Еще в недалеком прошлом в педагогике использовались термины «аномальное развитие», «аномальный ребенок», что противопоставлялось нормальному развитию ребенка. Сейчас в педагогической литературе употребляются другие альтернативные названия: дети с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями, с отклонениями в развитии, с особенностями развития, с дизонтогенезом, с особыми нуждами, нетипичные дети и др. В Республике Беларусь с 1995 г. в качестве официального принят термин «дети (лица) с особенностями психофизического развития (ОПФР)»
Разговор о детях с ОПФР следует начать с понятий «онтогенез» и «дизонтогенез».
Онтогенез — это процесс нормального развития организма, а дизонтогенез — процесс развития ребенка, протекающий с отклонениями, нарушениями, под воздействием каких-либо внутренних или внешних вредоносных факторов.
В 1985 г. В. В. Лебединским была предложена следующая классификация психологического дизонтогенеза: