«Люби то, что делаешь, делай то, что любишь»: интервью с директором ГУО «Мокранская средняя школа» Малоритского района Валентиной Владимировной ЛИТВИН
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Люби то, что делаешь, делай то, что любишь»: интервью с директором ГУО «Мокранская средняя школа» Малоритского района Валентиной Владимировной ЛИТВИН

Представляем вашему вниманию интервью с тем самым директором, который пишет полезные статьи по самоконтролю, пользующиеся огромным успехом у наших читателей. О самосовершенствовании, балансе, чести и поэзии запросто поговорили с директором Мокранской средней школы Малоритского района Валентиной Владимировной Литвин.

610 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Возраст: 39 лет.
Образование: высшее, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина (преподаватель белорусского языка и литературы).
Стаж работы: 8 лет в должности директора (общий стаж — 20 лет).
Награды:
• грамота Малоритского районного исполнительного комитета;
• грамоты отдела по образованию Малоритского районного исполнительного комитета;
• грамота Малоритского районного Совета депутатов;
• диплом II степени Международного центра научного партнерства «Новая наука» (Российская Федерация) за участие в Международном профессионально-­исследовательском конкурсе «Преподаватель года 2021» в номинации «Актуальные вопросы современного образования»;
• почетная грамота Белорусского фонда мира;
• грамота районного этапа конкурса «Учитель года» в номинации «Учитель — мастер художественного слова»;
• диплом за высокий научный уровень доклада на Международной студенческой научно-­практической конференции, посвященной 210‑летию Адама Мицкевича, 190‑летию И. С. Тургенева, 90‑летию Ф. М. Янковского.
Семейное положение: замужем.
Дети: дочь 20 лет и сын 14 лет.

Редакция: Из каких этапов состоял ваш карьерный рост в педагогике?

Валентина Владимировна: Начинала я педагогическую карьеру в 2004 г. учителем белорусского языка и литературы. В 2010 г. меня назначили на должность заместителя директора по учебно-­воспитательной работе. А с 2016 г. я возглавила школу, в которой работала. Весь мой профессиональный путь прошел в одной школе.


Ред.: Чем вам нравится работа в школе?

В. В.: В этой работе нет рутинности. Даже, казалось бы, повторяющиеся циклы никогда не похожи один на другой. Обновляются нормативные требования, изменяется педагогический состав, появляются новые задачи. Ежедневно надо быть на гребне волны, штиль — опасен.


Ред.: В какой другой (более спокойной) области вы могли бы реализоваться?

В. В.: Мне спокойная область точно не подходит. Хотела бы себя попробовать в рекламной сфере, PR-направлении.


Ред.: Пословица гласит: береги честь смолоду. А как в вашей школе обстоят дела с честью?

В. В.: Мы — единственные в Малоритском районе — ежегодно в мае проводим Праздник чести школы (в этом году был 13‑й), где дарим подарки учащимся, которые награждены по итогам участия в учебном году в олимпиадах, конференциях, конкурсах района, области, республики грамотами победителей и призеров, чествуем родителей данной категории детей, вручаем подарки учителям, подготовившим таких учащихся.

Кроме того, наша школа участвует в инновационном проекте «Внедрение модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования». Здесь в ходе активной деятельности в рамках волонтерства учащиеся начинают понимать, что «добрым быть совсем-­совсем непросто…» Ответственная и такая важная посильная для ребят работа с ветеранами и одинокими гражданами, уход за памятными местами, субботники на территории агрогородка воспитывают в детях чувство уважения к истории, умение видеть нуждающегося, стремление совершать добрые поступки. Отряд волонтеров с каждым годом растет. А в школе уже более пяти лет нет преступлений и правонарушений, нет детей, в отношении которых проводится индивидуально-­профилактическая работа.


Ред.: От кого зависит успех учреждения образования? От директора, от педагогов, от учащихся?

В. В.: Успех учреждения образования — это кропотливый труд каждого звена в работе школы, сопряженный с удачей и везением.


Ред.: Медалисты по итогам учебных и спортивных достижений есть в каждой школе. Но ваши учащиеся награждены двумя необычными медалями. Расскажите, пожалуйста, о них.

В. В.: В 2022 г. во Дворце Независимости Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко наградил медалью «За спасенную жизнь» учащегося нашей школы Богдана Шелега. Во время церемонии вручения Глава государства заявил, что хочет уделить внимание присутствующему на церемонии совсем юному гражданину Беларуси. «Человеку с огромным сердцем», — подчеркнул Президент. Им оказался наш восьмиклассник Богдан. Подросток спас во время пожара двух маленьких сестер, буквально вынес девочек из огня на обожженных руках. «Это будущее. Такие герои должны быть в Беларуси», — сказал Президент.

Вторую необычную медаль — «Юны міратворац» — в 2024 г. получила выпускница школы Ольга Юруть. Она стала одним из первых и самым старшим членом школьного отряда «Миротворцы» Школы мира и наравне с руководством учреждения образования помогала в организации мероприятий, всегда откликалась на поручения, постоянно участвовала во всех волонтерских делах школы. Ольга — победительница областного этапа республиканского творческого конкурса «Мир в душе — мир в стране». Ее стихотворение «Беларусь православная» размещено в республиканском сборнике Белорусского фонда мира «Краіна міру. Паэзія».


Ред.: Оказывают ли спонсорскую помощь школе предприятия?

В. В.: Ежегодно нам помогает ОАО «Брестский мясокомбинат». Кроме того, школе оказывали спонсорскую помощь СП «Санта Бремор» ООО, СП ОАО «Брестгазоаппарат» и другие предприятия Брестской области.


Ред.: Знаю, что многие сельские школы имеют свой сельскохозяйственный участок. Есть ли у вас такой позитивный опыт?

В. В.: Коллектив школы имеет и ежегодно обрабатывает сельхозучасток более 2 га, удешевляя питание и зарабатывая на реализации овощей. Для нас это непростая задача в связи с малым количеством учащихся, работников, педагогов. В обработке огорода техникой помогают местное хозяйство ОАО «Мокраны» под руководством С. Н. Степанюка и родители. В результате такого общего труда вырастают картофель, морковь, лук репчатый, свекла, капуста и другие сельскохозяйственные культуры.


Ред.: Как изменилась ваша жизнь после вступления в должность директора?

В. В.: Работа в должности заместителя директора по учебно-­воспитательной работе, который в нашей школе по штатному расписанию один, охватывала немало управленческих задач. К ним добавились проблемы материального обеспечения и технического оснащения.


Ред.: Какой вы видите вашу школу через 10 лет? Помечтайте, что бы хотелось приобрести.

В. В.: Хочу видеть свою школу в развитии. Чтобы десять положительных отличий легко находились в каждом уголке школы, в каждой строчке самоанализа. Хотелось бы, чтобы в школе выросла численность учащихся, чтобы деревня не угасала, а росла.

В материальном плане хотелось бы обзавестись мультибордами в каждый учебный кабинет (это инструмент, который наравне со школьной доской, по моему мнению, необходим на современном уроке) и новым корпусом со спортивным залом, который будет оснащен всем необходимым.


Ред.: Какие платные услуги самые востребованные в вашей школе? Есть ли сложности с их организацией? Что хотите еще открыть?

В. В.: Мы стараемся максимально реализовать запросы учащихся и родителей за счет бюджета. Платные услуги в основном связаны с дополнительным изучением иностранного языка.

Планируем открыть факультативы художественной направленности, в т. ч. из числа платных услуг. Если все — от условий, материального оснащения до стоимости — подробно обсудить с родителями, то сложностей с организацией платных услуг нет.


Ред.: Какой самый важный урок о работе директора вы усвоили?

В. В.: Сила слова беспредельна. Удачного слова часто бывало достаточно, чтоб остановить обратившееся в бегство вой­ско, превратить поражение в победу и спасти страну.


Ред.: Ответственность должности давит?

В. В.: Нет. Я — борец.


Ред.: Как вы думаете, проще быть директором сельской или городской школы? Почему?

В. В.: Проще работать в сельской местности: численность штата, численность учащихся — везде возможен индивидуальный подход. Люди в сельской местности более открытые и менее торопливые. Ритм жизни спокойнее и размереннее, хотя в нынешнее время все больше набирает обороты.


Ред.: После того, как вы стали директором, вы сосредоточились только на управленческих задачах или удается выкраивать время и внимание на совершенствование своего педагогического мастерства?

В. В.: Стараюсь находить баланс между работой руководителя, педагогической деятельностью и, конечно, самообразованием в самых разных сферах.

«Считаю задачей-вызовом получать новые знания, интегрировать их в уже имеющиеся и преобразовывать в практические навыки».

При возможности делюсь имеющимся опытом с другими. Моя работа и методическая работа учреждения образования были представлены на 30 страницах научно-­педагогического журнала «Народная асвета». Дала два мастер-­класса для учителей-­филологов Малоритского района: «Логико-­смысловая модель — средство развития речевой компетенции учащихся» и «Тематическая предметная неделя как комплексная модель внеклассной работы».


Ред.: Опишите режим своего директорского рабочего дня. Как ранжируете задачи, с чего начинаете и чем заканчиваете свой день?

В. В.: Практически всегда нахожусь на работе. Повышенная требовательность к себе и результатам своей работы заставляет меня продлевать рабочий день максимально. Достигнута одна цель — и сразу появляется новая. Сложная цель заставляет маневрировать, но никак не отказываться от ее достижения.

В организации моего труда есть четкое правило: все контрольные вопросы я заношу в датированный ежедневник. Зачастую уже в сентябре‒октябре есть записи в новом на июль, август, иные даты. Каждое утро начинается именно с выполнения собравшихся пунктов текущего дня. По итогу каждая строчка должна быть выполнена, а если нет, то на это должны быть очень уважительные причины.


Ред.: А как вам удается совмещать семью и работу? Что в приоритете?

В. В.: Единого подхода к определению приоритета нет. Очень люблю свою работу, то, чем занимаюсь — зачастую с раннего утра до позднего вечера. Но если ситуация требует, без раздумий ставлю на первое место своих родных и готова всю себя посвятить им. Звонок от мужа и детей всегда очень важен для меня.


Ред.: Как близкие люди относятся к вашей серьезной работе? Не говорят: «Во что же ты влипла?»

В. В.: Муж меня поддерживает и переживает вместе со мной, когда есть проблемы. Я многим с ним делюсь.


Ред.: Когда не стоит слушать советы близких?

В. В.: Советы близких нужно слушать всегда. А решения принимать самостоятельно, чтобы не пришлось никого винить.


Ред.: Вас можно назвать «девушкой, воспитанной на классической литературе»? И в целом, каких принципов воспитания придерживались ваши родители и придерживаетесь вы?

В. В.: Литература для меня — живой источник. Но сегодня — классическая, завтра — документальная, вчера это были государственные нормативы. Как человек, окончивший 7‑летнюю музыкальную школу, и ребенок сельской местности не могу сказать, что воспитана именно классической литературой.

Одна только бабушка с подружками своими занимательными беседами об истории жителей деревни во времена польской власти, о событиях военного времени (она была ребенком) внесла важнейший вклад в мое воспитание и понимание человеческих отношений. С бабушкой я также посещала деревенскую церковь, где получила четкий устав своей будущей взрослой жизни.

Родители же придерживались достаточно свободного стиля воспитания, хотя всегда знали, чем я занимаюсь и где нахожусь. Но ребенка-­холерика под тотальный контроль не определить!

От матери мне достались творческий подход к любому делу и неиссякаемая энергия, энтузиазм, от отца — умение педантично и скрупулезно подходить к выполнению сложных задач.

В воспитании детей мы максимально акцентируем внимание на ценности семьи, семейных традиций, семейных отношений. А учиться не заставляем, они сами стремятся к новым знаниям. Мы лишь стараемся создать для этого все необходимые условия.


Ред.: Какими творческими талантами вы обладаете?

В. В.: Пишу стихи, ранее печаталась в районной газете «Голас часу». В 2004 г. получила диплом I степени на литературном конкурсе молодых талантов «Дебют» в номинации «Лучший молодой поэт».

Хочу поделиться с читателями журнала одним из последних своих произведений.

Я гляджу ў адкрытае акно:
Ветрык развівае ў ім фіранкі…
Немагчыма думаць, што вось ранкам
Уздрыганула ўся ад куль зямля.

Застагнала ў полымі душа.
Пеплам чорным сталі каласы.
Раніца ў цемрадзь перайшла.
Пасівелі ў горы валасы.

Немагчыма змераць край бяды,
Не злічыць вайны той усіх ахвяр.
Колькі хочаш хай цячэ вады,
Наша памяць — вось народа дар.

Не гісторыя, а нашае жыццё
Будзіць успамін ліхіх гадоў.
Зберагчы б нам мірнае быццё,
Галашэнне каб не чуць удоў…


Ред.: Вы верите в судьбу?

В. В.: Не считаю это понятие фундаментальным. Думаю, что человек в свою судьбу сам активно вносит коррективы.


Ред.: Вы согласны с тем, что с милым рай и в шалаше?

В. В.: Материальное в принципе никогда не было и не является для меня первостепенным в жизни.


Ред.: Какое качество делает мужчину настоящим?

В. В.: Умение не спорить с женщиной.


Ред.: О чем вам хотелось бы прочитать на страницах нашего журнала?

В. В.: Журнал «Директор школы, гимназии, лицея» — кладезь полезной информации, охватывающей разные направления деятельности руководителя. Постоянно обновляется электронная шкатулка готовых форм документов. Издаются электронные пособия. Поэтому здесь невозможно говорить в будущем времени: я вчера и сегодня — уже — читаю на страницах издания то, что хотелось бы читать. Пополняю свой багаж компетенций, исправляю допущенные ошибки, вношу коррективы. Спасибо редакции за отличную работу!


Ред.: Большое спасибо вам, Валентина Владимировна, за высокую оценку нашего труда и за ваше активное и плодотворное сотрудничество с журналом в качестве автора. И, конечно же, мы надеемся на его продолжение!

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

610 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 149
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок