План Б, или Порядок расследования несчастного случая
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

План Б, или Порядок расследования несчастного случая

Школа с нулевым травматизмом — тренд современной системы образования. Конечно же, каждому директору хочется жить по плану А, когда в школе ничего с учащимися не происходит. Но как быть, если все же произошел несчастный случай? Подробно разберемся в статье и приведем алгоритмы.

Штейнер Алексей

юрист, специалист по трудовому законодательству и законодательству об охране труда

756 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что понимается под несчастным случаем

Несчастный случай — событие, в результате которого обучающийся получил повреждение здоровья:

При наличии каких оснований необходимо расследовать несчастный случай

Учреждение образования должно расследовать несчастный случай, если он одновременно:

  1. повлек за собой временную или стойкую утрату здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от учебных занятий (мероприятий) не менее чем на один день либо смерть обучающегося;
  2. произошел:
    • во время учебных занятий (мероприятий), связанных с освоением содержания образовательных программ, во время установленных перерывов между учебными занятиями (мероприятиями), проводимыми как на территории учреждения образования (в т. ч. на территории его обособленных и (или) структурных подразделений), так и за ее пределами в соответствии с учебным планом учреждения образования;
    • при проведении других организованных руководством учреждения образования мероприятий, в т. ч. проводимых в государственные праздники, праздничные (выходные) дни и во время каникул;
    • при проведении воспитательных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, организованных учреждением образования;
    • при организованном следовании к местам проведения учебных занятий (мероприятий) и обратно на транспортном средстве, предоставленном учреждением образования, транспорте общего пользования и (или) пешком;
    • при осуществлении иных действий обучающихся, обусловленных уставом учреждения образования или правилами внутреннего распорядка для обучающихся либо совершаемых в интересах учреждения образования.

Что представляет собой расследование несчастного случая

Расследование несчастного случая представляет собой деятельность лиц, назначенных приказом руководителя учреждения образования для его проведения, по установлению фактических обстоятельств несчастного случая с обучающимся, а также иных событий и фактов, способствовавших наступлению таких обстоятельств, для принятия законных решений по их устранению и недопущению (п. 3 Правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, с воспитанниками при реализации программ воспитания, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227 (далее — Правила № 227)).

Расследование несчастного случая проводится в целях выяснения следующих фактических обстоятельств:

  • имел ли место несчастный случай, каковы его последствия;
  • времени, места и иных обстоятельств несчастного случая;
  • круга лиц, присутствовавших либо имеющих иное отношение к несчастному случаю;
  • причин и условий несчастного случая;
  • иных сведений, имеющих отношение к несчастному случаю.

По результатам расследования руководитель учреждения образования принимает решение о выполнении комплекса мер по предупреждению и недопущению подобных несчастных случаев.

Алгоритм «Действия с момента происшествия несчастного случая до начала расследования»

1. Пострадавшему или свидетелю несчастного случая с обучающимся следует известить лицо, непосредственно проводившее учебное занятие (мероприятие) (п. 5 Правил № 227).

2. Оказать первую помощь пострадавшему.
При несчастном случае работники учреждения образования в первоочередном порядке принимают меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на обучающегося, получившего травму, других лиц, оказанию пострадавшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников, доставке пострадавшего в организацию здравоохранения (при необходимости) (п. 6 Правил № 227).

3. Сообщить руководителю учреждения образования.
Информация о несчастном случае немедленно доводится до руководителя учреждения образования (п. 6 Правил № 227).

4. Руководитель учреждения образования, получив сообщение о несчастном случае:
☐ организует оказание первой помощи пострадавшему и при необходимости доставку его в организацию здравоохранения;
☐ в рамках компетенции принимает неотложные меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай, предотвращению воздействия травмирующих факторов, в т. ч. на других лиц;
☐ информирует о несчастном случае любым удобным способом законного представителя обучающегося, получившего травму, или лицо, представляющее его интересы, вышестоящую организацию по подчиненности;
☐ представляет информацию о несчастном случае в вышестоящую организацию по схеме сообщения о несчастном случае согласно приложению 1 к Правилам № 227 в течение суток (по подчиненности);
☐ обеспечивает до начала расследования несчастного случая сохранение обстановки на месте его происшествия, а если это невозможно — фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным способом;
☐ принимает необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и свое­временного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования (п. 7 Правил № 227).

Какие возможны варианты расследования несчастного случая

Возможны два варианта расследования несчастного случая:

  1. в общем порядке (гл. 2 Правил № 227);
  2. в специальном порядке (гл. 3 Правил № 227).

Специальному расследованию подлежат:

  • групповые несчастные случаи, произошедшие одновременно с двумя и более обучающимися;
  • несчастные случаи со смертельным исходом.

Общий порядок расследования несчастного случая

Кем проводится расследование

Расследование несчастных случаев проводится уполномоченным представителем руководителя учреждения образования с участием:

  • уполномоченного представителя проф­союза;
  • специалиста по охране труда (лица, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования;
  • при необходимости по решению руководителя учреждения образования к расследованию привлекаются иные лица.

Лица, непосредственно проводившие учебные занятия (мероприятия), во время которых произошел несчастный случай с обучающимся, к проведению расследования не привлекаются.

В какой срок проводится расследование

Расследование несчастного случая должно быть проведено в срок не более пяти рабочих дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертизы и получения других документов (п. 14 Правил № 227).

Алгоритм «Расследование несчастного случая» (п. 15 Правил № 227)

1. Обследование места происшествия.

2. Фотографирование места происшествия, составление схем, эскизов, проведение лабораторных исследований, испытаний, экспертиз (при необходимости).

3. Сбор письменных объяснений, опрашиваются:

  • обучающийся, получивший травму (при возможности);
  • свидетели несчастного случая;
  • лицо, проводившее учебное занятие (мероприятие), во время которого произошел несчастный случай;
  • лица, на которых было возложено обеспечение безопасных условий проведения учебного занятия (мероприятия);
  • иные лица (при необходимости).

Опрос несовершеннолетнего проводится в присутствии его законного представителя или лица, представляющего его интересы, и социального педагога.

4. Изучение необходимых документов, характеризующих условия осуществления образовательной деятельности, проводимого учебного занятия (мероприятия), в т.ч. положения, приказы, документы о прохождении пострадавшим обучения правилам безопасного поведения, требования контролирующих (надзорных) органов, общественного контроля и другие акты, устанавливающие меры, обеспечивающие безопасные условия проведения образовательного процесса.

5. Установление обстоятельств и причин несчастного случая, лиц, допустивших нарушения мер безопасности, установленных НПА, техническими НПА, обязательными для соблюдения, локальными правовыми актами.

6. Разработка мероприятий по устранению причин несчастного случая и условий, способствовавших его совершению.

Какие документы необходимо оформить по результатам расследования

Документы расследования включают:

  • акт о несчастном случае с обучающимся (форма Н‑2 установлена приложением 2 к Правилам № 227);
  • планы, схемы (эскизы) и фотоснимки места происшествия и другие материалы при необходимости;
  • протоколы опросов, объяснения пострадавшего (при возможности), получившего травму, свидетелей и иных лиц;
  • копии НПА, технических НПА, локальных правовых актов (извлечения, выписки из них);
  • протокол осмотра места происшествия несчастного случая (форма протокола установлена приложением 3 к Правилам № 227);
  • копии (выписки) документов о прохождении пострадавшим обучения правилам безопасного поведения;
  • медицинские документы о состоянии здоровья пострадавшего, получившего травму (при их наличии);
  • заключения экспертиз, результаты лабораторных исследований, экспериментов, анализов (при их наличии);
  • особые мнения лиц, участвовавших в расследовании (при их наличии) (п. 16 Правил № 227).

Алгоритм «Действия по завершении расследования несчастного случая»

1. Оформить акт формы Н-2.
В соответствии с п. 17 Правил № 227 после завершения расследования несчастного случая уполномоченный представитель руководителя учреждения образования с лицами, участвующими в расследовании, оформляет акт формы Н-2 в трех экземплярах.

2. Предоставить возможность обучающемуся, получившему травму (его законному представителю, лицу, представляющему его интересы), ознакомиться с материалами расследования по его заявлению.
Обучающийся, получивший травму (законный представитель или лицо, представляющее его интересы), имеет право ознакомиться с материалами расследования в учреждении образования (ч. 2 п. 17 Правил № 227).

3. Акт формы Н‑2 с необходимыми документами направить для рассмотрения и утверждения руководителю учреждения образования.
Акт формы Н‑2 (три экземпляра) с прилагаемыми к одному из экземпляров объяснениями обучающегося, получившего травму, свидетелей и иных лиц, планами, схемами, фотоснимками и другими документами, характеризующими место, где произошел несчастный случай, с указанием допущенных нарушений мер безопасности, НПА, технических НПА, локальных правовых актов направляется руководителю учреждения образования для рассмотрения и утверждения (п. 18 Правил № 227).

4. Руководитель учреждения образования в течение одного рабочего дня после окончания расследования несчастного случая рассматривает документы этого расследования и принимает одно из следующих решений: 

  • утверждает акт формы Н-2 (три экземпляра) и регистрирует его в журнале регистрации травм (микротравм) по форме согласно приложению 4 к Правилам № 227;
  • в случае несогласия с содержанием акта формы Н-2 принимает решение о продлении времени проведения расследования на срок не более пяти рабочих дней, не включая время, необходимое для проведения экспертиз и получения других до­кументов.

5. Руководитель учреждения образования в 3-дневный срок после утверждения акта формы Н-2 вручает (направляет) экземпляр акта:

  • обучающемуся, получившему травму (законному представителю или лицу, представляющему его интересы).
    В случае отказа от получения экземпляра акта формы Н-2 обучающимся, получившим травму (законным представителем или лицом, представляющем его интересы), учреждение образования направляет его посредством почтовой связи с уведомлением;
  • в вышестоящую организацию (по подчиненности).

Копия акта формы Н-2 направляется (вручается) другим заинтересованным лицам по их требованию.
Первый экземпляр акта формы Н-2 вместе с материалами расследования находится в учреждении образования.
Акт формы Н-2 с документами расследования находится вместе с журналом регистрации травм (микротравм) в учреждении образования, в котором несчастный случай поставлен на учет (п. 21 Правил № 227).

756 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 922
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок