Обучение и воспитание детей, имеющих нарушения зрения
Прежде всего следует уточнить, что у большинства людей с нарушениями зрения сохраняется остаточное зрение, которым они пользуются в повседневной жизни. Тем не менее условно можно выделить две группы учащихся, у которых есть нарушения зрительной функции: незрячие (реже — тотально незрячие, чаще — частично незрячие) и слабовидящие. У тотально незрячих отсутствуют зрительные ощущения. Для частично незрячих зрительные возможности варьируются от восприятия только света, определения его направления до различения контуров предмета на расстоянии.
Слабовидящие могут воспринимать объекты размытыми, неясными, могут иметь нарушения пространственного зрения (оценка удаленности объектов, расстояния между ними), сужение полей зрения (видят фрагменты объекта, не видят предмет целиком).
Это важно
Для всех детей с нарушениями зрения характерна малая двигательная активность, они предпочитают не выходить из класса во время перемены, плохо ориентируются в окружающем пространстве, у них отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов.
Для детей с нарушениями зрения характерны:
- ограниченность знаний и представлений об окружающем мире;
- неконкретность представлений, смешение похожих понятий (например, птицы и насекомые);
- формальный словарный запас с недостаточной предметной соотнесенностью слов (вербализм), когда ребенок слово знает, возможно, употребляет его в речи, но за словом не стоит образа;
- недоразвитие двигательных навыков;
- недоразвитие координации движений;
- недоразвитие пространственной ориентировки;
- низкая моторная активность, медлительность;
- двигательные стереотипные движения (потряхивание рук перед глазами);
- повышенная истощаемость;
- низкая психическая активность;
- невыразительная мимика.
У слабовидящих учащихся можно отметить:
- сужение, замедленность и неточность зрительного восприятия;
- нарушения цветоощущения, смешение похожих цветов спектра;
- затрудненность восприятия слабовыраженных признаков предмета (например, деталей предметов);
- нарушение бинокулярного зрения (при косоглазии);
- нарушения контрастной чувствительности;
- трудности в фиксации взора, прослеживании динамических изменений, оценке линейных и условных величин.
Для детей с нарушениями зрения очень важна организация пространственной среды, в которой проходит процесс обучения.
1. Так как для ребенка затруднено передвижение в пространстве, прежде всего необходимо обеспечить ему безопасность и возможность самостоятельности при передвижении. Необходимы сигнальные опоры, позволяющие безопасно передвигаться в помещении класса и здании школы. Такие опоры могут быть зрительными (указатели, знаки, таблички, разметка на полу, табло, световые маячки с цветными светофильтрами), тактильными (направляющие поручни, рельефные обозначения на стенах, различная фактура отдельных участков стен и пола), слуховыми (звуковые маячки и звуки естественного происхождения: тикающие часы, уличный шум за окном, звук колокольчика при открывании двери).
2. На пути следования ребенка не должно быть нагромождения предметов или мебели, не должно быть опасных и острых предметов.
Это важно
С учащимися класса проводится беседа о недопустимости оставлять открытыми окна и дверцы шкафов, о запрете оставлять выдвинутые стулья в проходе между рядами столов, о необходимости убирать с пути следования незрячего ребенка все травмоопасные предметы, т. е. соблюдать правило «постоянство пространства».
3. Необходимо заучить с детьми основные маршруты свободного передвижения в классе (входная дверь — рабочее место — доска — стол учителя).
4. Важной особенностью организации образовательной среды является применение специального оборудования (лупы, электронные увеличители, тифлоприборы) и адаптированных дидактических пособий (рельефные рисунки, чертежи, карты, аудиоматериалы, трехмерные изображения, сенсорные книги и др.).
Обучение и воспитание детей, имеющих нарушения слуха
Степень нарушения слуха, время возникновения нарушения, состояние речевого развития и навыков коммуникации, умение пользоваться остаточным слухом в коммуникативных и познавательных ситуациях условно подразделяют эту категорию детей с ОПФР на глухих, слабослышащих и позднооглохших.В любом случае нарушение слуха неизбежно приводит к различным особенностям развития познавательной сферы: зрительное восприятие имеет меньший объем, замедленный темп, отличается неточностью; внимание характеризуется трудностями распределения, переключения; образная память развита лучше, чем словесная; мыслительные операции анализа преобладают над синтезом.
Для слабослышащих характерны:
- затрудненность речевого общения;
- бедность речевого запаса;
- искаженный характер речи;
- неточность понимания и неправильное употребление слов;
- непонимание обращенной речи.
Неполноценный слух обуславливает речевое недоразвитие и ведет к изменению хода общего развития.
У глухих школьников отмечаются:
- невозможность речевого общения без специального обучения;
- затруднения в поиске предметов в пространстве;
- нарушения координации движений;
- недостаточность представлений и знаний об окружающем мире;
- ярко выраженная подражательность;
- дефицит эмоционального общения.
Позднооглохшие учащиеся имели в своем анамнезе период сохранного слуха, возможно, в это время успели сформироваться зачатки устной речи. Поэтому при поздней потере слуха у них еще некоторое время может сохраняться устная речь. Педагоги отмечают у таких детей:
- более высокий уровень сенсорного и интеллектуального развития по сравнению с другими детьми этой категории;
- в некоторых случаях резкие перепады настроения, нервозность, агрессивность;
- трудности установления контактов с окружающими.
Устную речь дети с нарушениями слуха воспринимают тремя способами: слухо-зрительным, слуховым и зрительным.
Наиболее полноценный — слухо-зрительный способ, когда ребенок видит лицо и губы говорящего и «слышит» его с помощью слухового аппарата или кохлеарного имплантата.
«Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха достаточно велики. При эффективном слухопротезировании (кохлеарной имплантации) в условиях квалифицированной педагогической помощи, организованной в оптимальные сроки (в младенческом и раннем возрасте), даже глухие дошкольники могут приблизиться к нормально слышащим сверстникам по уровню психического и речевого развития» (Шматко Н. Д., 1995).