Директор школы как лидер–менеджер
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Директор школы как лидер–менеджер

Управленческая культура руководителей школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой.

Нарбунтович (Котова) Наталья

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 180 г. Минска»
(ранее — директор государственного учреждения образования «Вспомогательная школа-интернат № 7 г. Минска»)

1560 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Лидер-менеджер

Современный руководитель — это:

  • стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов;
  • носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей и готовый ради ее воплощения в жизнь преодолевать трудности;
  • лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов;
  • творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии.

Современный директор школы:

  • доступен любому работнику, обсуждает любые проблемы в доброжелательном тоне;
  • понимает, что управлять — значит делать дело руками коллег, большую часть своего времени отводит работе с персоналом и лично знаком со значительной частью работников, постоянно уделяет внимание системе поощрения;
  • противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив;
  • терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;
  • в трудные минуты не стремится найти винов­ного, а ищет причину сбоев и отклонений;
  • не распоряжается и не приказывает, а убеждает;
  • строгий контроль заменяет доверием;
  • стремится развивать коллективные формы работы единой командой;
  • всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание предложений становится нормой;
  • формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других;
  • с готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников;
  • не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.

Современный руководитель общего среднего образования — это лидер-­менеджер, который мыслит:

  • протокольно — отличает факты от мнений, реальное от кажущегося, действительное от желаемого;
  • безынерционно — накопленный опыт и знания не мешают ему принимать оригинальное решение при рассмотрении новых, нетрадиционных проблем;
  • методично — последовательно, не отвлекаясь от цели, осмысливает коммерческие, управленческие и психолого-­педагогические ситуации;
  • мобильно — переносит накопленный опыт на новые области знания с учетом их особенностей, места, времени, условий;
  • доминантно — выделяет главное и не тонет в мелочах;
  • конструктивно — не только вскрывает причины недостатков, но и умеет находить наиболее рациональные пути и способы их устранения, умеет качественно улучшать дело.
  • по принципу «и — и» (и то, и другое), а не по принципу «или — или» (или то, или другое).

Это важно
Лидер должен сам быть носителем тех изменений, которые желает видеть в других. Ему придаются функции социального архитектора, изучающего и создающего то, что называется культурой труда, — те неосязаемые элементы, которые сложно выявить, но которые исключительно важны: поведение, ценности и нормы.

Принципы управления лидер-­менеджера

Принцип уважения и доверия к человеку

Уважать личное достоинство человека; предоставлять свободу выбора; доверять человеку, не проявляя чрезмерно высокой требовательности; способствовать раскрытию возможностей к развитию инициативы; поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы; гарантировать каждому сотруднику и ученику личную защищенность в коллективе.

Принцип целостного взгляда

Строить отношения с учителями не только как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком; вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников; делать все возможное, чтобы время, проведенное на работе, было светлым и радостным; встречаться с учителями в неформальной обстановке.

Принцип сотрудничества

Знать и учитывать личные качества учителей; ценить в них компетентность, инициативу, ответственность; бережно относиться к проявлению любой целесообразной педагогической инициативы. Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм такого взаимодействия — творческие группы. Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-­методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный — на три года. Характер общения между членами группы — неформальный. Главное внимание в группе — к поисковой работе.

Принцип социальной справедливости

Равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей; систематически освещать в коллективе деятельность администрации; предоставлять равные стартовые возможности; приводить в соответствие заслуги педагога с их общественным признанием.

Принцип индивидуального подхода в управлении

Глубоко изучать систему работы каждого учителя; систематически повышать качество и глубину педагогического анализа урока учителя; помогать учителю создавать свою собственную творческую лабораторию; вселять профессиональную уверенность; постепенно выравнивать профессиональное мастерство педагогов; учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния педагогов; определять для каждого учителя его индивидуальные цели и рубежи их достижения и этим обеспечивать ему путь к успеху.

Принцип обогащения работы учителя

Отслеживать повышение квалификации учителей; проводить семинары, круглые столы, симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов; беседовать с учителями о профессиональных потребностях и новинках в образовании.

Принцип личного стимулирования

Иметь хорошо продуманную систему моральных и материальных стимулов и справедливо их использовать, помня, что это действенный инструмент создания здорового микроклимата, а вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку — более сильные стимулы, чем награждения.

Принцип единого статуса

Все работники школы, учителя и учащиеся должны находиться в одинаковых демократических условиях.

Принцип постоянного повышения квалификации

Обеспечить постоянное повышение квалификации учителей через работу методических комиссий, творческих семинаров, самообразование; формировать стимулирующие мотивы повышения квалификации педагогов.

Принцип консенсуса

Объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятии решений; четко и логично аргументировать свою точку зрения; осуществлять логический анализ ошибочных суждений, вскрывать противоречия, добиваться пересмотра противоречивых точек зрения; мобилизировать мнение наиболее влиятельной части педагогов.

Принцип коллективного принятия решения

Принимать коллективное решение только по важным, перспективным, стратегическим вопросам; принимать жизненно важные решения при активном участии тех, кому придется их выполнять; вовлекать в процесс выполнения решения несогласное меньшинство.

Принцип участия учителей в управлении и делегирования полномочий

Не привлекать учителей к управлению без их желания; учитывать индивидуальные особенности учителя; добиваться, чтобы он рассматривал участие в процессе управления как акт доверия и как одну из возможностей для его профессионального роста; оказывать учителю на порученном ему участке внимание и помощь; добиваться общественного признания результатов управленческой деятельности учителей.

Принцип целевой гармонизации

Все в школе должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной педагогической целесообразности; стремиться сформировать целевое единство педагогического коллектива.

Принцип горизонтальных связей

Способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата — развития личности ребенка; объединять творчески работающих педагогов в мини-команды с определенными задачами.

Принцип автономизации управления

Во главе автономных участков управления должны находиться высококвалифицированные педагоги, избираемые на собрании всего коллектива. Эта работа обязательно должна иметь материальное вознаграждение.

Принцип постоянного обновления

Любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой. Нет уверенности в успехе изменений — лучше их не проводить. Не бояться сопротивления изменениям со стороны учителей. Помнить, что процесс перемен в школе — это процесс перемен учителя во взглядах, методах, решениях организационных проблем и т. д.

1560 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Получите и распишитесь, или Алгоритм применения дисциплинарного взыскания

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. Как поступить директору в такой непростой ситуации и...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1011
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок