Организация обучения детей-аутистов и с нарушениями опорно-двигательного аппарата
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация обучения детей-аутистов и с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В этом учебном году в условиях интеграции организована работа более 3,5 тыс. групп в детских садах и более 5,2 тыс. классов в школах. В интегрированных классах обучаются около 70 % детей с особенностями развития (по данным БЕЛТА). Работать с ними трудно всем: педагогам, классным руководителям, администрации школы, т. к. это малоизученная область и большая проблема. В статье — наработанные приемы и рекомендации педагогам-­практикам по организации обучения детей-­аутистов и с нарушениями опорно-­двигательного аппарата.

Пятница Татьяна

учитель-дефектолог высшей категории

1267 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обучение учащихся с РАС

Все чаще среди учащихся инклюзивной школы мы можем видеть детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Справочно: аутичность (от греч. αὐτός — сам) обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.
3 главных признака аутизма у детей:
• нарушение социального поведения;
• нарушение коммуникации;
• стереотипное поведение.

Нужно признать, что каждый аутист особенный, он может отличаться от других детей в классе, имеющих тот же диагноз.

Краткий портрет ребенка-­аутиста:

  • избегает прямого зрительного контакта или словно «смотрит сквозь»;
  • не умеет общаться с другими людьми, очень быстро устает от прямых попыток других людей пообщаться с ним, предпочитает быть предоставленным самому себе;
  • выглядит избалованным, непослушным, т. к. чаще всего не выполняет просьб, не реагирует 
  • на прямые обращения, ему трудно что-либо запретить, особенно когда дело касается значимых, особых для ребенка интересов;
  • мало использует речь и жесты для общения, часто механически повторяет одни и те же слова, фразы (эхолалия), не понимая смысла сказанного;
  • может проявлять агрессивность по отношению к другим детям или самоагрессию;
  • склонен к стереотипности движений (сидя раскачивается вперед-­назад, накручивает волосы на палец, много раз перекладывает предметы с места на место).

Памятка педагогу, обучающему ребенка с РАС

Это важно
В УОСО должна быть создана база специальных дидактических материалов и оборудования, укомплектован штат специалистов с соответствующими знаниями.

Обучение учащихся с НОДА

Понятие «нарушение функций опорно-­двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям:

  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • последствия полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
  • миопатию;
  • врожденные и приобретенные НОДА.

Основная группа в этой категории — дети с ДЦП, т. е. поражением двигательных систем головного мозга, проявляющимся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. Часто у этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому они нуждаются в психолого-­педагогической и логопедической коррекции. Но следует отметить, что у ребенка с ДЦП может быть и сохранная познавательная деятельность, в то время как проблема заключается в отсутствии возможности самостоятельно передвигаться, удерживать тело в определенной позе, нарушении звукопроизношения и значительном нарушении мелкой моторики и координации движений.

Справочно: основной вид психических нарушений при ДЦП — задержка психического развития (примерно у 50 % детей с ДЦП) и олиго­френия (у 25 % детей с ДЦП).

Вместе с тем не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллектуальной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП могут встречаться и нормальное, и задержанное психическое развитие, и умственная отсталость. Отклонения в развитии детей с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности.

Характерные проявления при ДЦП:

  • нарушения мышечного тонуса (спастика, ригидность — повышенный мышечный тонус, гипотония — снижение мышечного тонуса, дистония — стойкие непроизвольные мышечные сокращения);
  • ограничение или невозможность движений (паралич — невозможность движения, парез — резкое ограничение движения);
  • наличие насильственных непроизвольных движений (гиперкинезы, тремор), синкинезии;
  • неравномерно сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • нарушение сенсорных функций (слуховое, зрительное и тактильное восприятие);
  • гиперакузия — повышенная чувствительность к звукам, дискомфорт и болезненные ощущения при обычных звуках окружающего мира, которые другие люди воспринимают как нормальные;
  • нарушение мыслительных операций сравнения и обобщения;
  • трудности социальной адаптации.

Памятка педагогу, обучающему ребенка с ДЦП

Это важно
Нельзя оставить без внимания своеобразие формирования личности ребенка с ДЦП (неуверенность, повышенная внушаемость, наивность, иждивенческие установки).

Рекомендации, способствующие адаптации учащихся с ДЦП в условиях УОСО:

  • обеспечить ребенку мобильность (наличие пространства для передвижения в коляске к доске, наличие пандусов, отсутствие порогов, чтобы ребенок мог самостоятельно передвигаться в столовую, туалет);
  • предоставить за партой место для манипуляций (желательно, чтобы ребенок с ДЦП сидел за партой один);
  • подобрать лучшую позу для ответа (сидя, стоя);
  • рационально дозировать выполнение письменных и контрольных работ;
  • варьировать формы выполнения письменного задания;
  • на этапе формирования письма использовать не обычную тетрадь, а разлинованные альбомы большого формата или индивидуальную доску;
  • использовать метки и маркировки в тетради и учебнике (закладки, рамки, зажимы), чтобы облегчить ребенку быстрое нахождение нужного материала;
  • использовать индивидуальные пособия с прорезями;
  • перед ответом ребенка с ДЦП целесо­образно спросить здорового ученика (чтобы дать время подготовиться к ответу);
  • не учитывать при оценивании ответа особенности речи (монотонность, невыразительность, замедленный темп) и недостатки письма (почерк, несоблюдение строки);
  • использовать различные вспомогательные средства и приспособления, которые помогают как в учебной деятельности, так и в осво­ении бытовых навыков и навыков самообслуживания (специальные ручки, насадки на ручки, формирующие их правильное удержание при письме, специальные столовые приборы, средства передвижения).

Вывод

Дети с РАС и НОДА нуждаются в пожизненном социально-­психологическом сопровождении, неотъемлемой частью которого является психологическая и педагогическая коррекция. Цель коррекции — помощь в адаптации к окружающему миру на основе развития имеющихся ресурсов психики. Особенно важны следующие направления: развитие эмоциональной сферы, формирование коммуникативных навыков, коррекция нарушений поведения, формирование двигательной сферы. Задача руководителя учреждения образования — создать условия для реализации этих направлений.

1267 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок