В продолжение темы… Мнение эксперта (Внедрение системы менеджмента качества как фактора повышения качества образования)
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

В продолжение темы… Мнение эксперта (Внедрение системы менеджмента качества как фактора повышения качества образования)

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1230 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Углубимся немного в историю явления. В учреждениях образования Республики Беларусь СМК начали внедрять достаточно давно. Причем это процесс изначально касался только вузов и колледжей и официально до сих пор не ориентирован на учреждения общего среднего образования.

Идея внедрения СМК в вузах и колледжах вначале приветствовалась руководителями этих учреждений, т. к. предполагалось, что с помощью СМК будет поддерживаться в актуальном состоянии механизм управления процессами, направленными на повышение качества образовательных услуг, и что процедура государственной аккредитации учреждений, в которых создана СМК, будет проводиться по упрощенной схеме.

Однако все оказалось не так радужно. Сертификация СМК и аккредитация не являются взаимозаменяемыми процедурами, проводятся на разной методологической основе, объем и перечень изучаемых вопросов, практически не дублируется.

Теоретически СМК могла поспособствовать более успешному прохождению государственной аккредитации. Вместе с тем на практике во всех учреждениях высшего и среднего специального образования, где созданы СМК, Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь (далее — Департамент) в разное время выявлялись нарушения законодательства об образовании, а в ряде случаев (даже при положительных аудитах СМК) не аккредитовались отдельные специальности и даже сами учреждения. Проведенный Департаментом анализ результатов внедрения СМК также выявил сильные и слабые ее стороны.

К сильным сторонам СМК можно отнести следующие:

  • способствует выполнению требований государственных НПА, требований локальных нормативных актов, улучшает качество локальных документов;
  • помогает совершенствовать процесс прохождения управленческой информации от руководителя к исполнителю;
  • способствует управлению деятельностью учреждения образования как единой системой, существенно повышает ответственность каждого сотрудника и руководителей структурных подразделений.

Проблемные стороны СМК:

  • ведет к неоправданному увеличению документооборота в учреждении образования и отвлекает сотрудников от основной деятельности;
  • требования, предъявляемые к СМК, изначально разработанные для производства, не адаптированы или лишь частично адаптированы к учреждениям образования, присутствует формальный подход при разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии СМК;
  • влияние СМК на качество подготовки специалистов (основная задача учреждений образования) оказалось несущественным;
  • значительно увеличивается расход денежных средств на проведение сертификационного и инспекционного аудитов, проводимых сторонними организациями, без видимых положительных изменений в деятельности учреждений образования (к примеру, в одном из колледжей вся выручка за собранный урожай была отдана на проведение сертификационного аудита);
  • введение СМК не имеет никаких юридических последствий.

Поэтому интерес к СМК со стороны руководителей вузов и колледжей начал угасать.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 30 сентября 2014 г. № 747 «О системах менеджмента качества в учреждениях среднего специального образования» обязательность СМК в колледжах была отменена, а решение о проектировании, внедрении или продолжении функционирования в учреждении образования СМК принимается сейчас с учетом их эффективности в повышении качества образования.

Такое решение, на наш взгляд, является верным, т. к. ни в одной стране наличие СМК в учреждении образования не является обязательным.

Вводить или не вводить СМК — вопрос, находящийся в ведении самого учреждения образования. Полагаю, что для руководителей, заинтересованных во внедрении СМК, полезными будут высказывания тех педагогических работников, которые уже имеют опыт работы с этой системой. Принимая решение о внедрении СМК, следует определить, для чего она нужна в учреждении образования; просчитать «экономику» СМК (приобретения от СМК должны соответствовать затратам на нее). Желательно также ввести в СМК электронный документооборот.

Внедрение СМК в идеале должно:

  • оптимизировать состав документов СМК (уменьшить количество папок в номенклатуре дел, отчетов, бумаг, исключить дублирование информации при документообороте);
  • синхронизировать документы СМК с документами, регламентирующими работу учителей (учебная, методическая, научная, воспитательная деятельность);
  • сократить количество показателей СМК по учреждению образования;
  • уменьшить количество иностранных слов в терминологии, используемой в документах.

И, конечно же, внедрять СМК необходимо последовательно, а не в авральном режиме.  

1230 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 199
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок