Практика внедрения модели «От учащегося до педагога школы»
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Практика внедрения модели «От учащегося до педагога школы»

Как выстроить систему профориентации в учреждении образования так, чтобы учащиеся захотели поступить в педвузы именно на те специальности, которые нужны конкретной школе, и вернулись после учебы в вузе не просто на отработку, подробно рассмотрим в статье.

Парманчук Виталий

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Гродно»

Витко Елена

заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 34 г. Гродно»

573 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Актуальность вопроса

Система образования испытывает острый дефицит педагогических кадров, что является важнейшей проблемой во многих странах, в т. ч. в Республике Беларусь. Все большее количество школ ощущают нехватку педагогов, прежде всего молодых. Происходит естественный процесс «старения» учительских кадров.

В целом по республике сегодня остается актуальной проблема с педагогами по точным наукам — математике, физике, химии. И причин этому несколько. Эти предметы сложно осваивать. Кроме того, обладающие такими знаниями плюс компьютерной грамотностью специалисты востребованы на рынке труда. Они с легкостью находят другую работу с четким кругом обязанностей и высокой зарплатой.

Эти и другие причины привели к низкому набору и отсутствию конкурсной основы поступления на педагогические специальности в вузы страны. Снижение набора на педагогические специальности, особенно на специальности «Математика» и «Физика», — вопрос общереспубликанский, который остро стоит в последние годы.

Пути решения проблемы

В ГУО «Средняя школа № 34 г. Гродно» для решения проблемы дефицита педагогических кадров внедряется модель «От учащегося до педагога школы». Это новшество школы.

Реализация полного цикла механизма подготовки педагогических кадров

Практическое внедрение модели

В рамках внедрения модели «От учащегося до педагога школы» учреждение образования решает следующий комплекс задач.

1. Поднятие престижа педагогической специальности.

2. Подбор педагогов, работающих с учащимися педгрупп.

В течение шести лет мы имели несколько вариантов назначения учителей, преподающих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»: опытные учителя с многолетним стажем работы; учителя, работающие в профильных классах; члены администрации; классные руководители Х классов. Практикой учреждения доказано, что здесь не играет роли возраст педагога, предмет, который преподает учитель. Анализируя работу педгрупп, учитывая мнение учащихся, мы пришли к выводу, что для работы с учащимися педгрупп учителя должны обладать следующими качествами:

3. Проведение активной работы с общественностью по популяризации классов профессиональной (педагогической) направленности (далее — педгруппы), целевой подготовки.

Определенную роль в освещении работы педгрупп играет ведение страницы в социальных сетях. В 2023 г. создан аккаунт педгруппы учреждения в Instagram: ped_gr_sch34 «Жизнь педагогической группы государственного учреждения образования “Средняя школа № 34 г. Гродно”».

Задачи аккаунта:

  • популяризация факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию»;
  • демонстрация деятельности учащихся в проектах, конкурсах, фестивалях, конференциях, акциях;
  • создание условий для самостоятельного составления портфолио учащимися (листая Instagram, учащиеся видят, в каких мероприятиях участвовали);
  • трансляция педагогического опыта по организации деятельности учащихся в педгруппе.

4. Целевая подготовка наиболее востребованных специалистов.

Руководство учреждения образования проводит системную работу с учащимися групп физико-­математического профиля и их законными представителями по мотивации поступления на специальности «Математика», «Физика»:

  • включение учащихся в работу общества юных исследователей, организация исследовательской деятельности;
  • индивидуальная работа по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по предметам;
  • участие учащихся в проведении дней физики и математики в рамках декады предметных знаний;
  • организация педагогических проб на уроках физики и математики.

Справочно: в течение двух последних лет существует практика выдачи целевых направлений по данным специальностям. В 2023 г. учреждение образования выдало целевое направление на обучение в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (далее — ГрГУ) по специальности «Математика» учащейся педгруппы, которая награждена серебряной медалью по окончании обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. В 2024 г. учреждение образования готовит целевое направление на обучение в ГрГУ по специальности «Физика» учащейся педгруппы.

5. Освещение преимуществ работы молодых специалистов в школе.

6. Решение жилищных вопросов молодых специалистов через сотрудничество с градообразующими предприятиями, выделяющими места в своих общежитиях.

Внедрение модели «От учащегося до педагога школы»

Результаты внедрения модели

  • В 2021 г. руководство учреждения образования получило благодарность от педагогического факультета ГрГУ за активное участие команды учащихся учреждения образования в IV Фестивале педагогических классов.
  • В 2023 г. руководитель педгруппы награждена свидетельством ГрОИРО «Педагогическая профилизация учащихся», свидетельством о покорении Педагогического олимпа «Педагогическая профилизация учащихся» ГрОИРО, в 2024 г. — благодарственным письмом ГрГУ за подготовку победителей VI Фестиваля педагогических классов.
  • Команда учащихся педгруппы «КсеВаКаСа» стала лауреатом республиканского молодежного медиафестиваля «Голоса молодых за устойчивое развитие — 2021».
  • Результативность участия команд педгрупп в областном Фестивале педагогических классов: 4 диплома за три года.

Внедрение модели «От учащегося до педагога школы» позволит нашему учреждению образования снизить к 2028/2029 учебному году потребность в учителях физики и математики минимум на 75 % (закрыть более половины потребности от состояния на 2023/2024 учебный год).

Реализация проекта «От учащегося до педагога школы» служит созданию положительного имиджа учреждения образования по подготовке педагогов в рамках работы педгрупп, является весомым вкладом в развитие учреждений образования района в данном направлении.

Также вы можете ознакомиться с анкетой для родителей по изучению потребности изучения предметов на повышенном уровне.

573 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Минской области выбрали лучшего молодого директора школы

В Минской области в рамках конкурса "Молодой директор - 2024" выбрали лучшего руководителя учреждения образования: победителем стал Антон Гульнев - директор Велятичской С...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 149

Получите и распишитесь, или Алгоритм применения дисциплинарного взыскания

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. Как поступить директору в такой непростой ситуации и...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1011
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок