Как создать одно из лучших УОСО страны
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как создать одно из лучших УОСО страны

В настоящее время ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска» известно как ведущее учебное заведение страны. В статье директор гимназии делится стратегией и секретами своего успеха.

Киселев Константин

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска», член совета специального фонда Президента Респуб­лики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов

743 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Почему именно мы

Высокое качество образования, дающееся в стенах гимназии, позволяет ее выпускникам выигрывать олимпиады и конференции самого высокого уровня, без труда поступать в самые престижные учебные заведения Республики Беларусь, а само учебное заведение неоднократно было признано Министерством образования лучшим учреждением общего среднего образования, расположенным в городской местности.

Однако подобные результаты у гимназии были далеко не всегда. Если сравнить результативность 2023 г. и десятилетней давности, то можно убедиться, что по ряду показателей гимназия приросла в 2‒3, а то и десятки раз!


Статистика

Основные критерии и показатели деятельности ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска» (сравнительный анализ)


До 2013 г. гимназия никогда не заносилась на доски почета любого уровня.

За 10 лет (с 2014 по 2023 г.) ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска» удостоено следующих наград:

  • признание Министерством образования гимназии лучшим учреждением общего среднего образования, расположенным в городской местности (2020, 2022);
  • признание гимназии лучшим учреждением общего среднего образования Витебской области (2020‒2023);
  • занесение на Республиканскую доску Почета как победителя соревнования среди организаций образования и науки (2015);
  • занесение на Доску Почета Витебской области (2016, 2023);
  • занесение на Доску Почета города Витебска (2014, 2018, 2021, 2022);
  • занесение на Доску Почета Железнодорожного района г. Витебска (2018);
  • награждение Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь за значительный вклад в реализацию социальной политики Республики Беларусь (2021);
  • награждение Почетной грамотой Витебского областного исполнительного комитета за создание результативной системы работы с одаренными учащимися (2023).

Как мы это сделали

Думаем, что читателям журнала будет небезынтересно узнать, за счет чего произошел данный прорыв, какие управленческие механизмы были задействованы для выхода на новый уровень. Мы провели анализ своей работы и хотим представить 9 основных управленческих составляющих прогресса гимназии.

1. Долгосрочная стратегия развития

Это важно
Главную зону ответственности руководителя в любой сфере можно свести к триаде «стратегия — кадры —финансы».

Если кадровыми и финансовыми вопросами занимается абсолютно любой директор школы, то лежащей в основе всего стратегической деятельностью по развитию учебного заведения — далеко не все. А ведь именно стратегический менеджмент позволяет выделить и найти необходимые ресурсы для обеспечения совершенствования и развития деятельности учреждения на определенный период в будущем. Обычно стратегические ориентиры отражены в программе развития.


Словарь

Программа развития — это важнейший стратегический документ инновационного образовательного учреждения, который фиксирует системные элементы его развития в долгосрочной перспективе.


В гимназии действует программа развития «Гимназия максимальной реализации» на 2021‒2025 гг. Ежегодно на совещании при директоре, августовском заседании педагогического совета анализируется ее выполнение.

Важным является понимание того, что развитие учебных заведений не может быть единым, оно индивидуально для каждого из них, хотя и должно коррелироваться с едиными установленными стандартами. При этом в большинстве учебных заведений программа развития отдается на откуп заместителям, как и весь образовательный процесс.

Это важно
Если директор не является истинным лидером образовательного процесса, школа никогда не будет демонстрировать высокое качество образования.

В основу программы развития «Гимназия макси­мальной реализации» заложена идея максимальной реализации духовно-­интеллектуальной индивидуальности учащегося, отвечающей принципам устойчивого развития современного информационного общества, национальным интересам государства и его развития с учетом стратегии и потребностей инновационной экономики, т. е. первоначально определена миссия учреждения образования.

В связи с реализацией миссии от сугубо лингвистической гимназии произошел кадровый и ментальный переход к идее многопрофильного учебного заведения на базе совершенного владения государственными и иностранными языками.

2. Многопрофильность

Одним из краеугольных камней стратегии «Гимназия максимальной реализации» стала организация многогранного профильного образования. На данный момент гимназия организует работу по 5 основным профилям, начиная с VIII класса: информационно-­техно­ло­гическому, медицинскому, экономическому, лингвистическому и юридическому. Самое важное, что результативность каждого из профилей находится на высочайшем уровне. В этом смысле, мне кажется, идея математических, лингвистических, химико-­биологических школ отошла в прошлое. Ведь изначально неизвестно, какие именно доминантные способности будут открыты в ребенке, какое предметное направление будет ему действительно близко. И для того, чтобы не сужать, а напротив, расширять диапазон реализации ребенка, в учреждении образования любая предметная отрасль должна быть закрыта самыми высококвалифицированными педагогами, создана должная методическая и учебно-­технологическая база для преподавания всех наиболее востребованных предметов на повышенном уровне.

Любое современное УОСО, стремящееся быть конкурентоспособным, должно быть многопрофильным.

3. Кадры

Определяющими управленческими шагами по работе с кадрами стали:

  • привлечение педагогов, необходимых для реализации стратегии;
  • обучение и повышение квалификации имеющихся педагогов;
  • стимулирование деятельности учителей.

Никогда не утратит актуальности тезис о том, что кадры решают все. Поэтому основой своей руководящей деятельности я вижу грамотный подбор, расстановку и обучение педагогов. Исследуя мировой опыт управления развитием образовательных организаций, я сделал вывод, что все мировые высокоэффективные школьные системы сосредоточивали внимание на повышении качества работы учителя, поскольку именно этот фактор оказывает прямое влияние на образовательный уровень учеников.

За годы работы в гимназии нам удалось создать один из самых ярких педагогических коллективов в образовательном пространстве Витебщины и страны, закрыв проблемные позиции настоящими звездами педагогического Олимпа, теми педагогами, которые, придя в гимназию уже состоявшимися профессионалами, смогли выйти на новый уровень, достичь высоких образовательных результатов республиканского и международного уровней. Начиная с 2013 г. для работы в гимназии были привлечены более 40 учителей, т. е. педагогический состав обновился почти на 50 %. В работе с одаренными учащимися участвуют 8 преподавателей вузов, кандидаты и доктора наук. За последние годы значительно прогрессировали педагоги-­старожилы, среди которых немало выпускников гимназии.

В качестве основных ресурсов развития профессиональной компетентности педагога были использованы следующие:

  • участие в инновационной и экспериментальной деятельности, освоение и использование новых педагогических технологий.
    Эта деятельность в гимназии дополнительно оплачивается;
  • организация работы по повышению квалификационной категории педагогов сразу при достижении возможного срока (все знают мое требование о том, что «в гимназии № 2 больше трех лет с первой категорией не сидят!»).
    Аттестация на квалификационную категорию — один из самых эффективных механизмов обобщения педагогического опыта, переосмысления собственной педагогической системы. Не стоит забывать и о том, что высокая категорийность напрямую влияет на заработную плату педагогов, а также на увеличение общешкольного премиального фонда, поэтому директор обязан добиваться от сотрудников повышения категорийности как с образовательной, так и с экономической точки зрения;
  • требование трансляции собственного педагогического опыта.
    Одним из главных итогов работы учебно-­методических объединений гимназии я считаю количество опубликованных материалов в научно-­методических изданиях Республики Беларусь;
  • организация участия в семинарах, педагогических конференциях, стажировках; обучение в учреждениях дополнительного образования взрослых.

Самое ценное, что можно почерпнуть в педагогической профессии, это опыт, идеи, которые могут стать катализатором профессионального развития учителей. В этом смысле руководитель обязан не жалеть ни времени, ни финансов для обучения педагогов учебного заведения, предоставления возможности и себя показать, и на других посмотреть.

Важнейшим вопросом директора школы является стимулирование сотрудников. У меня часто спрашивают: «Как вам удается привлечь таких знатных педагогов? Сколько вы им платите?» Если говорить о заработной плате, то она напрямую зависит от результатов. К примеру, в гимназии существует практика, согласно которой учитель ежемесячно получает премиальные надбавки в течение всего следующего года в случае подготовки победителей республиканских и международных олимпиад, республиканского конкурса работ исследовательского характера.

При этом отмечу, что, не умаляя финансового стимулирования как действенного метода мотивирования педагогов, в нашу гимназию учителя идут не за баснословными барышами — их в бюджетной организации и быть не может, да и на своих прежних местах большинство педагогов получали сопоставимую зарплату. Идут за спокойной и доброжелательной атмосферой, за чутким вниманием руководителя к любым жизненным и профессиональным потребностям, за возможностью профессионального роста, работы с мотивированными и одаренными учащимися. Приглашая педагога, я создаю для него должную инфраструктуру образования, которая включает как обеспечение учителя необходимым оборудованием, так и устройство его ребенка в хороший детский сад, помощь в медицинских услугах для членов семьи и многое другое.

Не стоит недооценивать и роль морального стимулирования. Моральное стимулирование — это не только похвала и признание достижений работников, но и создание культуры взаимоуважения и открытого общения. Оно охватывает множество аспектов: от создания здорового психологического микроклимата до предоставления возможностей профессионального роста.

Признание достижений в т. ч. выражается в ходатайствах руководителя на награждение сотрудников грамотами и наградами различного уровня. Здесь важно быть убедительным и лично объяснить руководителям самого высокого уровня необходимость награждения педагога за его вклад в развитие системы образования. Начиная с 2013 г. 13 педагогам гимназии № 2 г. Витебска были вручены нагрудные знаки Министерства образования «Отличник образования», трое работников были награждены медалью «За трудовые заслуги», двое стали обладателями почетного звания «Заслуженный учитель», шестеро — лауреатами самой высокой награды Витебской области «Человек года Витебщины». 45 учителям были вручены грамоты Министерства образования. Вопрос награждения сотрудников, несомненно, входит в зону ответственности директора.

4. Индивидуальный образовательный маршрут

Речь идет о построении индивидуального образовательного маршрута для каждого мотивированного учащегося. Начиная с IV класса на факультативе по русскому языку, в процессе бесед с педагогами и учащимися я знакомлюсь с каждым способным ребенком в гимназии и лично курирую его индивидуальный образовательный маршрут, находя ему учителя и классного руководителя, которые подходят к его индивидуальным особенностям. Ежегодно учителями разрабатывается план работы с каждым одаренным учащимся. Впоследствии для самых одаренных ребят составляется индивидуальный план его подготовки к респуб­ликанским и международным олимпиадам, конференциям. В процессе работы с мотивированными и одаренными учащимися активно используются возможности Национального детского технопарка, тематических образовательных смен республиканских оздоровительных лагерей «Бригантина» и «Зубренок». Каждые каникулы в гимназии работает профильный лагерь по подготовке учащихся к олимпиадам различного уровня. С мотивированными учащимися персонально работают психологи для снятия тревожности, минимизации стресса, формирования позитивных мировоззренческих установок. Традиционной является и беседа директора с каждым мотивированным учащимся с рефлексией по итогам учебного года, очередного этапа предметной олимпиады, в процессе которой выявляются проблемы и ищутся необходимые ресурсы для дальнейшего прогресса гимназистов.

5. Воспитание патриота

Здесь имеется в виду создание многогранной системы воспитательной работы, направленной на формирование гражданина-­патриота. В начале и середине 2000‑х гг. в гимназии действовала программа развития «Школа культуры мира». Данная концепция распространялась и на организацию воспитательной работы. В самом названии был заложен пиетет перед иностранным, ориентация на чужое мировоззрение и мировосприятие. Это была тенденция времени, которая позже едва не стала роковой для нашей страны… Придя в гимназию в 2009 г., я жестко и однозначно поменял стратегию организации воспитательной работы на формирование гражданско-­патриотических качеств личности, ведь по-иному и быть не может в государственном учреждении образования, основной целью которого является подготовка кадров для развития нашей страны, тех граждан, высшей целью которых является счастливое будущее родной Беларуси.

За последние годы многое было сделано в гимназии в этом контексте: создан центр пат­риотического воспитания «Память» имени Героя Советского Союза В. А. Тышевича, реконструирован памятник выпускникам школы, погибшим в годы Великой Отечественной вой­ны, учащимися совместно с педагогами проводится поисковая работа по установлению имен погибших в годы вой­ны и многое другое. Даже оформление каждой стендовой экспозиции в гимназии включает крупицу родного города, области, страны.

Важной идеей организации воспитательной работы является мысль о том, что гимназия должна предоставлять максимально широкий спектр реализации творческих и спортивных способностей, эдакое «все включено» для родителей и детей, которым не нужно тратить время и деньги на посещение кружков и секций где-то в учреждениях дополнительного образования. Эстрадная, хореографическая и драматические студии, гимназический хор, студия бального танца, интеллектуальный центр «Эрудит», SCRATCH-программирование, клубы юных инспекторов движения и юных спасателей, военно-­патриотический клуб «Родина», спортивные секции футбола, волейбола, 

настольного тенниса, шахмат и биатлона — все эти направления пользуются неизменной популярностью у учащихся из-за высокого уровня педагогов-­преподавателей, самых востребованных в городе специалистов в данных отраслях, с которыми удалось договориться о сотрудничестве. Данная концепция организации многогранной образовательной и воспитательной реализации детей также является одним из конкурентных преимуществ гимназии.

6. Материально-техническая база

В гимназии ведется активная работа по поиску возможностей для развития современной учебно-­технологической и материально-­технической базы учреждения. Здесь даже комментировать ничего не стоит: понятно, что без нужного оборудования не подготовишь ребенка к практическому туру олимпиад, а с Интернетом, компьютерами и мультибордами в каждом кабинете осваивать науки гораздо проще, чем без них. За 5 лет нам удалось создать оснащенные самым современным оборудованием кабинеты химии, физики, географии, биологии, развить информационную базу: в гимназии действуют три новых компьютерных класса, компьютерные зоны в ряде учебных кабинетов, 30 мультибордов и т. д. За выделенные бюджетные средства был произведен капитальный ремонт всех этажей основного здания гимназии и пристройки, пищеблока и обеденного зала. И здесь особые слова благодарности хочется высказать руководству Витебской области, начальнику главного управления по образованию Д. Л. Хоме, руководству Железнодорожного района г. Витебска и начальнику отдела по образованию, спорта и туризма А. А. Михайловой за финансовую помощь и поддержку, а еще больше — за моральную поддержку любых начинаний. Это огромное искусство начальника любого уровня — мотивировать.

Это важно
Известная истина: плохой руководитель не дает спокойно работать и развиваться, хороший руководитель не мешает работать, отличный — помогает.

Гимназии № 2 г. Витебска повезло: нынешние результаты стали возможны в т. ч. и благодаря руководству органов управления образованием, которые всегда готовы помочь и вместе с педагогами гимназии являются творцами нашего уникального учебного заведения!

При этом современный руководитель должен не уповать исключительно на бюджетное финансирование, а активно привлекать все возможные ресурсы для развития материально-­технической базы: это работа со спонсорами и шефами, использование средств добровольных пожертвований родителей, а также средств, полученных от оказания платных образовательных услуг, сбора и сдачи вторичного сырья, организации работы профильных трудовых лагерей и др.

7. Имидж

Необходимо создавать позитивный имидж учебного заведения, усиливать контингент учащихся. Я уделяю серьезное внимание стратегическому управлению имиджем учебного заведения. И это отнюдь не случайно. Результаты исследований ученых свидетельствуют о взаимосвязи позитивного имиджа учебного заведения и качественных показателей его деятельности, а соответственно, формирование имиджа учреждения является одной из самых актуальных задач любого педагогического коллектива.

Необходимость формирования положительного имиджа определяется следующими причинами:

  • конкуренция среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за контингент учащихся;
  • доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам: финансовым, информационным, человеческим;
  • образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, т. к. предстает способным в большей степени обеспечить стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
  • эффектом приобретения образовательным учреждением определенной силы — в том смысле, что создается запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в т. ч. к инновационным процессам.

Механизмы создания позитивного имиджа различны. Это и постоянное пребывание на страницах печатных СМИ, на телевидении и, что является все более важным, в интернет-­ресурсах. Наша гимназия здесь активна как никакое иное учреждение образования: региональные газеты «Витьбичи», «Витебский вестник», республиканские «Настаўнiцкая газета» и «Советская Беларусь», телеканалы «ОНТ», «Беларусь 4», «Витебск», интернет-­ресурсы (такие как портал «Город Витебск бай»), социальные группы «Витебск сити» и многие другие являются нашими постоянными партнерами по освещению событий, проходящих в гимназии, достижений наших учащихся и педагогов.

Серьезный вклад в формирование имиджа гимназии вносит и созданная в начале 2019 г. Лаборатория подготовки талантов. Это важный социальный проект, связанный с развитием одаренности школьников Витебска по ряду предметов: иностранным языкам, математике, программированию, химии, истории, географии. Занятия проходят по субботам, бесплатно, для одаренных и мотивированных учащихся Витебска и Витебского района (уровень учебных достижений по этим предметам должен быть не ниже 9‒10 баллов). Ведут их ведущие педагоги области и страны в данных предметных отраслях. Этот проект важен для нас и как инструмент привлечения одаренных учащихся. Благодаря ему за несколько лет в гимназию были привлечены учащиеся, которые впоследствии стали победителями рес­публиканских и международных олимпиад.

При этом мы должны всегда помнить, что лучшая реклама — это коммуникативные ресурсы. И здесь все зависит от каждого из педагогов, от качества проводимых уроков и воспитательных мероприятий, от требовательного, но внимательного и заботливого отношения к учащимся.

8. Новая ментальность коллектива

Со временем сформировалась новая ментальность гимназического сообщества: коллектив, мотивированный на значительный успех. Под ментальностью понимается определенный образ мыслей, социальных и психологических установок, присущих гимназическому сообществу. Изначально учителей гимназии едва ли можно было назвать единомышленниками. Поэтому немало времени понадобилось для построения особой образовательной среды и создания собственной ментальности коллектива. В ее основе — достижение значительных результатов, необходимость дополнительной работы и тенденция к постоянному саморазвитию и прогрессу. Постепенно, с годами, мои управленческие формулы «мы всегда стремимся к первому месту», «коллектив, мотивированный на значительный успех», «перед любым образовательным мероприятием мы должны выйти на свой максимум», «мы обязаны работать больше других для получения более высокого результата», девиз учебного заведения «Гимназия максимальной реализации» были поддержаны членами гимназического сообщества, позволили изменить профессиональную ментальность работников и сформировать новую ментальность образовательной среды.

«Мы пришли, чтобы победить» — уверенно и четко говорят наши учителя и гимназисты во всех уголках нашей страны и земного шара. И позитивная энергия данного посыла вместе с огромным объемом проведенной ранее работы дают нам возможность добиваться высоких результатов.

При этом важна и ментальная готовность педагогов к успешности. К сожалению, чем выше результативность, тем большее количество недоброжелателей появляется. Я всегда говорю педагогам: все, что мы делаем, мы делаем для развития и жизненной успешности детей, для родной страны, а значит, все недобрые взгляды и разговоры за спиной не имеют ни малейшего значения.

А еще в основе ментальности нашего ученического и педагогического коллектива — гимназический патриотизм, чувство гордости за наше учебное заведение, его историю и традиции. Мне кажется, это мотивация самого высокого уровня, когда желание выйти на значимый результат базируется на внутренней необходимости максимально ответственно выполнить порученное дело, желании не подвести, в т. ч. и руководителя, а не на страхе наказания и порицания (кстати, подобные формы андрогогического воздействия практически отсутствуют в моем управленческом арсенале).

9. Ежедневное движение вперед

Ежедневная деятельность в режиме развития, повышение качества образования — доминанта деятельности руководителя. На мой взгляд, проблема современного белорусского образования в том, что основные функции, которые возложены государством на директора учреждения образования, напрямую не связаны ни с понятием «образование», ни с понятием «образовательный процесс». Ведь основная головная боль любого руководителя УОСО связана прежде всего с созданием безопасных условий пребывания обучающихся, т. е. с соблюдением всех санитарных норм и правил, требований охраны труда и пожарной безопасности, а также с организацией горячего питания, выполнением плановых показателей по сдаче вторичного сырья и платным образовательным услугам, развитием материально-­технической базы учебного заведения, соблюдением норм делопроизводства при написании локальных документов, а на закуску — деятельностью по неукоснительному соблюдению требований Декрета № 18. Директора современной школы рассматривают как завхоза, социального работника или грамотного делопроизводителя, а также транслятора поручений вышестоящих органов.

Такое понимание роли директора моментально переводит учреждение образования, им возглавляемое, в режим функционирования. В то же время современный руководитель должен четко осознавать, что все вышеперечисленные его функции — это то, что он априори должен дать государству. А основной его обязанностью является создание условий (организационных, кадровых, информационных, научно-­методических, финансовых) для непрерывного повышения качества образования и воспитания в учебном заведении. При этом важнейшие показатели деятельности учреждения образования, за которые несет ответственность директор, проявляют себя только в динамике, долгосрочной перспективе. Таким образом, социально значимая рольруководителя возможна лишь в случае многоплановой деятельности, направленной на развитие образовательного учреждения и всех субъектов образовательного процесса, а следовательно, при его работе в режиме развития.

Поэтому мое твердое убеждение, что как бы нас ни заедала среда, как бы много нам ни приходилось заниматься организацией питания, профилактикой вступления детей в деструктивные молодежные группировки, социальными расследованиями, текущими крышами и иным, мы прежде всего обязаны заниматься образованием, если мы хотим результата и работаем для повышения качества обучения и воспитания. Анализируя каждый свой день, я заметил, что если в течение дня я не занимался организацией образовательной системы — это пустой для директора день. Искренно желаю всем директорам, чтобы каждый день был наполнен живой работой, нужной детям и учебному заведению.

А еще поделюсь важным умением директора школы сохранять баланс, не подстраиваясь исключительно под новомодные тенденции, веяния и требования. Избрав определенную стратегию развития учебного заведения, не сворачивайте с выбранного пути, пройдите его полностью, будучи убежденным, что ваша концепция поможет добиться всестороннего прогресса в организации процесса и результатах. Помните, что ВСЕ участники образовательного процесса никогда не будут довольны. Если вы чувствуете, что вас поддерживает абсолютное большинство педагогов, родителей, учащихся, смело идите вперед с незыблемой верой, что все обязательно получится!

Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
фрагменты положения о размерах, порядке и условиях установления надбавок работникам за высокие достижения в труде;
план работы центра патриотического воспитания «Память».

743 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок