Подборка ответов на актуальные вопросы о деятельности учреждения образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Подборка ответов на актуальные вопросы о деятельности учреждения образования

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2487 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Известно, что аттестационная комиссия создается в составе не менее пяти человек. Входят ли в нее директор, представитель профсоюзного комитета? Обладают ли правом голоса на заседании аттестационной комиссии представители отдела образования и вышестоящего профсоюзного органа?


Аттестация на присвоение квалификационной категории педагогических работников системы образования проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция по аттестации).

Согласно п. 14 Инструкции по аттестации аттестационная комиссия организации системы образования создается для аттестации педагогических работников этих организаций, исключая аттестацию педагогических работников на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист», в составе не менее пяти человек и избирается на собрании коллектива педагогических работников путем тайного голосования.

Кроме этого, в состав аттестационной комиссии организации системы образования входит руководитель этой организации или по его решению другое уполномоченное им лицо, а также представитель профсоюзного комитета (при его наличии), уполномоченный соответствующим профсоюзным комитетом.

Также в работе аттестационной комиссии могут принимать участие по одному уполномоченному представителю отдела (управления) по образованию местного исполнительного и распорядительного органа и вышестоящего профсоюзного органа. Указанные лица являются полноправными членами комиссии и обладают правом голоса.

Аттестация педагогических работников организаций системы образования, в которых из-за малого количества педагогических работников невозможно создать комиссию в количестве, указанном выше, проводится в аттестационной комиссии отдела (управления) по образованию местного исполнительного и распорядительного органа.


На основании какого документа учреждение общего среднего образования может взять на работу студента 4 курса обучения учителем по осваиваемой специальности, преподавателем дополнительного образования?


Квалификационные характеристики должностей специалистов определены в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — выпуск 28 ЕКСД).

В соответствии с выпуском 28 ЕКСД к должности «Преподаватель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», без предъявления требований к стажу работы.

К должности «Педагог дополнительного образования» — высшее (среднее специальное) образование по профилю образования, соответствующему направлению деятельности, без предъявления требований к стажу работы.

Вместе с этим согласно п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация, специальные знания и деловые качества, опыт работы по соответствующему направлению деятельности, инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.


Каждый диплом имеет серию и номер. Отражается ли в номере и серии диплома специальность и квалификация, которые могут влиять на повышение квалификации педагога?


В белорусском дипломе об образовании освоенная специальность и квалификация отражаются внесением специальных записей.

Номер и серия белорусского диплома (в отличие от дипломов об образовании, выданных в Российской Федерации) не связаны со специальностью и квалификацией, а потому не влияют на повышение квалификации педагога.


Имеет ли значение дата выхода учителя из отпуска по уходу за ребенком в вопросе получения им I квалификационной категории? Если да, то сколько лет должно пройти после выхода из отпуска по уходу за ребенком для того, чтобы педагог мог подать заявление на получение I категории?


Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам определены Инструкцией по аттестации.

Согласно п. 18 Инструкции по аттестации условиями допуска к аттестации являются:

  • наличие стажа работы в должности (два года с даты присвоения II категории);
  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством (не реже одного раза в три года).

Инструкцией не предусмотрены ограничения, связанные с выходом работника из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее — отпуск по уходу за ребенком).

Обращаем внимание на то, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не засчитывается в стаж работы, необходимый для аттестации.


В дипломе учителя указана специальность «Педагогика и психология дошкольная» с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Кроме того, педагогу присвоена квалификация воспитателя-методиста, учителя иностранного языка детского дошкольного учреждения (английский). По распределению учитель был направлен на работу в среднюю школу. Работая там, получил II, а затем I категорию, преподавая английский язык. Имеет ли он право работать уже в старших классах, а также получить высшую квалификационную категорию?


Квалификационные характеристики должности «Учитель» определены выпуском 28 ЕКСД.

К должности «Учитель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

В гимназии, гимназии-интернате, гимназии-колледже искусств, лицее, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования — высшее образование, соответствующее педагогической деятельности и преподаваемому учебному предмету, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующие преподаваемому учебному предмету, без предъявления требований к стажу работы.

С учетом ст. 26 Кодекса об образовании руководитель учреждения образования несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования и в соответствии с законодательством наделен правом издавать (принимать) локальные НПА, которыми регулируются в т. ч. и вопросы распределения педагогической нагрузки (по согласованию с профсоюзным комитетом).

Согласно ст. 52 Кодекса об образовании иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными НПА учреждений образования, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.

Таким образом, требование о соответствии преподаваемому учебному предмету образования лица, занимающего должность учителя, в отношении школы не применяется, т. е. законодательством не установлены отдельные квалификационные требования к должностям «учитель начальных классов», «учитель биологии», «учитель иностранного языка» и др. Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме.

Образование, указанное в вопросе, соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности «Учитель».

Педагогический работник, занимающий должность учителя и имеющий I квалификационную категорию по данной должности, имеет право претендовать на присвоение высшей квалификационной категории в порядке и на условиях, установленных Инструкцией по аттестации.


Почему учитель-дефектолог, работающий в пункте коррекционно-педагогической помощи, не подлежит профессиональному пенсионному страхованию? Он ведь тоже проводит консультативную работу и дополнительный контроль учебной деятельности (проверка тетрадей), хоть данный труд и не оплачивается.


В рамках работы по упорядочению льгот по досрочному пенсионному обеспечению с 1 января 2009 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (с последующими изменениями и дополнениями) введено профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (с последующими изменениями и дополнениями) в т. ч. утвержден перечень учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников (далее — Перечень) и Положение о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения (далее — Положение).

Профессиональному пенсионному страхованию подлежат педагогические работники учреждений образования, указанные в Перечне, при соответствии их работы всем установленным критериям оценки условий труда, предусмотренным Положением, и уплате за них взносов на профессиональное пенсионное страхование. Применение критериев оценки условий труда обусловлено необходимостью упорядочения пенсионных льгот.

С учетом применения критериев оценки условий труда сократился перечень педагогических работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию. В частности, профессиональному пенсионному страхованию не подлежит учитель-дефектолог, работающий на пункте коррекционно-педагогической помощи.

Согласно Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 с последующими изменениями и дополнениями) основной деятельностью учителя-дефектолога в пункте коррекционно-педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Учитель-дефектолог, включенный в п. 2 раздела 2 Перечня («Педагогические работники»), подлежит профессиональному пенсионному страхованию при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи не подлежит профессиональному пенсионному страхованию.

Расходы на профессиональное пенсионное страхование работников образования финансируются из бюджета. С учетом ограниченности его средств расширение Перечня получателей профессионального пенсионного страхования не представляется возможным.


Оплачивается ли преподавателям работа за период каникул? Если да, то на каком основании?


Оплачивается.

В соответствии с п. 9 Инструкции о порядке исчисления тарифной ставки (тарифного оклада), оклада педагогических работников с учетом педагогической нагрузки (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 с последующими изменениями и дополнениями) период каникул обучающихся, не совпадающий с трудовыми отпусками педагогических работников, является для них рабочим временем.

Согласно ч. 4 подп. 1.2 п. 1 вышеназванного постановления для целей оплаты труда педагогических работников под учебным годом понимается период с 1 сентября по 31 августа. На данный период преподавателям ежегодно устанавливается годовая педагогическая нагрузка. Оплата труда за периоды каникул в течение учебного года производится по ставкам с учетом педагогической нагрузки, установленной преподавателю на текущий учебный год (с 1 сентября либо с даты поступления на работу по 31 августа).

В бюджетной смете, смете доходов и расходов внебюджетных средств расходы на оплату труда предусматриваются в расчете на календарный год (12 месяцев).


У ребенка задолженность за питание в размере 2 руб. Руководство школы каждый день требует погасить долг. При этом ребенка в учреждении не кормят и не позволяют ему посещать «продленку», пока долг не будет погашен. Законно ли это?


Согласно п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании учреждение образования обязано обеспечивать создание необходимых условий для организации питания. Вопросы организации питания, своевременной оплаты за питание в учреждении образования находятся в компетенции его руководителя.

В соответствии с п. 18 Положения о группах продленного дня учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 № 201) общее руководство деятельностью групп продленного дня осуществляет руководитель учреждения образования.

Препятствий со стороны руководства учреждения общего среднего образования при посещении группы продленного дня и организации питания для учащегося, законные представители которого не внесли своевременно оплату за питание, не должно быть. 

2487 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Готовимся к новому учебному году правильно

Начало учебного года — всегда стресс для всех участников образовательного процесса. Статья поможет директору (как начинающему, так и опытному): • не растеряться в нача...
№ 8 (152) 2024 Маевская Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1546
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок