Вопросы, касающиеся основной деятельности
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Вопросы, касающиеся основной деятельности

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2219 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

По результатам самоконтроля что следует составлять — справку или информацию?


Информацию.

Согласно ч. 1 п. 3 Положения о порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и подтверждения государственной аккредитации (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 820 с последующими изменениями и дополнениями) перечень документов, представляемых учреждением образования, иной организацией для проведения аккредитации, подтверждения аккредитации на соответствие заявленному виду и (или) по специальности, по профилю образования, направлению образования, размер платы за ее проведение, сроки проведения аккредитации, подтверждения аккредитации и действия сертификата о государственной аккредитации на соответствие заявленному виду и (или) по специальности, по профилю образования, направлению образования определяются п. 11.5 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 с последующими изменениями и дополнениями).

В этом пункте присутствует следующая запись: «информация о результатах самоконтроля за обеспечением качества образования учреждения образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, подписанная руководителем».


Кто пишет заявление о выборе предмета на сдачу экзамена — ученик или родитель?


Ученик.

В соответствии с п. 62 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 с последующими изменениями и дополнениями), для сдачи выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся должны не позднее чем за три недели до начала выпускных экзаменов информировать руководителя учреждения образования, какой учебный предмет («Русский язык» или «Белорусский язык») они выбрали для сдачи выпускного экзамена.


Может ли учитель брать отпуск за свой счет только на те дни недели, в которые у него стоят уроки (понедельник, среда, пятница)? Специалист отдела кадров считает, что если работнику нужна неделя за свой счет, то он должен писать заявление на пять дней (понедельник–пятница). Правильно ли это?


Правильно.

Социальный отпуск без сохранения заработной платы (отпуск за свой счет) может быть предоставлен работнику как по инициативе нанимателя (ст. 191 ТК), так и по инициативе работника (ст. 189, 190 ТК).

Рассматриваемый вид отпуска за свой счет предоставляется в течение календарного года. Период его предоставления согласовывают работник и наниматель.

В течение календарного года наниматель может предоставить дни социального отпуска, в т. ч. по одному дню. К­аких-либо запретов на этот счет законодательство не содержит.

Для того, чтобы наниматель предоставил работнику отпуск за свой счет, последний должен подать ему заявление в письменной форме. В заявлении следует указать период, в который работнику необходим отпуск, количество его календарных дней, а также причину обращения за предоставлением такого вида отпуска.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что, во‑первых, предоставление социального отпуска — не обязанность, а право нанимателя (за исключением категорий лиц, указанных в ст. 189 ТК). Наниматель, получив соответствующее заявление работника, устанавливает наличие оснований для предоставления отпуска за свой счет.

А, во‑вторых, согласно Кодексу об образовании у учителя не пятидневная учебная неделя, а шестидневная (в т. ч. поэтому у него удлиненная продолжительность отпуска). Отсутствие уроков в ­какой-либо из дней не означает, что этот день для учителя выходной.

Иными словами, теоретически предоставить три социальных отпуска по одному дню каждый с перерывом между ними в один день можно (при наличии уважительной причины). Но если предоставить три дня социального отпуска в неделю и разрешить при этом не выходить на работу пять рабочих дней, это будет считаться нарушением. Ведь кроме нормируемой части рабочего времени, когда учитель ведет уроки, у него есть и ненормируемая часть рабочего времени, в которую специалист должен выполнять другую работу, предусмотренную его должностными обязанностями (20 ч — норма часов педагогической нагрузки на ставку; 36 ч — сокращенная продолжительность рабочего времени в неделю) (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» с последующими изменениями и дополнениями).


Имеет ли право несовершеннолетний учащийся школы самостоятельно обратиться к директору за получением справки, подтверждающей обучение в данном учреждении или это должны сделать родители?


Может обратиться сам учащийся.

Типовая форма справки о том, что гражданин является обучающимся (далее — справка об обучении), установлена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.06.2012 № 67 (с последующими изменениями и дополнениями).

Форма справки об обучении

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (с последующими изменениями и дополнениями) выдача справки является административной процедурой, осуществляемой государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. НПА не установлено, кто именно пишет заявление для получения справки об обучении.

Таким образом, справка об обучении может быть выдана на основании как заявления законного представителя несовершеннолетнего учащегося, так и заявления самого несовершеннолетнего учащегося.


Учитель начал работать в школе в феврале 2020 г. Положен ли ему отпуск летом, если он еще не проработал полугода?


Порядок предоставления трудовых отпусков определен Трудовым кодексом. В частности, в ст. 168 ТК перечисляются случаи, когда наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника: в летнее или другое удобное время; в определенный период. В этой статье указывается, что учителям (преподавателям) учреждений общего среднего, профессионально-­технического, среднего специального, высшего и специального образования, специальных учебно-­воспитательных и лечебно-­воспитательных учреждений устанавливается отпуск в летнее время. Для этой категории работников летнее время и является заявленным в статье определенным периодом.

При этом Трудовым кодексом установлено, что трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через 6 месяцев работы у нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных ст. 166 ТК.

До истечения 6 месяцев работы в соответствии со ст. 166 ТК наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию работника:

  • женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него;
  • лицам моложе 18 лет;
  • работникам, принятым на работу в порядке перевода;
  • совместителям, если трудовой отпуск по основному месту работы приходится на период до 6 месяцев работы по совместительству;
  • участникам Великой Отечественной вой­ны;
  • матери (мачехе), отцу (отчиму), воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-­инвалида в возрасте до 18 лет);
  • работникам, получающим общее среднее, профессионально-­техническое, среднее спе­циаль­ное, высшее, послевузовское образование, специальное образование на уровне общего среднего образования в вечерней или заочной форме получения образования;
  • в других случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением или трудовым договором.

Работающим женам (мужьям) военнослужащих, по их желанию, трудовой отпуск предоставляется одновременно с отпуском их мужей (жен).

Кроме перечисленных случаев допускается предоставление отпуска пропорционально отработанной части рабочего года, но не менее 14 календарных дней.

Таким образом, если работник проработал более 6 месяцев, то ему может быть представлен полный отпуск. Если же меньше, то отпуск может быть предоставлен пропорционально отработанному времени, но не менее 14 дней. В данном случае это возможно: с февраля по июнь выходит 4 месяца. С учетом 56‑дневного отпуска учителя: 56 ÷ 12 × 4 = 19 дней.


Специалист училась на условиях целевой подготовки. После выпуска была направлена на работу в сельскую школу. Спустя год вышла замуж. Муж зарегистрирован в областном центре, но работает и живет в России. Можно ли перераспределить работницу по месту жительства мужа?


Перенаправление за пределы Беларуси не осуществляется.

Гражданин, заключивший договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (далее — договор) и поступивший в учреждение высшего образования по отдельному конкурсу, после завершения обучения не распределяется, а направляется на работу в соответствии с договором и обязан трудоустроиться в организации-­заказчике, отработать срок обязательной работы, установленный договором, или возместить в республиканский бюджет средства, затраченные государством на его подготовку (ст. 84 и ст. 88 Кодекса об образовании).

Выпускники, направленные (перенаправленные) на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), освобождаются от возмещения в рес­публиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, с предоставлением права на самостоятельное трудоустройство только при наличии оснований, установленных Кодексом об образовании (пп. 5–6 ст. 88 Кодекса об образовании). Замужество и переезд к месту жительства или работы супруга в число этих оснований не входит.

Вместе с тем согласно п. 19 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-­техническое образование (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 821), учреждения образования в течение срока обязательной работы по договору осуществляют перенаправление на работу выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих), направленных на работу согласно договору, в случаях, указанных в п. 5 и п. 6 ст. 88 Кодекса об образовании, а также в случаях, если место работы выпускнику предоставляется в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 83 Кодекса об образовании, при условии изменения договора в соответствии с Положением о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих (утв. постановлением № 821) (далее — Положение о целевой подготовке).

Изменение договора осуществляется с согласия заказчика и по согласованию с республиканским органом государственного управления либо местным исполнительным и распорядительным органом, в подчинении которого находится заказчик, в определяемом этим органом порядке (ст. 86 Кодекса об образовании, п. 7 Положения о целевой подготовке).

Таким образом, на основании подп. 6.7 п. 6 ст. 83 Кодекса об образовании при условии изменения договора перенаправление возможно. Но при этом новое место работы предоставляется при наличии возможности по месту жительства и (или) работы мужа, который работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, и должно находиться в населенном пункте с численностью населения менее 20 тысяч человек, либо в сельском населенном пункте. Обратите внимание, перенаправление за пределы Республики Беларусь не осуществляется. 

2219 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 922
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок