Как работать советам профилактики в учреждениях образования по новому положению: комментарий к Постановлению № 146
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как работать советам профилактики в учреждениях образования по новому положению: комментарий к Постановлению № 146

В 2017 г. нормативные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, претерпели значительные изменения. Ключевым моментом стало внесение Законом Республики Беларусь от 9 января 2017 г. дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Закон). Названные изменения вступили в силу с 1 июля 2017 г.

Внесение существенных изменений в Закон повлекло за собой необходимость приведения в соответствие ряда нормативных правовых актов, в т.ч. регулирующих вопросы деятельности советов учреждений образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Одним из таких документов стало постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» (далее — постановление № 146). Документ вступил в силу с 16 декабря 2017 г. Рассмотрим подробнее этот документ.

Нагорная Екатерина

Помощник прокурора г. Минска по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи

Косач Наталья

старший помощник прокурора г. Минска по правовому обеспечению, информации и общественным связям

4514 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

От редакции
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ 
Принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.11.2021 № 238«Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146».

Для начала обратим внимание на тот момент, что в соответствии с п. 2 постановления № 146 утратило силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. № 6 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Именно этот документ ранее регулировал деятельность совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Постановлением же № 146 утверждено новое Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — Положение).

Им внесен ряд новшеств и изменений, касающихся работы советов учреждений образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — совет профилактики).

Задачи и функции совета профилактики

Так, новое Положение расширило задачи и функции советов профилактики.

К основным задачам совета профилактики добавлена еще одна: осуществление контроля за организацией воспитательной и профилактической работы в учреждении образования (п. 2 Положения).

Также расширен и перечень функций советов профилактики (п. 3 Положения). 

От редакции
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Пункт 3 Положения изложен в новой редакции.
Совет профилактики осуществляет следующие функции:
• рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:
– обратиться в координационный совет, создаваемый в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" (далее - координационный совет), по месту жительства семьи для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;
– рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством;
– информировать структурное подразделение городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, об отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) в семье;

• организует индивидуальную профилактическую работу учреждения образования с несовершеннолетними, указанными в части первой статьи 5 Закона Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", за исключением несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних;

• принимает меры по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних;

• осуществляет анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними, обучающимися в учреждении образования, нарушению их прав и законных интересов;

• координирует проводимую в учреждении образования работу по информированию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также их родителей, опекунов (попечителей) о функционирующих в учреждении образования объединениях по интересам, а также об учреждениях дополнительного образования детей и молодежи города (района);

• принимает участие в правовом просвещении несовершеннолетних, их родителей, опекунов (попечителей);

• осуществляет иные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, предусмотренных законодательством;

• направляет в соответствии с принятым решением:
– не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики в координационный совет - выписку из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информацию по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее - мероприятия);
–  в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики - в государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие социальные услуги, иную помощь по устранению трудной жизненной ситуации, выписку из решения совета профилактики.

В настоящее время совет профилактики, среди прочего:

  • принимает решение о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении;
  • организует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, указанными в ч. 1 ст. 5 Закона, за исключением несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних;
  • отменяет решения о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении в случае устранения причин, повлекших признание детей находящимися в социально опасном положении;
  • осуществляет анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними, обучающимися в учреждении образования, нарушению их прав и законных интересов.

Обратите внимание
Из функций совета профилактики исключена следующая: обобщение и распространение положительного опыта работы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Новеллой Положения стало отдельное выделение функций совета профилактики специальных учреждений образования — специальных лечебно-воспитательных и учебно-воспитательных учреждений (ч. 2-3 п. 3 Положения).

Организация работы совета профилактики

В новом Положении нашел отражение ряд вопросов, касающихся организации работы совета профилактики, порядка принятия и оформления решений.

Конкретизирован состав совета профилактики (ранее приказом утверждался состав и не указывался период его действия), сроки, в которые должен определяться персональный состав и численность совета профилактики, а также порядок внесения изменений в состав совета профилактики в течение года. Ранее данные нормы Положение не закрепляло.

Полномочия участников совета профилактики

Определены полномочия председателя, заместителя председателя, секретаря и членов совета профилактики (п. 8-13 Положения), а также лица, которые могут быть приглашены на заседания совета профилактики (п. 6 Положения).

В частности, планирование работы совета профилактики отнесено новым Положением к компетенции заместителя председателя совета профилактики, а председатель совета утверждает данный план. Он же утверждает повестку заседания совета профилактики.

Выделим иные функции председателя совета профилактики (кроме уже названных), перечисленные в Положении. Так, председатель совета профилактики:

  • организует работу совета профилактики;
  • осуществляет систематический контроль выполнения принятых решений, анализирует их выполнение.
  • Заместитель председателя совета профилактики:
  • анализирует эффективность организации воспитательной и профилактической работы в учреждении образования;
  • готовит материалы к заседанию совета профилактики;
  • проводит правовую пропаганду среди несовершеннолетних, педагогического коллектива и общественности;
  • планирует работу совета профилактики (уже упоминалась выше);
  • выполняет иные задачи, определяемые председателем совета профилактики.

Секретарь совета профилактики:

  • обеспечивает подготовку заседаний совета профилактики и организационно-техническое сопровождение его деятельности;
  • информирует членов совета профилактики и приглашенных лиц о времени и месте заседаний, повестке заседания совета профилактики не менее чем за 10 календарных дней до его проведения;
  • оформляет протокол заседания совета профилактики (далее — протокол);

Форма протокола заседания совета профилактики

  • обеспечивает ознакомление всех членов совета профилактики с материалами заседания и протоколом.

Права и обязанности членов совета профилактики перечислены в п. 12–13 Положения.

О заседаниях совета профилактики

Новыми являются также положения, регулирующие правомочность заседаний совета профилактики и очередность рассмотрения на них вопросов.

Это важно
Заседания совета профилактики считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов его состава (ранее нужно было участие половины членов совета).

Очередность рассмотрения вопросов на заседании определяется повесткой заседания совета профилактики (ранее использовался термин «повестка дня»).

Первым рассматривается основной вопрос, включенный в план работы совета профилактики. После этого рассматриваются материалы, поступившие в учреждение образования из органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования, лиц, осуществляющих охрану помещений учреждения образования по вопросам профилактики и правонарушений, девиантного поведения обучающихся либо нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и иным вопросам. Затем рассматриваются результаты выполнения индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона, за исключением несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних.

Определены и требования, предъявляемые к принимаемым решениям. Теперь при вынесении решения по каждому из рассматриваемых вопросов необходимо указать срок его исполнения и лиц, ответственных за исполнение (ч. 1 п. 16 Положения).

Обратите внимание
В новом Положении указано, что решения принимаются двумя третями голосов от состава совета. В случае равенства голосов считается принятым решение, за которое проголосовал председатель совета профилактики, а в его отсутствие — заместитель председателя совета профилактики.

Что изменилось при оформлении протокола заседания совета профилактики?

Как и ранее, результаты заседания совета профилактики оформляются протоколом. Однако есть существенные отличия в порядке его подписания.

Директору на заметку
Если ранее протокол подписывали председательствующий и секретарь, то в настоящее время протокол подписывает заместитель председателя совета профилактики и секретарь, а руководитель учреждения образования утверждает его приказом.

Существенным является указание в новом Положении на то, что протокол является обязательным для исполнения всеми педагогическими и иными работниками учреждения образования, обучающимися.

В данном случае необходимо отметить, что фактически обязательными к исполнению являются решения совета профилактики, отраженные в протоколе, а не просто сам протокол.

Следует обратить внимание на еще одно значимое положение, которое нашло отражение в новом нормативном правовом акте.

Это важно
Совет профилактики в трехдневный срок после принятия решения должен направлять выписку из протокола родителям, опекунам (попечителям) несовершеннолетних, в отношении которых принято соответствующее решение совета профилактики (ч. 4 п. 17 Положения).

Также предусмотрена возможность обжалования решений совета профилактики в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (п. 18 Положения).

Формы документов, содержащиеся в Положении

При этом следует также обратить внимание на ряд других существенных моментов, которые были изменены либо уточнены в Положении.

Положением утверждены формы плана и протокола заседания совета по профилактике, что позволит учреждениям образования едино­образно осуществлять оформление необходимых документов.

Форма плана работы совета профилактики

Данные изменения призваны упорядочить работу советов профилактики и идут в ногу с изменениями в организацию работы субъектов профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым в том числе относятся учреждения образования.

Что еще можно было предусмотреть в Положении

Необходимо отметить, что заседания совета профилактики не всегда могут быть плановыми. Бывают ситуации, при которых заседания необходимо провести срочно, в так называемом «экстренном» или «внеочередном» порядке.

Это могут быть вопросы, связанные, например, с разрешением конфликтных ситуаций в коллективе несовершеннолетних учащихся или рассмотрением обращений несовершеннолетних, их родителей, опекунов (попечителей) по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, другие вопросы.

В таких случаях может возникнуть вопрос о невозможности соблюдения требований п. 11 Положения об обязательном информировании членов совета профилактики и приглашенных лиц о времени и месте заседания, повестке заседания не менее чем за 10 календарных дней до его проведения. Однако альтернативы Положение не содержит, данный вопрос не урегулирован.  

4514 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Сборник готовых решений: должностные и рабочие инструкции»

Сборник содержит порядок разработки, хранения, изменения должностной (рабочей) инструкции, правила ознакомления работника с инструкцией, типичные ошибки при составлении и...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 308
4
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок