Вопросы текущей деятельности
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Вопросы текущей деятельности

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2179 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Зачем в школах ввели журналы учета рабочего времени для учителей, если учитель ежедневно фиксирует фактически отработанное время в классных журналах и журнале учета замененных и пропущенных уроков?


В ч. 1 ст. 133 ТК закреплена обязанность нанимателя по организации учета явки работников на работу и ухода с нее.

Установлено также, что до начала работы каждый работник должен в порядке, установленном нанимателем, отметить свой приход, а по окончании — уход.

Учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемое в соответствии с законодательством в рабочее время. При этом в составе неотработанного времени выделяют оплачиваемое и неоплачиваемое время.

Фактическое рабочее время учитывается с момента явки работника на место выполнения работы согласно правилам внутреннего трудового распорядка, графику работ (сменности) или особому указанию нанимателя и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену).

Вышеуказанные нормы ст. 133 ТК распространяются и на учреждения образования. Журнал учета рабочего времени включен в перечень документов Национального архивного фонда Рес­публики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Респуб­лики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-­властные полномочия в сфере образования и государственной молодежной политики, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52 с последующими изменениями и дополнениями) (см. п. 721 указанного перечня).

Одновременно особенностью рабочего времени учителя является его разделение на нормированную и ненормированную части. При этом оплата труда учителя производится за часы педагогической нагрузки, которые формируют нормируемую часть рабочего времени.

В этой связи в учреждениях образования ведется учет выполненных учителями учебных часов (нормированная часть) в классных журналах.

В соответствии с квалификационной характеристикой учителя (выпуск 28 ЕКСД «Должности служащих, занятых в образовании», утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями (далее — выпуск 28 ЕКСД)), учитель, кроме выполнения педагогической нагрузки, обязан содействовать вовлечению обучающихся в различные виды внеучебной деятельности, работать с родителями, участвовать в методической работе учреждения образования, в планировании и организации воспитательной, идеологической работы, постоянно повышать профессиональную квалификацию и др.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) для учителя определена норма часов педагогической нагрузки за ставку 20 ч в неделю, а также установлено, что сокращенная продолжительность его рабочего времени не должна превышать 36 ч в неделю.

В связи с изложенным ведение учета объема учебной нагрузки в классных журналах (для начисления заработной платы) не исключает установленную законодательством обязанность по учету прихода на работу и ухода с нее работников в журналах учета рабочего времени, в которых фиксируется общая продолжительность рабочего времени учителя (в пределах 36 ч в неделю, включая ненормированную часть), установленную правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или уставом учреждения образования, в течение которого учитель обязан выполнять свои должностные обязанности.


Относится ли заведующий библиотекой учреждения общего среднего образования к руководящим работникам?


Должность «заведующий библиотекой» относится к категории «Руководители».

Кроме библиотек, относящихся к сфере культуры, есть библиотеки, расположенные в учреждениях образования, которые являются структурными подразделениями самого учреждения образования (п. 3 ст. 23 Кодекса об образовании).

Иными словами, школьная библиотека не имеет статуса юридического лица, а входит в состав учреждения образования в качестве структурного подразделения учреждения образования как юридического лица.

Наименование должностей служащих, а также их трудовые функции устанавливаются нанимателем в зависимости от содержания и характера выполняемых ими работ и должны соответствовать квалификационным справочникам, утвержденным в установленном порядке.

Должность служащего «Заведующий библиотекой учреждения общего среднего образования» в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия» (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33 с последующими изменениями и дополнениями) не предусмотрена.

В то же время наименования должностей руководителей, такие как «заведующий», «начальник», могут использоваться при установлении наименований должностей руководителей структурных подразделений организации, в т. ч. «заведующий библиотекой».

Согласно ч. 6 п. 4 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — ЕКСД) наименования должностей служащих, указанные в ЕКСД с уточнениями в скобках или через запятую, предполагают установление конкретного наименования должности по одному из уточнений (например, «заведующий библиотекой»).

Согласно ч. 1 п. 6 ЕКСД к категории «Руководители» (код категории — 1) относятся служащие, в рамках определенных полномочий осуществляющие организационно-­распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности. Таким образом, должность «заведующий библио­текой» относится к категории «Руководители».

Однако, несмотря на название «заведующий библиотекой», данная должность не относится к должностям руководителей организации (в данном случае, учреждения образования), к примеру, таким, как директор, заместитель директора, а является должностью руководителя структурного подразделения учреждения образования (библиотеки).


Относятся ли заведующий библиотекой и просто библиотекарь к педагогическим работникам? Ведь библиотекари в т. ч. реализуют содержание программ воспитания, а библиотека призвана содействовать образовательному процессу учащихся, о чем речь идет в инструктивно-­методическом письме, посвященном организации работы библиотек.


Нет, не относятся.

В выпуске 28 ЕКСД должности «заведующий библиотекой» и «библиотекарь» не приведены.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Кодекса об образовании педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-­методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

Школьная библиотека удовлетворяет информационные потребности пользователей библио­теки, связанные с образовательной деятельностью. (абз. 3 п. 3 ст. 133 Кодекса Республики Беларусь о культуре), а ее работники не осуществляют педагогическую деятельность в формах, определенных Кодексом об образовании, поэтому педагогическими работниками не признаются.

То, что библиотека призвана содействовать образовательному процессу учащихся, как раз и говорит не о реализации образовательных программ и программ воспитания, а только о помощи в этой реализации. В разделе «Организация методической работы с библиотечными работниками на протяжении учебного года» инструктивно-­методического письма Министерства образования Республики Беларусь от 22.06.2020 «Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» нет упоминания об образовательных программах, которые обязана реализовывать библиотека, а говорится только о формировании определенных умений через разовые мероприятия и консультации.

Инструктивно-­методическое письмо


Можно ли обязать родителей покупать ученикам различного рода дополнительные издания для учащихся (рабочие тетради и т. п.)?


Нельзя.

В соответствии с ч. 2 п. 9 ст. 94 Кодекса об образовании к использованию в образовательном процессе допускаются учебники, учебные пособия и иные учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

Учебники и учебные пособия выдаются всем учащимся в учреждениях общего среднего образования и в соответствии с подп. 1.2 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 № 839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» (с последующими изменениями и дополнениями) плата за пользование учебниками и учебными пособиями в I–XI классах учреждений общего среднего образования взимается в размере 0,5 базовой величины.

В учебниках и учебных пособиях содержится весь материал, необходимый и для полного освоения учебных программ по учебным предметам и для качественного обучения.

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету подготовлены иные издания для учащихся, которые не являются обязательными. Поэтому требовать от законных представителей обучающихся приобретение дополнительных учебных пособий педагогические работники не имеют оснований.


В случае неправильного оформления обложки тетради (пропуск слова, грамматическая ошибка) существует ли запрет на дальнейшее использование тетради и требование об обязательной замене тетради на новую? Существует ли запрет на заклеивание идентификатора для подписи обложки тетради или оклеивание обложки целиком с целью исправления оформления и подписи обложки тетради (чтобы сверху заново подписать тетрадь правильно, без ошибок)?


НПА не установлено требование к замене тетрадей, в т.ч. при наличии исправленных ошибок на обложке или ее оклеивании.

Порядок оформления и ведения ученических тетрадей указан в разделах III и IV Методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования (утв. заместителем Министра образования республики Беларусь А. В. Кадлубаем 24.08.2020) (размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by / Структура / Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования / Управление общего среднего образования / 2020/2021 учебный год).

Методические рекомендации


Можно ли перевести ученика V класса государственной школы в частную онлайн-­школу без ­каких-либо веских оснований?


Такой перевод невозможен.

В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 17 Кодекса об образовании дистанционная форма получения образования является видом заочной формы получения образования.

Образовательная программа среднего образования в заочной форме получения образования реализуется только в вечерних школах, вечерних классах (п. 2 ст. 153 Кодекса об образовании).

Таким образом, в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь, в т. ч. частной формы собственности, дистанционное обучение НПА не предусмотрено.


Учитель математики, имеющий 18 ч нагрузки, работает в две смены (2 ч в первую смену и 2 ч во вторую смену). Расписание составлено следующим образом: понедельник — 4 урока с 1 «форточкой»; вторник — 2 урока, перерыв 6 ч, 2 урока; среда — 2 урока, перерыв 4 ч, 2 урока; четверг — 2 урока с 1 «форточкой»; пятница — 1 урок, «форточка», 1 урок, 4 «форточки», 2 урока. Может ли такое расписание быть у учителя, если он живет не в шаговой доступности от места работы (2,5 км от школы)? Насколько расписание соответствует ст. 127 ТК?


Нарушения в данном случае нет.

На работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на отдельные части с перерывами продолжительностью не менее двух часов, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Время перерывов в течение рабочего дня в рабочее время не включается.

Действующее законодательство не содержит нормы, учитывающей шаговую доступность от места работы к месту проживания работника.

2179 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель- методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогиче...
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 425
8
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок