Аттестация работников
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Аттестация работников

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1937 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Учитель истории имеет высшее образование по специальности «Музейное дело и охрана историко-­культурного наследия (культурное наследие и туризм)». В январе 2021 г. закончила магистратуру по специальности «История». Можно ли ее аттестовать на категорию?


По направлению специальности 1-23 01 12-04 «Музейное дело и охрана историко-­культурного наследия (культурное наследие и туризм)» присваивается квалификация «Менеджер по культурному наследию и туризму». Такое образование не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69) (далее — выпуск 28 ЕКСД) к должности «Учитель» и не дает право претендовать на присвоение квалификационной категории по указанной должности.

Справочно: обратите внимание, что выпуск 28 утвержден новым постановлением № 69, которое вступило в силу с 28.02.2021. До 28.02.2021 действовало постановление Министерства труда Респуб­лики Беларусь от 28.04.2001 № 53.

При данных обстоятельствах занимать должность учителя можно только в порядке исключения (п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Общие положения ЕКСД)).

Обращаем внимание на то, что на II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-­педагогической и научно-­исследовательской работы с присвоением степени магистра.

Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

Квалификация специалиста с высшим образованием присваивается в результате подготовки специалистов на I ступени высшего образования.

Присвоение новой квалификации на уровне высшего образования обеспечивается при освоении обучающимся образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.


Можно ли принять на работу в школу педагогом по воспитательной работе выпускника специальности «Библиотековедение и библиография (менеджмент)»?


Наименования должностей педагогических работников и квалификационные характеристики к ним определены в выпуске 28 ЕКСД. В нем не содержится должность «Педагог по воспитательной работе», но имеется должность «Воспитатель».

К указанной должности предъявляются следующие квалификационные требования:

  • высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы;
  • в гимназии, гимназии-­интернате, гимназии-­колледже искусств, лицее, колледже, профессионально-­техническом колледже, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ общего среднего, профессионально-­технического, среднего специального образования — высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы;
  • при работе с воспитанниками с особенностями психофизического развития, нуждающимися в персональном сопровождении, дополнительно к вышеуказанным квалификационным требованиям — повышение квалификации по вопросам оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями.

Под образованием, соответствующим педагогической деятельности, следует понимать образование с присвоением квалификаций учителя, воспитателя, педагога, преподавателя.

Справочно: информация о специальностях переподготовки руководящих работников и специалистов размещена на сайте Республиканского института высшей школы.


Имеет ли право учитель, имеющий среднее специальное образование («Музыковед. Учитель») и высшее образование («Искусствовед. Преподаватель»), преподавать в школе искусств дисциплины «Хоровой класс» и «Музыкальный инструмент» (фортепиано)?


Квалификационные требования к должностям руководящих работников и специалистов, занятых в образовании, изложены в выпуске 28 ЕКСД.

Согласно ему учитель в детской школе искусств должен иметь высшее (среднее спе­циальное) образование по специальностям в сфере культуры (профили «Искусство и дизайн», «Гуманитарные науки») либо высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и среднее специальное образование по специальностям в сфере культуры (профили «Искусство и дизайн», «Гуманитарные науки») или пройти переподготовку по специальностям в сфере культуры (профили «Искусство и дизайн», «Гуманитарные науки») без предъявления требований к стажу работы.

В вопросе не указаны специальности, по которым получено среднее специальное и высшее образование. Исходя из указанных квалификаций можно предположить, что имеющееся образование относится к профилю «Гуманитарные науки» и позволяет занимать должность учителя в музыкальной школе.


Для получения квалификационной категории от учителя требуется выполнение определенных условий (образование, стаж работы и пр.). Есть ли исключения из этого правила? Можно ли присвоить учителю более высокую категорию досрочно?


Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам определены Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция).

Инструкция является официальным документом и устанавливает общеобязательные правила при проведении аттестации педагогических работников.

Исключения из общеобязательных правил отражены в Инструкции. Случаи, не предусмотренные Инструкцией, не могут служить исключительными при аттестации педагогических работников.


Учителю присвоена первая квалификационная категория пять лет назад. За это время работник два года находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Можно ли суммировать периоды работы до отпуска и после него для определения стажа работы, требуемого для присвоения высшей категории?


Можно.

Частью 1 п. 19 Инструкции установлено, что претендовать на присвоение высшей квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы на должности, по которой аттестуются, три года со дня присвоения первой квалификационной категории.

В данный стаж не включается период пребывания педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ч. 8 п. 19 Инструкции).

Стаж работы по занимаемой должности определяется по трудовой книжке работника, приказам нанимателя, справкам о периодах работы и т. п.


Для сдачи квалификационного экзамена необходимо предоставить описание опыта педагогической деятельности. Но педагог был в отпуске по уходу за ребенком, а после выхода из него два года работает на условиях неполной ставки. Является ли достаточным описание опыта работы за период после выхода из отпуска?


Инструкцией не установлены указания относительно длительности работы над опытом, представляемым педагогическим работником на квалификационный экзамен.

В этой связи полагаем, что минимальный период работы над опытом определяется самим аттестуемым, учитывая возможность создания авторского продукта (системы методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обес­печивающего достижение запланированных результатов и возможность представить убедительные доказательства результативности, эффективности опыта на конкретных примерах.

Максимальный период работы над опытом — это время, прошедшее с момента предыдущей аттестации.


Университетский преподаватель со стажем более четырех лет хочет перейти на работу учителем в школу. Какую ему можно присвоить категорию?


Первую.

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам определены Инструкцией.

В соответствии с ч. 2 п. 6 Инструкции квалификационная категория присваивается по каждой занимаемой должности.

Согласно ч. 5 п. 19 Инструкции педагогические работники, принятые с должности профессорско-­преподавательского состава и имеющие стаж работы в данной должности не менее чем четыре года, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.


Распространяется ли п. 12 Общих положений ЕКСД на учителя трудового обучения и искусства, принятого на работу в учреждение общего среднего образования, если у него есть только высшее образование по специальности «Журналистика» и квалификация «Журналист»?


Данная норма может быть распространена.

В соответствии с п. 3 ст. 50 Кодекса об образовании прием на должности педагогических работников осуществляется в порядке, определяемом Кодексом об образовании и иными актами законодательства.

При этом к педагогическим работникам предъявляются требования, установленные ст. 51 Кодекса об образовании, а также квалификационные требования, изложенные в выпуске 28 ЕКСД.

Согласно выпуску 28 ЕКСД учитель должен иметь высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование (среднее специальное) и переподготовку по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

В данном случае полученное образование не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности учителя, что может рассматриваться как нарушение нанимателем правил приема на работу.

Вместе с тем п. 12 Общих положений ЕКСД установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению дея­тельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

В этой связи полагаем, что наниматель в исключительных случаях вправе применить нормы п. 12 Общих положений ЕКСД при приеме на должности педагогических работников. При этом им должна учитываться общая кадровая ситуация в учреждении образования и иные обстоятельства. Например, наличие свободной вакансии в течение длительного периода или отсутствие на эту должность претендентов, имеющих соответствующее образование и др.

Кроме этого, по нашему мнению, решение о приеме на должность педагогического работника с учетом п. 12 Общих положений ЕКСД должно приниматься нанимателем при условии, что впоследствии данный работник пройдет переподготовку по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».

1937 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Электронный сборник готовых решений «Питание»

Питание в учреждении образования всегда находится на особом контроле. Руководителю приходится вникать во множество параметров и технологических процессов, чтобы обеспечив...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 489
6
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок