Использование ИКТ в деятельности гимназии
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Использование ИКТ в деятельности гимназии

Какие информационно-­коммуникационные технологии используют в учреждении, как педагоги взаимодействуют с учащимися и их родителями, что используют в работе и как ее выстраивают?

Опытом работы гимназии № 61 г. Минска делится директор Ирина Владимировна ЛЕВКОВЕЦ.

Левковец Ирина

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 61 г. Минска»

1829 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Электронные услуги гимназии

В нашем учреждении активно используются информационно-­коммуникационные технологии (далее — ИКТ), которые обеспечивают информационную прозрачность образовательного процесса и удобную по временным затратам коммуникацию педагогов, учащихся, их законных представителей.

База для этого закладывалась три года: проведен оптоволоконный кабель, внедрена локальная сеть c выделенным сервером, все учебные, административные и вспомогательные кабинеты обеспечены компьютерной техникой, интерактивным оборудованием.

В гимназии успешно работают следующие электронные образовательные услуги:

  • «Карта учащегося», которую ученик может использовать как пропуск в гимназию, читательский билет, проездной документ, платежное средство;
  • онлайн-­сервис «Электронный журнал / дневник» на базе платформы «Schools.by». Более того, в V–XI классах мы работаем без дневника в бумажной форме.

Использование сервиса «Электронный журнал / дневник» расширяет возможности организации дистанционного вида взаимодействия участников образовательного процесса, увеличивает открытость и прозрачность обучения для родителей и учащихся, их информированность и ответственность за учебные результаты, создает перечень дополнительных образовательных, информационных электронных услуг.

Справочно: сервисы «Успеваемость», «Смотритель», «Аналитика» — для родителей; журналы «Пропуски», «Поведение», страницы «Подписи дневников», «Графики успеваемости», «Обученность по классу» — для классного руководителя.

Также в гимназии уже второй год успешно работает информационная система безналичных платежей физических лиц SchoolPay, которая функционирует в связке с платформой Schools.by. Система осуществляет оперативную функцию контроля платежей в сентябре-­октябре за учебники и в течение учебного года по платным образовательным услугам.

Руководители кружков обучают учащихся и отмечают посещаемость в журнале на платформе Schools.by, табель учета посещаемости формируется автоматически в системе SchoolPay.

Директору на заметку
Функцию учета сумм оплат и расчет их на следующий период, передачу и сбор информации о платежах родителям и остальным участникам образовательного процесса берет на себя веб-сервис, предоставляя мощный инструмент онлайн-­аналитики и контроля оплат. Директор и бухгалтерия ежедневно могут видеть динамику платежей по периодам относительно максимальной суммы выручки (всех заполненных мест в кружках и их 100 % посещаемости) и ежемесячно влиять на этот показатель.

Еще одним инструментом для формирования ИКТ-компетентности педагогов гимназии является «Электронный учет пропусков», разработанный нашим педагогом и реализованный посредством облачных технологий — Google-­таблицы. Подсчет пропусков осуществляется по каждому учащемуся, по классу и по гимназии в целом, учитывая смены, с градацией по уважительной и неуважительной причине, тем самым снижая временные затраты учреждения на ежедневный сбор и подачу информации об отсутствующих в учреждении образования в вышестоящие инстанции и сверки учащихся, получающих бесплатное питание.

Обратите внимание
Накопление методического материала не имеет смысла, если его не использовать в дальнейшем, поэтому работниками гимназии был создан вначале в локальной сети, а затем на основе облачных сервисов виртуальный методический кабинет. Структура кабинета находится в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому педагогу сформировать ту образовательную «траекторию», в которой он наиболее полно сможет реализовать свои профессиональные возможности.

В современной информационной среде наличие виртуального методического кабинета позволяет осуществить оптимальный доступ к необходимой информации 24/7, что способствует эффективному самообразованию педагога. Необходимая информация представлена в электронном варианте для оперативного доступа. Каждый педагог может самостоятельно найти и изучить нужный документ, подобрать пособия, получить консультацию удаленно.

В конце учебного 2019/2020 года в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией многие учащиеся не посещали занятия в гимназии. В этот период опыт использования ИКТ в нашем учреждении образования стал особенно актуальным. Первым и главным помощником стал портал Schools.by, который дал возможность прикрепления файлов к уроку, домашнему заданию, размещения ссылок на интернет-­ресурсы, прикрепление маршрутного листа для работы с учебным материалом и выполнения домашнего задания.

Справочно: портал Schools.by был создан студентами БГУ в качестве дипломной работы. А сейчас им пользуются около 4000 учреждений образования Беларуси.

А вот в начальной школе учащимся сложнее в силу специфики возраста и поэтому здесь использовали дистанционный формат обучения с теми, кто находился дома, и очный одновременно с теми, кто приходил в гимназию. Несколько классов обучалось с помощью платформы Navek Meet, которая позволяет бесплатно без лимита по времени и с неограниченным количеством участников проводить дистанционные полноценные уроки с переменами.

В то же время хотелось облегчить работу педагогам по контролю домашнего задания. И здесь выбор был сделан в пользу образовательных платформ «Эффор» и «ЯКласс». Учителя вначале назначают задания для подготовки, а затем, когда видят (по сформированным автоматически отчетам по каждому учащемуся), что все учащиеся хорошо усвоили материал, его контролируют. Но, к сожалению, не по всем учебным предметам платформы предлагают контрольные и тематические задания.

В гимназии организовано обучение учителей, желающих разобраться в особенностях обучения с применением ИКТ, с сентября 2019 г. работает постоянно действующий семинар «Электронная образовательная среда гимназии как ресурс для повышения профессиональной подготовки педагогов», где изучаются сетевые сервисы Google, методы и формы контроля домашнего задания с помощью ИКТ. В январе педагоги стали активно создавать свои блоги, сайты, где сейчас размещают материалы к урокам на базе сервисов Google Sites и Blogger. Доступ осуществляется посредством раздачи ссылок педагогическому коллективу гимназии, у которых есть аккаунт Google, там же устанавливается и уровень доступа.

Создание гибкой онлайн-среды, обеспечивающей эффективное обучение, представляет собой сложный процесс, требующий тщательного анализа и планирования. Педагогам необходимо принимать решения: что включать в занятие, какие учебные материалы и виды деятельности будут использоваться для эффективного обучения, какие формы и методы оценивания применить. И поэтому в ноябре 2020 г. мы провели несколько практических обучающих семинаров по темам: «Возможности использования платформы Zoom при организации онлайн-занятий» и «Возможности редактора Videopad для создания обучающих видеороликов».

Педагоги учились самостоятельно проводить занятия с помощью электронных инст­румен­тов для видеоконференций (Zoom, Navek Meet, Google Classroom) и создавать обучающие видеоролики. Педагоги гимназии стремятся к тому, чтобы дать возможность каждому ребенку учиться в любое время и в любом месте, используя любое конечное устройство: компьютер, ноутбук, планшет, или смартфон.

Дистанционная олимпиада

У нас уже есть опыт проведения дистанционной олимпиады по русскому и белорусскому языкам, химии, физике, биологии, математике, истории для учащихся V–VIII классов. С помощью сервиса Google Classroom педагоги создали задания олимпиад в Google Формах и Google Документах.

Оповещение проводилось через платформу Schools.by посредством личных сообщений с подробной инструкцией и в разделе новостей на сайте гимназии.

Алгоритм работы во время проведения олимпиады: учащиеся с помощью почты Gmail подключаются к классу, в определенное время открываются задания с подробной инструкцией, дети их выполняют и отсылают учителю на проверку.

Например, учитель русского языка и литературы в настоящее время находится на больничном с маленьким ребенком, однако ничего не помешало ей в назначенное время открыть задания учащимся, проверить наличие всех в режиме онлайн, скорректировать работу посредством чата и пожелать участникам олимпиады удачи.

Конечно, проводить мероприятия в таком формате сложнее — нужно так составлять задания, чтобы их нельзя было просто «нагуглить».

Дистанционные занятия объединений по интересам

Занятия некоторых объединений по интересам также проходят удаленно, например, занятия кружка Networking Academy проводятся на платформе NetAcad.

На базе Белорусского Государственного педагогического университета им. М. Танка работает сетевая академия Cisco. Сотрудничество нашей гимназии с университетом и наличие у педагога статуса инструктора Cisco Networking Academy позволяет использовать этот ресурс в полном объеме.

Данная платформа разработана компанией Cisco для обучения учащихся по нескольким направлениям в области информационных технологий. Для занятий кружка учитель использует курс IT Essentials. На платформе есть все возможности, как для группового, так и для индивидуального обучения: теоретический материал с видеороликами и инфографикой, интерактивные задания, тесты для самопроверки, тесты для промежуточного и итогового контроля знаний. Также Cisco Networking Academy позволяет поддерживать связь с учащимися прямо в интерфейсе курса и оправлять сообщения на личную электронную почту детей.

Для проведения живых лекций, конференций и т. д. учитель использует приложение WebEx, также разработанное компанией Cisco, которая любезно расширила бесплатный пакет услуг для инструкторов Cisco Networking Academy в связи с эпидемиологической ситуацией в мире.

Дистанционный День английского языка

14 ноября в гимназии прошел ставший традиционным День предмета, посвященный в этот раз иностранному языку.

В связи с пандемией коронавируса впервые была опробована новая форма его проведения — дистанционная.

Весной 2020 г. многие учителя английского языка прошли курс онлайн обучения «Готовы к ДО» по внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс и получили соответствующие сертификаты.

В этом учебном году День предмета прошел под названием All Around English. В мероприятиях были задействованы учащиеся III–X классов.

Была проведена игра-путешествие Funny Animals для учеников III–IV классов, которая объединила две формы — очную и дистанционную. Часть учащихся пожелала присутствовать на мероприятии в гимназии, остальные присоединились посредством образовательной платформы Navek Meet. Занятие прошло в игровой форме. Ребята смогли проявить сфантазию при создании рисунка вымышленного животного, а также защитили свои проекты, рассказывая про животное по-английски.

Для пятиклассников было проведено ин­теллектуально-­развлекательное шоу English as a World Language в традиционном формате. Ребята познакомились с интересными фактами о языке, разгадывая логико-­смысловые схемы, узнали, что значит быть полиглотом, потренировались в скорочтении, провели сравнительную характеристику белорусского и английского языков, а также исполнили песни Hello, goodbye (The Beatles) и New Tomorrow (A Friend in London). Также учащиеся узнали, как изучать иностранный язык с удовольствием. Для закрепления полученной информации ребятам была предложена онлайн-­викторина по материалам мероприятия, которую они смогли выполнить дома.

Учащиеся VI классов отправились в путешествие Treasure Island. Дети путешествовали по станциям, выполняя различные грамматические, лексические и логические задания и убедились, что Treasure Island — это на самом деле наша гимназия, а сами сокровища — это их знания. Мероприятие проходило в дистанционном формате при помощи сервиса Zoom.

Семиклассники проверили свои знания английского языка, приняв участие в дистанционной викторине I Know English Well, составленной для них в Google Формах. 23 учащихся ответив на вопросы викторины, которая состояла из 50 пунктов. Они включали задания по лексике, грамматике, чтению, аудированию, а также вопросы по страноведению Великобритании и США.

Учащиеся VIII классов закрепили знания, полученные на уроках, принимая участие в популярной интерактивной игре Kahoot с помощью сервиса видеоконференций Zoom.

Для учеников IX классов прошло онлайн-­мероприятие по актуальной теме Black Friday. Ребята узнали, когда проводятся дни распродаж, откуда возникла такая традиция и почему носит такое название. Девятиклассники попрактиковались в использовании лексики по теме, поиграли в игры, используя разные веб-сервисы, а также посмотрели и обсудили видео по теме. Данное онлайн-­мероприятие было организовано также с помощью сервиса Zoom.

Для учащихся X классов была подготовлена интеллектуальная игра What? Where? When?, в которой старшеклассники посоперничали друг с другом, отвечая на непростые вопросы. Мероприятие прошло в дистанционной форме на платформе для общения и игр Discord.


Организовать образовательный процесс с помощью ИКТ в учреждении — значит организовать и воспитательную работу. Безусловно, мероприятие, проведенное в актовом зале нельзя заменить трансляцией концерта или шоу-программой на онлайн-­платформе. Но нет ничего невозможного для команды креативных педагогов нашей гимназии, которые точно знают, что в любое время важно увлечь ребенка социально значимой деятельностью, запустить эстафету добрых дел, организовать коллективное творческое мероприятие, пусть и удаленно.

Кроме того, мы всегда открыты для новых идей и предложений, всегда рады оказать помощь своим коллегам, желающим разобраться в особенностях обучения с применением ИКТ.

1829 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Минской области выбрали лучшего молодого директора школы

В Минской области в рамках конкурса "Молодой директор - 2024" выбрали лучшего руководителя учреждения образования: победителем стал Антон Гульнев - директор Велятичской С...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 149
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок