«Дерзай, стремись, как сокол, ввысь! В другие вглядывайся лица!»: интервью с директором
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Личное дело
ЗМАЧИНСКАЯ Ирина Николаевна, директор государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Ляденский детский сад – средняя школа» Червенского района.
Окончила филологический факультет Белорусского государственного университета, имеет высшую квалификационную категорию.
В 1988 г. пришла работать в Ляденскую среднюю школу учителем русского языка и литературы. Хотелось преподавать белорусский язык, но в школе на тот момент были только часы русского языка.
В 1994 г. была назначена заместителем директора по воспитательной работе, в 2004 г. — заместителем директора по учебной работе, в 2007 г. исполняла обязанности директора, с апреля 2008 г. назначена директором.
Общий стаж работы — 30 лет.
Награждена Почетной Грамотой Министерства образования, Благодарственными письмами управления образования Минского областного исполнительного комитета и отдела образования, спорта и туризма Червенского райисполкома, Почетными грамотами управления образования Минского областного исполнительного комитета и отдела образования, спорта и туризма Червенского райисполкома, Почетной грамотой Президиума Минского областного комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки.
Замужем, имеет двоих взрослых детей — сына и дочь. Дочь продолжает династию педагогов — заведующая одним из учреждений дошкольного образования г. Минска.

Редакция: Добрый день, Ирина Николаевна! Предлагаю начать с самого интересного. Расскажите, пожалуйста, о созданной в вашем учреждении бизнес-компании. Как появилась идея ее создания, чем она занимается, как долго функционирует, кто принимает в ней участие, какова цель бизнес-компании?

Ирина Николаевна: Школьная бизнес-компания «Денежное дерево» функционирует с 2012 г. Бизнес-идея принадлежит учащейся Лойко Ядвиге, которая в рамках республиканского образовательного проекта «100 идей для Беларуси» предложила изготавливать метлы хозяйственные из остающихся на делянках после вырубок веток. Данная идея была одобрена и в дальнейшем опробована на практике. Метлы хозяйственные были первым видом продукции, которую стали производить в нашей школьной бизнес-компании. Идея оказалась не только полезной в экологическом плане, но и экономически выгодной. Ребята поняли, что деньги можно зарабатывать, не имея первоначального капитала, и при этом приносить пользу государству и природе, очищая лес от загрязнений после вырубок.

В 2013 г. во время общего собрания участников школьной бизнес-компании было решено ввести новый вид продукции — веник банный. Поскольку данный вид продукции по проведенным маркетинговым исследованиям имел спрос у населения.

В 2014/2015 учебном году в ассортимент производимой продукции были включены предметы кухонной утвари: доска разделочная, лопатка для жарки, вилка для мяса. Первоначально доски разделочные декорировались обычным рисунком красками, но в дальнейшем ребята освоили технику декупажа, что дало возможность сделать продукцию более привлекательной и повысить спрос на нее.

С 2016 г. участники школьной бизнес-компании начали изготавливать декоративную продукцию. Данный вид продукции пользуется большим спросом на ярмарках и выставках.

В 2017 г. появилась идея изготовления сувенирных кукол в национальных костюмах, поскольку сувенирная продукция тоже популярна. Кроме этого, приступая к производству сувенирных кукол, ребята изучали историю национального костюма. Ведь каждый элемент белорусского национального костюма имеет свое значение и символику. Производство данного вида продукции также воспитывает любовь к народной культуре и прививает гордость за ее самобытность.

В этом же году появилась идея производить заборы декоративные из лозы. Проведя исследования рынка, ребята выяснили, что данный вид продукции на территории Беларуси производится в малых объемах. На рынке существует очень много декоративных заборов из искусственных материалов, либо их завозят на территорию нашей страны из Китая. Причем цена на них довольно высокая. А между тем изготавливать такие заборы можно из лозы, которая растет у дорог и которую все равно нужно убирать для очищения придорожной полосы, что и делается дорожными службами. Такое сырье значительно снижает себестоимость данного вида продукции, а сама она получается качественной и экологически чистой.

Основная цель создания и функционирования нашей школьной бизнес-компании — формирование экономической культуры учащихся через вовлечение их в активную практическую деятельность.

Участие старшеклассников в деятельности школьной бизнес-компании дает возможность обучаться навыкам предпринимательства, повышает уровень их саморазвития и профессионального самоопределения, создает условия для эффективного формирования экономической культуры учащихся, приучает к ответственности, развивает управленческие и лидерские качества.

Члены нашей школьной бизнес-компании обучались в этом году на курсах «Предпринимательство. Собственное дело» в Центре развития молодежного предпринимательства на экономическом факультете БГУ.

По окончании курсов получили документы об обучении установленного государственного образца. Кроме этого, они приобрели навык финансового планирования целей, знания основ маркетингового анализа, научились анализировать производственно-хозяйственную деятельность, изучать конъюнктуру рынка.

История нашей школы начинается в 1903 г. В некоторых документах начала прошлого столетия она называлась то народным училищем, то церковно-приходской школой. Школьное здание разделялось на две половины: помещения для учебы и помещения для детей из дальних деревень (спальня, столовая, кухня, кладовка). Одновременно со школой был посторен и «школьный дом» — дом для учителя с хозпостройками. Учеников в школе в то время было около 80–100 человек, в основном мальчики. Занимались в школе ученики три года. Занятия проводились на русском языке в две смены. Первым уроком каждый день был Закон Божий. Кроме этого, изучался русский язык, арифметика, чтение, музыка.С 1939 г. школа преобразовалась в неполную среднюю с семилетним обучением.
В военное время школа не работала, т.к. здание школы было разрушено, многие учащиеся и учителя ушли на фронт, в партизаны. Некоторые из них погибли.
Только в 1944 г., когда наш край был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, возобновились зянятия. К первому сентября здание школы было восстановлено. Однако заниматься в школьном здании могла только небольшая часть учеников, т.к. дети были «переростками». В начальные классы набирали детей, которым было даже 15 лет. Очень мало было книг и тетрадей. Норма послевоенного времени — по два учебника на деревню, по четыре тетради на ученика на весь год. Поэтому писали экономно, приходилось выполнять классные и домашние задания на обоях, газетах и любых кусочках бумаги.
В 1951 г. состоялся первый выпуск Ляденской семилетки, а в 1954 г. — первый выпуск десятилетки, 51 ученику были вручены аттестаты зрелости.
Новым этапом в истории школы стал 1978 г. Школа получила новое здание, в котором мы учимся и работаем по сей день.
В 2005 г. школа получила новый стасус — государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Ляденский детский сад – средняя школа» Червенского района.
В 2006 г. на базе учреждения был открыт профильный класс МЧС, занятия в котором проводили сотрудники районного отдела МЧС.
В 2009 г. участники объединения по интересам «Лесовичок» заняли III место в районных соревнованиях школьных лесничеств, II место в районном КВН.
В 2010 г. учреждение награждено Дипломом отдела образования, спорта и туризма в районных соревнованиях «За достижение высоких показателей в развитии образования» в номинации «Лучшее учреждение образования в организации финансово-хозяйственной деятельности» и Почетным дипломом Червенского исполнительного комитета «За достижение наилучших показателей по итогам года».
С 2012 г. организована работа школьной бизнес-компании «Денежное дерево», деятельность которой известна и за пределами республики. Ребята повышают свой образовательный кругозор в бизнес-центре «Имагуру», сотрудничают с бизнес-инкубатором ЗАО «МАП ЗАО», участвуют в ярмарках-фестивалях, проводят мастер-классы, принимают участие в социальных проектах и даже оказывают консультативные услуги.
С 2016 г. открыт районный ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию.
Сейчас в школе реализуется областной педагогический проект «Формирование экономической культуры посредством проектного обучения».
У школы есть гимн, написанный нашими учителями музыки и истории, эмблема учреждения, Кодекс чести. Гимн поется на всех торжественных мероприятиях. Организовываются марш-броски по местам боевой славы, велопоходы по историческим местам, лыжные походы в зимний лес. В летнее время на протяжении 10 лет организовывается работа оздоровительного профильного лагеря с круглосуточным пребыванием детей «Каскад».
В учреждении есть музейная комната «Беларуская хатка» и музейная экспозиция «История школы».
Образовательный процесс в учреждении осуществляют 19 педагогов (высшая квалификационная категория — 5 педагогов, первая — 10 педагогов, вторая — 2 и б/к — 2 (молодые специалисты)). Обучаются 54 учащихся и 19 воспитанников разновозрастной группы дошкольного образования.

Ред.: С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе деятельности бизнес-компании?

И.Н.: Действительно, в деятельности школьной бизнес-компании имеются и определенные трудности. Это в первую очередь проблемы организационного, юридического и финансового характера:

1. Отсутствие бизнес-консультанта.

2. Отсутствие учебно-методического комплекса.

3. Отсутствие нормативной базы о ведении документации школьной бизнес-компании (используем в работе «Методические рекомендации «Ученические бизнес-компании: создание и функционирование» М.А. Красновой — доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин Минского областного института развития образования, кандидата педагогических наук).

4. Отсутствие возможности обмена опытом между школьными бизнес-компаниями, проведения форумов.

5. Отсутствие нормативных документов по хранению продукции.

6. Отсутствие счета компании в банке для развития компании.

Ред.: Каков размер прибыли в среднем в год от деятельности бизнес-компании?

И.Н.: Вырученные денежные средства идут на вознаграждение ребятам, налоги, страховые взносы.

Ред.: Учитывая, что школьная бизнес-компания — это, по сути, небольшой бизнес-проект, предполагающий разработку, среди прочего, бизнес-плана, расскажите, как и кем разрабатывался бизнес-план компании, сложно ли было, чему научились благодаря созданию этого документа?

И.Н.: Прежде чем разработать бизнес-план, нужно владеть теорией, иметь грамотного наставника. Нам помогают многие. Это и директор репутационного агентства «Шаги к успеху» Рощина Марина Владимировна, и директор бизнес-инкубатора ЗАО «МАП ЗАО» Найдович Марина Николаевна. Составление бизнес-плана — это не игра! Это продуманные расчеты, знание формулы при подсчете прибыли и рентабельности, статьи расходов, себестоимость продукции. Для ребят было сложно! Да и сейчас нелегко, потому что уже есть осознанный подход к делу. Но мы постоянно учимся, посещаем семинары, тренинги, мастер-классы.

Блиц-опрос
Цитата, с которой идете по жизни/жизненный девиз: «Дерзай, стремись, как сокол, ввысь! В другие вглядывайся лица!» — этими словами благословила меня мой любимый учитель русского языка и литературы Казионова Ева Ивановна, когда я получала аттестат зрелости.
Лето или зима? Очень люблю зиму, особенно снежную, люблю зимний лес, люблю гулять, когда идет снег.
Хобби, увлечения: Люблю читать, особенно литературу ХIХ в., поэзию Серебряного века, увлекаюсь изучением философии педагогики ХVI–XVIII вв., люблю путешествовать, нравится изучать образ жизни других народов.
Достоевский или Толстой? Конечно же Федор Михайлович Достоевский! Гений русской словесности и величайший мыслитель! Обожаю Петербург Достоевского. Мои выпускники, живущие в Питере и знающие о моей любви к Федору Михайловичу и Петербургу, приглашают меня в гости. Там я хожу по набережной, сажусь в парке и читаю, испытывая благоговение перед этим городом.
Мечта или планы на ближайший год: Осуществление проекта по созданию агротехнической школы. Дети должны любить свою маленькую родину и работать на своей земле, чтобы она стала еще богаче, чтобы оставить после себя след.
Кофе или чай? Чай и только зеленый.
Смысл жизни: Делать добро.
Любимый месяц: Январь с Рождественскими праздниками.

Ред.: Многие учреждения, не имея опыта организации бизнес-компаний, не знают, с какой стороны подойти к вопросу ее создания в школе. Дайте, пожалуйста, совет, с чего следует начинать работу по организации бизнес-компании в школе?

И.Н.: Прежде всего, нужна цель. Заставить ребят принимать участие в бизнес-компании нельзя. Их можно только заинтересовать, увлечь. Обязательно нужно организовывать встречи с руководителями предприятий, организаций с целью показа их «лестницы успеха», проводить занятия по развитию лидерских качеств, умению работать в команде, играть в бизнес-игры, создавать кейс-ситуации и давать возможность ребятам самим находить способы решения той или иной проблемы. Самое главное — нужен специалист для обучения ребят основам предпринимательской деятельности.

Мы выработали алгоритм по организации школьной бизнес-компании. Готова с вами им поделиться:

1. Решение Совета учреждения образования о создании бизнес-компании.

2. Приказ директора школы о создании бизнес-компании.

3. Разработка и утверждение Положения о бизнес-компании.

4. Согласие родителей (законных представителей) на работу детей в школьной бизнес-компании (заявление родителей, законных представителей).

5. Заключение договора подряда на работу между школой и учащимся на выполнение работ (договор подряда).

6. Приказ директора о составе участников бизнес-компании (по мере поступления заявлений от учащихся).

7. Разработка бизнес-плана компании, внесение изменений в Устав УО.

8. Распределение обязанностей между членами школьной бизнес-компании.

9. Расчет цены (тарифов) на выполняемые работы.

10. Производство и реализация продукции.

11. Оформление акта приема выполненных работ, если был заключен договор с заказчиком.

12. Получение з/п в бухгалтерии согласно ведомости.

13. Отчет о деятельности школьной бизнес-компании.

Ред.: Как найти «рентабельную» идею для своей бизнес-компании, ведь иногда кажется, что все уже придумали до нас?

И.Н.: Самое главное — найти себе бизнес-консультанта! А потом работать с ним, проводить мозговой штурм. В тренингах рождаются разные идеи, иногда бредовые, но когда они прорабатываются, то часто оказывается, что в них есть жизнь! На тренингах, которые с нами проводила руководитель проекта бизнес-центра «Имагуру» г. Минска Надежда Путято, мы этим и занимались. Придумали несколько проектов. Но это уже коммерческая тайна!.. 

Ред.: Какие еще интересные проекты есть в вашей школе?

И.Н.: Один из насущных проектов — «Пасхальный сувенир – 2018». Суть его в том, чтобы каждый смог поделиться теплотой своего сердца с другом, соседом, односельчанином, детьми из социальных приютов и хосписов. Для этого нужно сделать сувенир своими руками или испечь угощение и подарить, раздать тем, кому задумал, а потом обязательно рассказать о своих успехах, поделиться с нами. Самые активные получат призы от нашей бизнес-компании. Этим мы воспитываем сострадание, милосердие и участие в жизни других.

Ред.: Ваше учреждение образования располагается в сельской местности. На ваш взгляд, это преимущество или недостаток? В чем вы видите особенности работы учреждения образования, расположенного в небольшом населенном пункте, по сравнению с учреждениями, расположенными в крупных городах?

И.Н.: Я мечтала работать в сельской школе. Почему в сельской? Мне всегда казалось, что сельские ребята в чем-то обделены. Мне хотелось сделать их жизнь более интересной и насыщенной. Мы всегда вместе, мы — это семья, где каждый знает друг друга, где беда и несчастье не останутся незамеченными, где можно собраться в актовом зале и организовать чаепитие или просто попеть под гитару песни и почитать стихи! Мы команда. Так было всегда. Сельские дети всегда открыты. Правда, не знаю, как у других, но у нас так. Мы с удовольствием посещаем театры, музеи, организовываем поездки по святым местам, ходим на службу в наш храм, общаемся со священником, исповедуемся и участвуем в праздниках. Мы обнимаемся, когда плохо и когда нам хорошо!

Ред.: На ваш взгляд, в чем уникальность вашей школы по сравнению с другими учреждениями образования?

И.Н.: Школа… Моя школа… Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого. Школа в нашей памяти — это светлые классы, исписанная мелом доска, потерянный где-то дневник, первая влюбленность, строгие учителя, родительские нотации… А как здорово звенел школьный звонок с последнего урока! Книги летели в портфель, как птицы! В раздевалке — толчея! Двери школы победно гремели салютом! Школьный двор оглашался радостными криками! Ура! Уроки кончились!

Мы любим свою школу. Мы сохраняем ее имущество, благоустраиваем свою территорию, которой у нас 3,5 гектара! Мы также благоустраиваем территорию нашего храма. Мы высадили целую улицу ив! Мы делаем подарки детям из социально-педагогического приюта, проводим благотворительные утренники в учреждениях дошкольного образования и в центре коррекционного развития. Мы любим, когда к нам приезжают в гости, а потом становятся нашими друзьями. Мы просто одна большая семья!

Ред.: Удачи вам во всех начинаниях и спасибо за интересную беседу!

Беседовала Елена АЛЕКСАНЕ

1645 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 922
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок