Управляем эффективно
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Управляем эффективно

Что поможет руководителю управлять более эффективно?
Знание методов убеждения, правил эффективного слушания, умение управлять конфликтами и др.
Перечислите управленческие приемы.
Энергетическая пауза, защита от взгляда, давление и др.
Какие вы можете назвать правила эффективного слушания?
Перестать говорить, помочь говорящему раскрепоститься, устранить раздражающие моменты и др.

Шкетик Елена

Заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 152 г. Минска» (ранее — директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Логойска»)

3480 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Методы убеждения

Каждый руководитель должен владеть в совершенстве методами убеждения, представляющими собой основную стадию диалогического общения, в которой проявляются личностные качества руководителя и подчиненных, происходит обмен мнениями, оценка сильных и слабых сторон участников диалога.

Методы убеждения, используемые руководителем:

  • фундаментальный: обоснование доводов неоспоримыми фактами и сведениями (цифровой материал, факты, точные даты как веские аргументы);
  • извлечение выводов: логическая обоснованность доказательств (построение цепи рассуждений, которая приводит к требуемому результату);
  • сравнение: перехват инициативы в диалоге;
  • «да, но…»: согласие с коллегами и подчиненными, привнесение собственных идей;
  • «куски»: разделение выступления собеседника на части (проверенные факты, спорные моменты, ошибочные моменты и т. д.);
  • игнорирование: собеседник приводит неопровержимые доказательства, факты, согласиться с которыми руководителю невыгодно, происходит их игнорирование;
  • выявление противоречий: тщательный анализ высказываний собеседника с целью подготовки контраргументации (оборонительный метод);
  • видимая поддержка: после того как собеседник произнес свои аргументы, руководитель в своем выступлении не опровергает доводы собеседника, а приводит новые доказательства в пользу его точки зрения (видимость поддержки);
  • опрос: постановка заранее продуманных вопросов по теме разговора (батарея вопросов способна заставить собеседника противоречить самому себе);
  • бумеранг: использование приемов собеседника против него самого.

Правила эффективного слушания

Помимо техники аргументирования руководителю рекомендуется использовать правила эффективного слушания.

Профессор Кит Дэвис приводит 10 важных правил эффективного слушания.

  1. Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая.
  2. Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы.
  3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Не читайте почту, не изучайте инструктивно-­методические материалы, когда ­кто-либо говорит. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.
  4. Устраните раздражающие моменты. Не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.
  5. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего.
  6. Будьте терпеливы. Не прерывайте говорящего, не делайте шагов в направлении двери.
  7. Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
  8. Не допускайте споров или критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.
  9. Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего, показывает ему, что вы слушаете. Это помогает продвигаться вперед.
  10. Перестаньте говорить. Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него. Чтобы развить умение слушать, оцените свое общение с другим человеком после завершения разговора.

Успех управленческих решений зависит от многих факторов. Важно общаться с теми, от кого можно научиться, независимо от их профессии и занимаемой должности.

Каждый должен знать свои главные достоинства, развивать свои способности. Руководителю важно вовремя и достойно отступить. Иногда нужно правильно отказывать. Важно помнить, что у одних «нет» звучит любезней, чем у других «да». Разумным является знать во всем меру, иметь единомышленников.

Важные качества личности руководителя

Назовем основные группы качеств личности успешного руководителя учреждения образования.

  1. Качества профессиональной и общекультурной компетентности руководителя (образованность, эрудированность, ум, знание искусства руководства, организаторские способности и т. п.).
  2. Качества общения руководителя с педагогическими работниками (общительность, вежливость, естественность поведения, обаятельность, искренность, тактичность, уравновешенность, скромность, находчивость в общении, чувство юмора и т. п.).
  3. Качества позитивного отношения руководителя к учащимся и их родителям (уважение, понимание, забота, доброта, доброжелательность, отзывчивость, внимательность, справедливость, терпимость и т. п.).
  4. Качества неспецифических, внешних сторон деятельности (пунктуальность, настойчивость, требовательность, строгость, исполнительность, ответственность, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность и т. п.).

Управление педагогическим коллективом является эффективным в том случае, если ожидания, надежды его сотрудников будут оправдываться, они не будут разочарованы результатами своей деятельности. Руководитель должен быть тонким психологом, разбираться в истинных мотивах, потребностях всех без исключения сотрудников.

Директору на заметку
Абсолютного удовлетворения потребностей каждого педагогического работника в учреждении достичь практически невозможно, однако руководитель обязан уделять мотивации своих сотрудников постоянное внимание.

Искусство управления наглядно проявляется в умении руководителя стимулировать участие всех педагогических работников в принятии решений, удовлетворять глубокую потребность личности в самовыражении.

Управление конфликтами

Результативность и конструктивность управления конфликтами зависит от модели поведения человека в конфликтной ситуации. Модель поведения включает в себя такие факторы, как адекватность восприятия конфликта, открытость и честность общения и установка на взаимное доверие и сотрудничество. В любой ситуации важны позитивный настрой, отсутствие реакции на отрицательное эмоциональное воздействие, спокойное обоснование претензий, поиск совместного выхода из сложившейся ситуации, оценивание действий всех ее участников.

Необходимо отметить, что взаимопонимание и способы взаимного влияния при общении во многом зависят от преобладающего стиля мышления и достаточно явно проявляются каждой конфликтующей стороной. Выделяют пять стилей мышления и поведения: синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист. На практике руководитель учреждения образования, столкнувшись с конфликтом, не всегда может отнести его участников к тому или иному типу, обозначенному в научной литературе. Он может ощущать сопротивление, исходящее от конфликтующих сторон, обусловленное их личностными особенностями.

Типы конфликтных личностей:

  • демонстративные — стремятся всегда быть в центре внимания, пользоваться успехом, конфликтуют для того, чтобы таким способом быть на виду;
  • ригидные — честолюбивы, обладают завышенной самооценкой, конфликтуют, когда их сложившееся мнение приходит в противоречие с изменяющимися условиями;
  • неуправляемые — импульсивны, непредсказуемы, характеризуются низким уровнем самоконтроля;
  • сверхточные — скрупулезные добросовестные работники, чрезвычайно чувствительные к внешним оценкам, особенно со стороны руководства, оценивают всех (в первую очередь себя) с позиций завышенных требований, а людей, не отвечающих им (требованиям), жестко критикуют;
  • рационалисты — расчетливы, всегда готовы к конфликту ради достижения личных целей;
  • безвольные — в силу отсутствия собственных принципов и убеждений подвержены влиянию и манипуляциям.

Представляет интерес и типология трудных в общении людей, согласно которой выделяются:

  • паровой каток — бесцеремонный и грубый человек, уверенный, что все должны уступать ему, не считается с мнением других, постоянно вступает в конфликты с окружающими людьми;
  • скрытый агрессор — причиняет людям неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей, скрытых проявлений агрессии;
  • тихоня — причины его скрытности, закрытости неизвестны, представляют потенциальную опасность с точки зрения возникновения конфликта;
  • разгневанный ребенок — неожиданно вспыхивает, взрывается, поэтому является источником неприятностей.

Управленческие приемы

Управленческими приемами могут пользоваться все, чья профессия связана с общением. Это набор техник, которые можно применить в любой сфере жизни.

  1. Правильный взгляд. Нужно смотреть в глаза, но не на поверхность глаза, а будто заглядывая в душу. Получается пронзительный взгляд, который заявляет о вашем решительном настрое. И люди чувствуют это.
  2. Энергетическая пауза. Вы смотрите в глаза человеку так, как будто собираетесь ответить. Он готовится принять ваш ответ, но вы не отвечаете. Вы продолжаете смотреть на него, но ничего не говорите. Он растерянно отводит взгляд, и тогда вы начинаете говорить о ­чем-нибудь другом.
  3. Пауза и поощрение. Иногда люди пытаются требовать ­что-то, рассчитывая, что вы уступите, опасаясь конфликта. Если вы поддержите такой тон или начнете возражать, конфликт состоится. Вместо этого лучше выдержать паузу и дружелюбно продолжать разговор. Чувствуя поддержку, человек перестанет горячиться, начнет говорить спокойнее. Но и после этого не прекращайте молчания, кивайте и поощряйте его говорить дальше. Человек начнет объяснять, потом оправдываться и, наконец, извиняться.
  4. Защита от взгляда. Конечно, ­какие-то приемы применяете не только вы и не только сознательно. Бывает, что люди бессознательно чувствуют, как надо поступить, чтобы добиться желаемого. Если вы заметили пристальный взгляд собеседника, он может применять к вам ­какой-то прием психологического воздействия, неважно, сознательно или нет. Посмотрите ему в глаза, улыбнитесь, давая понять, что вы заметили его взгляд и вам все равно.
  5. Побороть неприязнь. Жизнь нередко сталкивает нас с неприятными людьми, с которыми мы просто вынуждены общаться и сохранять хорошие отношения. Чтобы поддержать нормальное общение или получить ­что-то от этого человека, придется действительно побороть неприязнь к нему. И не просто натянув фальшивую улыбку, а проникнувшись сочувствием и добротой.
  6. Давление. Многие люди для получения желаемого оказывают давление на своих сотрудников, родственников и друзей. Как это выглядит со стороны: многократное повторение одних и тех же требований (мягкое, жесткое, настойчивое, эмоциональное, ненавязчивое). Человек дает понять, что у вас просто не получится сделать по-другому, он будет стоять на своем до самого конца.
  7. Умение говорить «нет». Вы должны научиться говорить «нет», это сильно пригодится в борьбе с разного рода манипуляторами. Вы должны научиться говорить именно это слово — «нет». Не «не получится», или «не знаю», или «посмотрим», а именно твердое «нет». Конечно, такой категоричный отказ подойдет не во всех случаях, но в некоторых ситуациях он необходим.
  8. Не объяснять свой отказ. Это тоже большое умение, которое приобретается с опытом. Если вы отказали ­кому-то, сказали свое твердое «нет», сумейте обойтись без объяснений, оправданий. При этом нельзя испытывать чувство вины за то, что вы отказываете без объяснений.
3480 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок