Готовность педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании как направление планирования работы школы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Готовность педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании как направление планирования работы школы

В статье представлены структура и содержание годового плана работы школы по формированию у педагогов готовности к реализации принципа инклюзии в образовании. Раскрыта актуальность выбора данного направления развития профессиональной компетентности педагогических работников.

Клезович Ольга

декан факультета дополнительного профессионального образования Института повышения квалификации и переподготовки Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат педагогических наук, доцент

1197 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Принцип инклюзии в образовании определен в Кодексе об образовании как один из принципов государственной политики в области образования.

Как указано в Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021‒2025 годы, в число востребованных временем компетенций, удовлетворяющих ожидания социума и нанимателей, входят компетенции, необходимые для работы в условиях реализации принципа инклюзии в образовании.

Педагогический работник должен владеть способами включения всех детей независимо от существующих между ними различий (психофизических, гендерных, поликультурных и т. п.) в единый образовательный процесс и взаимодействие со сверстниками.

Наиболее значимыми для данной компетенции являются:

  • общая гуманистическая направленность личности педагогического работника, личностная и профессиональная готовность к осуществлению профессиональной деятельности в контексте реализации принципа инклюзии в образовании детей с разными образовательными потребностями;
  • понимание значимости совместного обучения для успешной социализации детей и повышения качества их жизни;
  • глубокое осознание гуманистического потенциала принципа инклюзии в образовании;
  • владение методическим инструментарием, обеспечивающим эффективное обучение в одном классе (группе) разных детей.

Реализация данной задачи предполагает специальную организацию методической работы, направленную на повышение профессиональной компетентности руководителей учреждения образования и педагогических работников в контексте годового плана работы учреждения образования.

Мы предлагаем следующую формулировку годовой задачи: повысить уровень готовности педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании.

Предполагаемые результаты будут направлены на повышение уровня компетенций педагогов, обучающихся и законных представителей несовершеннолетних обучающихся (см. табл. 1).

Таблица 1

Годовая задача и предполагаемые результаты

С целью определения состояния работы педагогического коллектива мы предлагаем примерное содержание педсовета, традиционно включающее в себя тематическое сообщение, представление результатов педагогического опыта и тематический контроль (см. табл. 2).

Таблица 2

План тематического педагогического совета

Тематический контроль традиционно формируется из 5 представленных в табл. 3 позиций.

Цель контроля — изучить состояние готовности педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании.

Таблица 3

Тематический контроль

Предложенная примерная структура годового планирования может быть использована в качестве ориентировочной основы для разработки годового плана по повышению уровня готовности педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании.

1197 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок