Молодость и опыт: как руководителю работать с начинающим педагогом
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Молодость и опыт: как руководителю работать с начинающим педагогом

К вам пришел молодой специалист, выбравший интересную, но непростую профессиональную дорогу. Именно от руководителя учреждения образования зависит, насколько комфортно будет ему на первом рабочем месте. Давайте поможем ему адаптироваться и остаться в профессии в вашем учреждении образования.

В материале — о том, с какими проблемами и ситуациями может столкнуться молодой специалист и как их преодолеть, а также советы, основанные на личном опыте молодого педагога, оставшегося работать в школе.

Улахович Владислав

учитель истории и обществоведения 2-й категории, магистр исторических наук, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, стаж работы учителем — 4 года

1133 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Первый раз в первый класс: дисциплина на высоте

Одним из важнейших факторов успешного обучения и воспитания является дисциплина.

Это важно
Если дети не слушаются учителя, то и урок они слушать не будут.

Отношения с детьми распространяются и на предмет, который будет вести молодой педагог. Если дети его не полюбят, то и учить предмет будут только из-под палки. Поэтому расскажите молодому специалисту, как входить в новый класс «с миром»: уделить первые две-три минуты самопрезентации, поздравлениям с началом нового учебного года и т. д. После этого уже можно будет переключаться в серьезный, требовательный режим.

На первом уроке нужно быть особенно внимательным.

Напомните ему, что можно использовать такие правила:

  • тот, кто невнимателен и отвлекается, будет работать больше;
  • кто нарушает дисциплину — получает замечание;
  • на уроках работают, а отдыхают на переменах.

Это важно
Все, что будет разрешено (т. е. спущено с рук) на первом уроке, будет воспринято как разрешенное на всех последующих.

Завершить занятие стоит:

  • похвалой класса и отличившихся учащихся;
  • простым заданием занимательного характера, с которым может справиться большинство учащихся;
  • пожеланием удачи в дальнейшем, приятного аппетита перед столовой, хороших выходных, если урок был в пятницу.

В целом построение учебного процесса по принципу «хороший — строгий — хороший» показывает эффективность не только на первом занятии. Отсюда — важный совет молодому специалисту: соблюдайте баланс, и вам удастся сформировать приятное впечатление о себе и ответственное отношение к своему предмету.

От выживания к процветанию: поделитесь лайфхаками с молодым учителем

Руководитель учреждения образования, как правило, сам опытный педагог, у него есть свои приемы, которыми просто необходимо поделиться с молодым педагогом. Вот некоторые из них.

Лист с рассадкой класса

Из лайфхаков на первых уроках самым полезным может оказаться банальный лист с рассадкой класса. Учебный год с совершенно незнакомыми классами начинает каждый учитель, и схема рассадки порой дороже классного журнала. Благодаря ей можно сразу убить трех зайцев:

  • в незнакомом классе будет проще поддерживать дисциплину. Замечания «мальчику на третьей парте у окна справа» и «Мише Иванову» имеют очень разную эффективность. А еще это экономит время;
  • если дети будут пересаживаться (а с новым учителем они как минимум попытаются), это быстро вскроется. Перед началом урока всегда лучше предупредить, что те, кто сидит не на своем месте, получат дополнительное домашнее задание, и дать время занять свои места. После этого друзья-­болтуны, как правило, добровольно рассаживаются по местам;
  • учитель быстрее запомнит новый класс, и работа в нем в целом станет гораздо проще.

От редакции

О схемах рассадки администрации стоит позаботиться заранее, особенно в V классах, которые являются «новенькими», по сути, для всех учителей-предметников.


«Второй журнал»

Если учитель ведет у пары сотен детей предмет, который бывает 1‒2 раза в неделю, то прекрасно понимает, как хромает при этом его память. Кто-то получил дополнительное задание на дом (бонусом или наказанием), кто-то не выполнил задание и обещал показать в следующий раз, кого-то забрали готовиться к соревнованиям и они клятвенно обещали выполнить упражнение дома. Через неделю об этом учитель не вспомнит, как следствие — не проконтролирует. Поэтому посоветуйте молодому педагогу завести собственный блокнот в клеточку, разлинеить его, вписать учащихся и ставить там любые крестики, точки, вопросики и прочие условные символы, недопустимые в журнале официальном.

Генератор случайных чисел

Еще одной полезной мелочью может стал генератор случайных чисел на смартфоне. Продемонстрируйте учащимся экран телефона и объявите: «Теперь каждый раз при проверке домашнего задания как минимум одного учащегося буду выбирать не я, а он!» И свое обещание свято соблюдайте. Так почти полностью можно побороть эффект «у меня оценок много, меня точно не вызовут», да и от слабых учащихся почти перестанете слышать пресловутое «я сегодня не готов».

Быть последовательным

Если было обещано применить наказание (дополнительное задание, сниженный балл или др.), следует выполнять обещание. Если невозможно выполнить, то и не следует обещать.

Тактический набор инструментов учителя

Далее хотелось бы поговорить о том, какое оружие есть в арсенале каждого педагога, и предложить молодому специалисту правильно его использовать.

Голос

Он должен быть достаточно громким, чтобы вас в нормальных условиях слышали даже последние парты. Не надо стесняться, надо стараться говорить четко, иначе учащиеся, которые не слышат, быстро найдут себе другое занятие. При этом нельзя никого перекрикивать, если становится шумно, лучше остановиться и добиться тишины. Вообще кричать нельзя, можно лишь повысить голос, если первое ваше замечание не было услышано, хлопнуть в ладоши, по столу. Если же сорваться на крик, авторитет педагога может быстро сойти на нет. Кроме того, родители быстро об этом узнают и не оценят такие методы.

Дневник

Для начала надо добиться, чтобы он был. Лучше всего разобраться с этим до звонка или сразу после него. Удобно проверять время от времени детей на готовность к уроку: все показывают тетрадь, учебник, дневник, а тот, у кого нет чего-либо из перечисленного, получает 11 вопрос в тесте, идет отвечать устно первым, теряет 1 балл от отметки. Но не стоит сразу писать сообщения родителям, порой достаточно собрать дневники у отдельных учащихся себе на стол, и тогда на некоторое время воцарится гармония.

Повышенное внимание к болтунам

Наказывать низкой отметкой за плохое поведение нельзя, но никто не запрещает вызвать нарушителя рабочей атмосферы к доске первым при проверке домашнего задания или после объяснения новой темы. Кроме того, допустимо дать учащемуся дополнительное задание на дом, мотивируя это тем, что он был невнимателен в определенный момент урока и учитель хочет проверить, как ученик усвоил то, о чем говорилось. Для эффективности данного приема необходимо обязательно пометить себе провинившегося и на следующем уроке проверить выполнение задания.

Индивидуальная беседа

После урока надо пригласить учащегося к себе. Следует быть строгим, но спокойным, без агрессии и упреков узнать, почему он отвлекался, объяснить, что учащийся мешал вести урок, мешал другим получать новые знания. В конце беседы надо убедиться, что слова были услышаны. Если же справиться своими силами не получается, первым делом молодому педагогу следует подключить родителей и классного руководителя. Причем нужно и замечание написать, и к классному обратиться. Ведь дети, как и их семьи, разные. Где-то воспитательная беседа пройдет эффективнее дома, а где-то родители могут не уделить должного внимания, зато «вторая мама» проведет качественную воспитательно-­мотивационную беседу.

«Тяжелая артиллерия»

Если все описанное выше не действует, рекомендуйте обращаться к вам, вашим заместителям и социальному педагогу.

Это важно
Администрация в учреждении образования существует для того, чтобы помочь справиться с наиболее сложными ситуациями.

Трудный разговор: стратегии общения с родителями

Молодому педагогу в случае явных конфликтных ситуаций с родителями лучше не общаться с ними напрямую, а делать это через классных руководителей и администрацию, ведь коллеги на его стороне, а родители чаще всего бескомпромиссно на стороне своего чада.

Почему это важно?

  • Ваши сотрудники уже знакомы с этими людьми.
  • У них в общении с родителями гораздо больше опыта.

Как показывает практика, общаться со взрослыми еще сложнее, чем с детьми, так что не стоит 

бросаться на амбразуру. Кстати, иногда на фразе «давайте обсудим это в кабинете завуча» конфликт исчезает или меняется его тональность. Конечно, при условии, что молодой педагог в ситуации прав. Некоторым родителям порой просто хочется покричать на других, поскандалить, самоутвердиться за чужой счет, покачать права. Такие люди видят в молодом учителе легкую жертву.

Начать сильно: методические советы

Теперь о том, как облегчить организа­ционно-­методический процесс. Тут многое будет зависеть от того, как к приходу молодого специалиста подготовилась школа. Молодого специалиста еще до начала учебного года нужно ознакомить с полезной документацией, оказать помощь в ее изучении.

Перечень рекомендуемых документов для учителя:
• инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Об организации образовательного процесса» на новый учебный год;
• учебная программа по предмету;
• нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;
• календарно-тематическое планирование;
• план-конспект учебного занятия.

Перечень необходимой инструктивно-­мето­дической базы помимо директора может предоставить учитель-­предметник той же специальности, что и молодой специалист, или руководитель учебно-­методического объединения.

Это важно
Закрепите за молодым специалистом опытного педагога-наставника, всегда готового прийти на помощь. Чтобы наставничество не стало формальностью и нелюбимой дополнительной нагрузкой, продумайте формы и объем материального стимулирования педагога-наставника.

Молодой специалист может пользоваться готовыми планами-­конспектами или же обратится за помощью к коллегам, у которых могут быть готовые шаблоны планов уроков, варианты карточек для проверки домашнего задания, презентации. Советуйте молодому педагогу брать все, чем с ним готовы делиться. Как правило, эти материалы будут лучше тех, что он может найти в Интернете, или же будут их улучшенной и адаптированной версией.

Если молодому специалисту назначили классное руководство, готовые образцы документации по классному руководству сэкономят невероятно много часов и нервов. Кроме того, посоветуйте ему обращаться к другим классным руководителям за помощью, ведь у каждого есть папка классного руководителя с множеством полезных материалов: от рядового бланка инструктажа при проведении экскурсий до итоговых таблиц в Excel с автоматическим подсчетом среднего балла и уровней успеваемости.

В целом в первый учебный год рекомендуйте больше пользоваться готовыми материалами при проведении занятий, мероприятий, информационных часов, при необходимости творчески перерабатывая их. Пусть молодой педагог приберегает силы и не изобретает велосипед. Со временем он выработает собственный педагогический стиль, поймет, какие формы работы ему больше подходят.

Два добрых совета молодому специалисту от руководителя

1. Не стоит стараться сделать всё, сразу, самостоятельно и лучше всех.

2. Отдыхать, чтобы избежать выгорания.


От редакции

Ответы на многие вопросы, волнующие молодых специалистов и руководителей по данной теме, вы можете найти в нашей тематической подборке «Молодые специалисты».

1133 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Безопасная эксплуатация: кто должен входить в состав комиссии по проведению технического осмотра зданий

Ежегодно два раза в год, весной и осенью, комиссии организаций проводят общие технические осмотры (обследования) зданий и сооружений, которые они эксплуатируют.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 348
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок