Об изменениях в Законе о пожарной безопасности
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Об изменениях в Законе о пожарной безопасности

Закон Республики Беларусь № 2403-XII «О пожарной безопасности» принят 15 июня 1993 г. (далее — Закон о пожарной безопасности). За прошедшее после его принятия время в этот Закон неоднократно вносились изменения.

Последние изменения в документ были внесены Законом Республики Беларусь от 11.11.2019 № 251-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности» (далее — изменения в Закон о пожарной безопасности).

При этом оказалось, что все статьи Закона о пожарной безопасности претерпели изменения. На основании этого можно утверждать, что Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» принят в новой редакции.

О содержании внесенных изменений, которые вступят в силу с 24.05.2020, и пойдет речь в статье.

Семич Владимир

Инженер, член Общественного объединения «Сообщество трудового права»

2149 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Принятием изменений в Закон о пожарной безопасности полностью изложены в новой редакции разделы III, IV (в действующей редакции этот раздел полностью исключен) и V Закона о пожарной безопасности.

Изменения в разделе III

Раздел III «Полномочия Президента Респуб­лики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. Обязанности должностных лиц организаций, работников и граждан в области обеспечения пожарной безопасности» состоит из 10 статей.

Структура и содержание статей данного раздела изложены по аналогии с их изложением в других законах и определяют полномочия всех органов государственного управления, а также обязанности и права должностных лиц организаций, их работников, а также граждан.

Директору на заметку
Обеспечение соблюдения законодательства о пожарной безопасности и международных актов является обязанностью руководителей, других должностных лиц государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных организаций. Их обязанности в области обеспечения пожарной безопасности устанавливаются законодательством о пожарной безопасности, международными актами, локальными правовыми актами организаций, трудовыми или гражданско-­правовыми договорами (ч. 2–3 ст. 14 изменений в Закон о пожарной безопасности).

В ст. 20 раздела III перечисляются обязанности руководителей и других должностных лиц организаций в области обеспечения пожарной безопасности. Так, они:

  • обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях;
  • создают при необходимости ор­ганиза­ци­онно-­штатную структуру, разрабатывают обязанности и систему контроля, обеспечивающие пожарную безопасность во всех технологических звеньях и на этапах производственной деятельности;
  • обеспечивают своевременное осуществление противопожарных мероприятий по предписаниям, требованиям органов государственного пожарного надзора;
  • обеспечивают внедрение научно-­техни­чес­ких достижений в противопожарную защиту объектов, организуют работу по изобретательству и рационализации, направленную на обеспечение безопасности людей и снижение пожарной опасности технологических процессов;
  • обеспечивают выполнение законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
  • создают в соответствии с законодательством внештатные пожарные формирования и организуют их работу;
  • обеспечивают содержание в исправном состоянии пожарной техники, оборудования и инвентаря, не допускают их использования не по прямому назначению;
  • организуют обучение работников мерам пожарной безопасности и обеспечивают их участие в предупреждении и тушении пожаров, не допускают к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж и (или) в случаях, предусмотренных законодательством, подготовку по программе пожарно-­технического минимума;
  • обеспечивают разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и организуют проведение практических тренировок по его отработке;
  • представляют по требованию органов государственного пожарного надзора сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений, объектов строительства и выпускаемой продукции, сведения и документы о пожарах и их последствиях;
  • принимают меры к нарушителям законодательства о пожарной безопасности и международных актов, взыскивают в установленном законодательством порядке материальный ущерб с лиц, виновных в возникновении пожара;
  • предоставляют в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Респуб­лики Беларусь технику, горюче-­смазочные материалы, продукты питания и места отдыха для личного состава при тушении пожаров;
  • выполняют иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Законом о пожарной безопасности и иными актами законодательства.

В свою очередь, согласно ст. 21 изменений в Закон о пожарной безопасности работники в области обеспечения пожарной безопасности обязаны соблюдать законодательство о пожарной безопасности и международные акты в части требований, являющихся составной частью их профессиональной деятельности.

Статья 23 данного раздела определяет порядок подготовки работников по вопросам обеспечения пожарной безопасности и проверки их знаний в данной области, включая порядок проведения противопожарного инструктажа, порядок проведения подготовки по программе пожарно-­технического минимума, а также категории работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе. Более детальный порядок проведения названных мероприятий будет определяться Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Обратите внимание
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется при получении дошкольного, общего среднего, профессионально-­технического, среднего специального, высшего образования, прохождении профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации (ч. 1 ст. 23 изменений в Закон о пожарной безопасности).

Изменения в разделе IV

Раздел IV «Внештатные и добровольные пожарные формирования. Добровольные пожарные организации» состоит из 8 статей.

Данный раздел введен впервые. До настоящего времени деятельность внештатных пожарных формирований регулируется постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13.10.1995 № 571 «Об утверждении положений о внештатных пожарных формированиях и смотрах противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах».

Во вводимой редакции данного раздела не содержится норм, регламентирующих работу внештатных пожарных инспекторов, клубов юных пожарных, учебно-­методических центров органов местного самоуправления и предприятий по обучению населения правилам пожарной безопасности. Одновременно с этим предусматривается функционирование добровольных пожарных организаций, которые могут создаваться в форме общественных или рес­публиканских государственно-­общественных объединений. При этом для реализации целей, предусмотренных Законом о пожарной безопасности, добровольные пожарные организации могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность.

Это важно
За участие в предупреждении и тушении пожаров членам внештатных пожарных формирований могут устанавливаться дополнительный поощрительный отпуск и другие виды поощрений в соответствии с законодательством о труде (ч. 2 ст. 28 изменений в Закон о пожарной безопасности).

Члены пожарных команд и пожарных дружин, незастрахованные, и (или) не прошедшие соответствующую подготовку, и (или) не обеспеченные экипировкой, пожарным аварийно-­спасательным оборудованием и инструментом для тушения пожаров, к участию в тушении пожаров не допускаются. Более детально порядок создания и деятельности внештатных пожарных формирований будет установлен Советом Министров Республики Беларусь.

Изменения в разделе V

Раздел V «Государственный пожарный надзор» состоит из 6 статей. В них детальным образом определены цели осуществления государственного пожарного надзора, обязанности и права этих органов, документы, которыми сопровождается их деятельность. Законом определено, что перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный пожарный надзор, устанавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Справочно: элементом новизны в данном разделе является норма ст. 35, которой установлено, что главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору по решению Министра по чрезвычайным ситуациям может быть один из его заместителей (не обязательно первый заместитель, как это было до настоящего времени).

Иные изменения

Также полностью изменены ст. 25, 8, 12, 46.

Измененной редакцией ст. 4 установлено, что государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности включает в себя:

  • государственный пожарный надзор;
  • надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
  • государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности.

Государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами государственного пожарного надзора.

В данной статье нет упоминания о ведомственном контроле республиканских органов государственного управления за состоянием пожарной безопасности.

Изменения ст. 5 являются редакционными и отражают сложившуюся практику планирования мероприятий на республиканском уровне.

Директору на заметку
Частью 1 ст. 46 изменений в Закон о пожарной безопасности, наряду с другими нормами, установлено, что ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности и международных актов в организациях несут персонально их руководители, по отраслям — руководители государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, по городам и другим населенным пунктам — местные исполнительные и распорядительные органы.

Ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности и международных актов в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору найма (аренды, субаренды, финансовой аренды (лизинга), безвозмездного пользования) — в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством.

Лица, нарушающие или не выполняющие требования законодательства о пожарной безопасности и международных актов, требования, предписания, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора, лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством (ч. 4 ст. 46 изменений в Закон о пожарной безопасности).

Отметим также, что из действующей редакции подлежат исключению:

  • ст. 6 «Участие трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности»;
  • ст. 9 «Подтверждение соответствия продукции, работ и услуг требованиям пожарной безопасности».

Изменения в Закон о пожарной безопасности вступят в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, а именно 24 мая 2020 года.

К этому времени Совету Министров Респуб­лики Беларусь поручено обеспечить приведение НПА в соответствие с Законом, а также принять иные меры, необходимые для реализации положений изменений в Закон о пожарной безопасности. 

2149 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель- методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогиче...
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 425
8

Получите и распишитесь, или Алгоритм применения дисциплинарного взыскания

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. Как поступить директору в такой непростой ситуации и...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1012
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок