркими и запоминающимися.






Какие планы по ремонту и благоустройству помещений и территории гимназии в ближайшей перспективе?
Я считаю, что успешное обучение начинается с комфортной среды. Поэтому ремонт и благоустройство помещений и территории — это для нас не просто «косметика», а важная инвестиция в будущее наших детей.
Уже сейчас мы имеем обустроенную территорию, комфортные условия для работы педагогов (питьевая вода, освещение, место для хранения и работы с методическими материалами, бесплатный доступ к копировальной технике). За последнее десятилетие более 90 % помещений превратились в современные кабинеты, оборудованные всем необходимым. Территория гимназии постоянно пополняется архитектурными формами, делающими ее более привлекательной и уютной. И все это, конечно, требует значительных материальных вложений.
В ближайшей перспективе у нас два важных проекта:
- постройка воркаут-площадки с уличными тренажерами;
- ввод в эксплуатацию спортивного зала для учащихся начальных классов.
Мы следим за тем, чтобы каждый уголок нашей гимназии был чистым, уютным и функциональным. Поддерживать порядок и планомерно добавлять новое — вот наш девиз в этом направлении.
Какие особенности в работу гимназии вносит бассейн?
Бассейн — это не просто место для физических упражнений, это возможность научить наших детей жизненно необходимому навыку — плаванию. Часто мы, взрослые, недооцениваем важность умения держаться на воде, а ведь оно может спасти жизнь.
Но конечно, чтобы бассейн приносил пользу и радовал наших воспитанников, нужно прилагать немало усилий. Ведь это сложный механизм, требующий слаженной работы.
✓ Во-первых, это команда профессионалов. Наши сотрудники — грамотные, вежливые, но в то же время строгие и внимательные инструкторы, которые знают, как сделать занятия безопасными и эффективными.
✓ Во-вторых, это обеспечение безопасности и четкого функционирования. Мы строго следим за расписанием, соблюдаем все санитарные нормы, своевременно проводим ремонт и тщательно выбираем обслуживающую организацию.
✓ В-третьих, это активная работа по продвижению бассейна. Мы используем все доступные средства рекламы: от газет и радио до сарафанного радио и социальных сетей. У нашей странички в Instagram более 2000 подписчиков, и, что особенно приятно, за последний месяц мы получили более 80 000 просмотров. Это говорит о том, что интерес к бассейну у жителей города растет.
✓ В-четвертых, это постоянные материальные вложения. Мы приобретаем современные аксессуары для плавания, например аквапояса, акваперчатки, спортивные нудлы, жилеты, и уделяем внимание акустической системе, чтобы занятия были еще более комфортными.
От редакции
Об организации работы в бассейне читайте в рубрике «Вопрос — Ответ».
РАБОТА С КАДРАМИ
Как вам удается привлекать и удерживать квалифицированные кадры в условиях ограниченного бюджета?
Вопрос привлечения и удержания квалифицированных кадров для нас — один из самых важных. Здесь, я уверен, многое зависит не от размера кошелька, а от тех нематериальных, но не менее ценных факторов, которые создают комфортные условия для работы и жизни.
✓ Во-первых, это, конечно же, личная харизма руководства. Важно создать атмосферу взаимного уважения, поддержки и доверия, чтобы каждый педагог чувствовал себя частью единой команды.
✓ Во-вторых, это гостеприимство коллектива. Дружелюбная, доброжелательная атмосфера, где каждый новичок чувствует себя комфортно и может рассчитывать на помощь и поддержку коллег, — это, безусловно, большой плюс.
✓ В-третьих, это, как мы уже говорили, комфортные условия на рабочем месте.
Но безусловно, мы не забываем и о материальной стороне. Законодательство позволяет поощрять педагогов за счет внебюджетных средств, а это — еще один стимул для роста и развития. Мы премируем лучших учителей, поощряем их за достижения и создаем дополнительные возможности для повышения квалификации.
Есть и еще один очень важный показатель, который говорит сам за себя: 22 ученика нашей гимназии — это дети наших работников, а 11 наших сотрудников — выпускники гимназии № 3. Это, пожалуй, самая лучшая рекомендация и доказательство того, что мы делаем все правильно.
Какую помощь в финансово-хозяйственной деятельности вам оказывает наш журнал?
В современном мире информации много, а вот найти действительно полезную, актуальную и проверенную — задача не из легких. И здесь ваш журнал оказывает нам, руководителям, неоценимую помощь в финансово-хозяйственных вопросах.
Бесценная особенность редакции — это, безусловно, обратная связь. Когда у меня возникает сложный вопрос, я уверен, что получу конкретный ответ в ближайшем номере журнала или по электронной почте. Это оперативно, эффективно и позволяет избежать ошибок.
Приведу конкретный пример: редакция помогла нам решить вопрос с категорией библиотекаря, а это напрямую влияет на заработную плату человека. Вроде бы мелочь, но для сотрудника это очень важно.
Мы также активно используем ваш портал EDSH.BY, где можно скачать образцы локальных документов и быстро получить обратную связь. За это вам огромное спасибо!
СОВЕТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ДИРЕКТОРОВ
Каждый директор проходит свой путь. Какой самый ценный совет вы могли бы дать начинающим директорам?
Самый ценный совет очень прост: не забывайте о главном — о детях.
В этом, конечно, нет ничего нового. Но именно эта, казалось бы, очевидная истина является путеводной звездой, которая должна освещать наш путь сквозь все сложности и перипетии директорской работы. Потому что за всеми инновациями, новыми методиками, материальной стабильностью и даже престижем должности стоят они — наши дети. С их переживаниями, с их стремлениями, с их будущим, которое очень скоро станет и нашим настоящим.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА