Белоруска переехала с дочкой в Швецию и пришла в восторг от местной школы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Белоруска переехала с дочкой в Швецию и пришла в восторг от местной школы

Наталья Трепашко уехала в Швецию по работе вместе с 6-летней дочкой-первоклассницей. После минской гимназии девочка пошла в обычную школу в Стокгольме, и мама не скрывает своих восторгов. Она рассказала о главных отличиях шведского образования от белорусского, о чем поведал Ребёнок BY.

2198 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Наталья работала в шведской фирме в Минске, а в прошлом году ей предложили должность в главном офисе в Стокгольме. Сначала она получила разрешение на работу в Швеции, а потом — вид на жительство. Это позволило дочери учиться в школе бесплатно.

— Образование в Швеции абсолютно бесплатное, даже в университетах. Это касается граждан страны, а также тех, у кого есть вид на жительство, — говорит белоруска.

До переезда в Стокгольм дочь Натальи полгода успела проучиться в минской гимназии. Теперь мама очень четко ощущает разницу между шведской и белорусской системой образования. Во-первых, нет каких-то особых волнений, в какую школу отдать ребенка. При подаче документов в отдел образования можно указывать свои предпочтения, но Наталья выбрала ближайшую школу к дому, потому что отзывы и рейтинги у большинства школ одинаковые.

Собрала ребенка в школу за 10 минут

В отделе образования для мамы с дочкой провели короткую ознакомительную беседу, рассказали, как устроена система образования в Швеции. О родительских обязанностях никто не говорил. И тем более не упоминался вопрос денег. Такой контраст с белорусской школой Наталью удивил.

— Когда я пришла на собрание в гимназию в Минске, родителям первоклассников дали огромный список покупок канцелярских товаров, квитанцию на оплату учебников, список разрешенной по дресс-коду в гимназии. В Швеции же все необходимое для школы покупают в отделе образования, это не родительская забота.

Источник фото: архив героини

В итоге подготовка к школе перед началом года в Стокгольме заняла у Натальи десять минут.

— Я просто купила шлепанцы в ближайшем магазине. Чуть позже мы приобрели поильник. В школе есть обычные кружки, но удобнее пользоваться поильником, чтобы брать воду с собой на улицу. Почти у всех детей он есть, поэтому и моя дочь его попросила.

Мама вспоминает, что в белорусской школе у детей в классе стоял кулер, родители собирали деньги на воду и одноразовые стаканчики.

— В Швеции, во-первых, стараются избегать использования одноразовой посуды, потому что это неэкологично. Во-вторых, здесь дети набирают питьевую воду из-под крана, и за это платить не нужно.

Как таковой школьной формы здесь нет, поэтому делать какие-то глобальные закупки перед школой не пришлось, говорит Наталья. Главное требование — одежда должна быть удобной.

Что касается школьных принадлежностей, то здесь тоже все просто: полный комплект всего необходимого выдали Арине перед началом учебы. В нем были тетради, прописи, карандаши, стирка, набор учебников.

— Все это предоставляется школой. Шариковые ручки не используются: основные рабочие инструменты — это карандаш и стирка. Здесь считается, что каждый имеет право на ошибку и право ее самостоятельно исправить.

Никакой погони за достижениями

Учебный год начинается в середине августа. В первый класс детей принимают с 7 лет, а дочери Натальи на момент переезда было только 6, поэтому изначально ее определили в подготовительную школу.

— Туда отдают детей с 5 до 7 лет. Ребята разных возрастов находятся в одном классе, смотрят обучающие ролики на YouTube, с помощью которых учат алфавит и цифры, ходят на улицу, изучают окружающий мир, занимаются физкультурой. Здесь не готовят к школе так, как в Беларуси, где дети приходят в первый класс, умея читать и считать. В Швеции нет погони за достижениями: подготовка к школе направлена на то, чтобы научить детей минимальной дисциплине и адаптировать к школе после детского сада.

Наталья рассказывает, что дети не спят днем ни в подготовительном, ни в первом классе. Но при желании ребенок может пойти отдохнуть: в школе есть комнаты с диванами.

— Здесь не заставляют детей спать, но если ребенок устал, никто не будет его трогать и будить. Дети сами распоряжаются своим свободным временем, занимаются тем, чем хотят: можно отдыхать, играть с друзьями, делать поделки.

Мягкая адаптация для приезжих детей

До переезда в Швецию дочка Натальи не учила шведский язык, потому что в школе много детей из разных стран, и за каждым закреплен учитель, говорящий на родном языке ученика.

— Арина не занималась шведским языком до переезда, хотя у меня была такая мысль, но мои коллеги, которые уже переехали в Швецию много лет назад, сказали, что в школе очень мягкая система адаптации для приезжих детей. В отделе образования нам тоже пообещали, что Арину будет курировать русскоговорящая учительница, и ей постараются найти класс с русскоговорящим ребенком. Так и получилось: в нашей школе 3-4 русскоговорящих ученика, и одна девочка — в классе Арины.

Обучение в школе на шведском языке, поэтому специально для Арины, как и для других детей-иностранцев, проводятся дополнительные занятия по шведскому, а также по желанию — урок родного языка раз в неделю.

Детей сравнивают только с самим собой

Учебный процесс в Швеции тоже отличается, говорит Наталья.

— Самое, наверное, большое отличие шведской школы в том, что оценки здесь начинают ставить только с шестого класса, и обсуждаются они только с родителями в личных беседах. А экзамены проводятся в индивидуальном порядке в удобное для ребенка время.

Наталье очень нравится то, что в шведской школе нет погони за достижениями, и ребенка никогда не сравнивают с другими детьми.

— Успехи ученика определяются по тому, какой прогресс он совершил по сравнению с прошлым месяцем, неделей или годом. Здесь все понимают и принимают тот факт, что все дети совершенно разные и способности у них разные. Ребенок, который очень хорош в языках, может немного отставать в математике и наоборот.

Если ребенок сильно отстает по предмету, с ним будут заниматься дополнительно.

— Здесь вопрос плохой успеваемости ученика не решается педсоветами или вызовом родителей в школу. Если ребенок действительно сильно отстает, учитель, конечно, обсуждает проблему с родителями, но главное то, что ему назначат дополнительные занятия по индивидуальной программе.

В первом классе учиться, по мнению Натальи, довольно просто даже приезжим детям.

— Дети учат шведский язык, повторяют алфавит, решают примеры до 10, читают, учат шведскую историю, много разговаривают и каждую неделю им рассказывают новости, которые происходят в мире. Дети часто выходят на улицу на экскурсии, где изучают природу. В целом учиться несложно и очень интересно.

Дети сами выбирают блюда на обед

За питание в школе родителям платить не нужно, продолжает удивлять Наталья.

— Есть завтрак для детей, которые приходят очень рано в школу, а потом для всех ланч около 11 часов дня. Дети сами себе накладывают то, что хотят и сколько хотят. Но есть правило: нужно все съесть. Конечно, никто не будет заставлять ребенка доедать через силу, но еду выбрасывать нежелательно.

По словам белоруски, блюда очень разнообразные, возможно, это связано с тем, что в школе учится много иностранцев.

— Это может быть итальянская паста с соусом или фрикадельками или шведское пюре с фрикадельками, русские блинчики, гороховый суп. Иногда Арина рассказывает про лепешки с кукурузой и мясом. Детей очень хорошо кормят и обязательно дают овощи и фрукты на перекусы.

Источник фото: архив героини

Продленка до 12 лет

В Швеции детей до 12 лет нельзя оставлять одних дома, поэтому группы продленного дня предназначены для учеников до этого возраста. За продленку уже нужно платить — 80 евро в месяц.

— Пособие на ребенка, которое выплачивается всем детям до 16 лет, зависит от дохода родителей. В моем случае это сумма около 100 евро каждый месяц, то есть пособие полностью покрывает оплату продленки. Это приятный бонус. В белорусской школе Арина ходила в бесплатную продленку, но там было условие — посещать обязательные платные факультативы, то есть так или иначе платить приходилось. Пусть деньги и не очень большие, но если сложить все платежи за воду, питание, факультативы, учебники и прочее, сумма выходила приличная.

В продленке детей тоже кормят, рассказывает Наталья. В 3 часа дня делают детям сэндвичи с разными наполнителями и дают фрукты. Интересных занятий в продленке очень много.

— Дети часто делают поделки, бусы, плетут браслеты из бисера, играют в конструктор. На каждого ребенка в классе есть IPad, но поиграть в установленные на нем и разрешенные школой игры, можно, только если ты выполнишь какое-то задание. Я не знаю, насколько это контролируется по времени, но вряд ли дети играют много, так как большую часть времени дети проводят на улице. Арина иногда даже говорит, что уже не хочет прогулок после школы.

Источник фото: архив героини

Дети гуляют на улице в любую погоду

Вообще каждую перемену в любую погоду шведские школьники проводят на улице. И первое занятие у них всегда — физическая разминка, где они делают упражнения, стоят в планке, танцуют.

— В школе нет одного звонка для всех, в каждом классе свое отдельное расписание, поэтому перемены у классов не совпадают и нет столпотворения на площадке. В каждом классе стоит сушильный шкаф специально для детской одежды. У ребенка должны быть резиновые сапожки и прорезиненные штанишки, которые после прогулки остаются в школе и сушатся в сушильном шкафу.

На площадке дети могут брать мячи, скакалки и другой спортивный инвентарь, рассказывает Наталья.

— У них есть своя игровая площадка внутри школы, но чтобы детям не было скучно, иногда их водят на близлежащие площадки жилых домов. В Швеции очень хорошие площадки с батутами или даже маленькими бассейнами с водой по колено. Например, летом дети часто ходили в открытый бассейн.

Шведские родители не переживают из-за внешнего вида ребенка и тем более не ругают за то, что он испачкался.

— Здесь абсолютно нормально забрать из школы ребенка, который выглядит так, будто искупался в грязи. Потому что детям не запрещается купаться в лужах, лежать на полу, качаться в листьях. И вообще здесь максимально приветствуется любое любознательное поведение.

В случае непогоды дети могут заниматься поделками или играть в специальном помещении для продленки, но, по словам мамы, такое случалось всего несколько раз. Плохой погоды для прогулок у шведов как будто нет.

Источник: Ребёнок BY


2198 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 150
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок