«Если освободить проблему от эмоций, останется ситуация»: интервью с директором гимназии № 10 г. Гродно
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЗИНЧУК Елена Андреевна, директор государственного учреждения образования «Гимназия № 10 г. Гродно».
Окончила биологический факультет Гродненского государственного университета им. Я. Купалы в 1989 г.
Работала учителем, заместителем директора по учебной работе, заместителем начальника отдела образования.
С 2009 г. возглавляет гимназию № 10 г. Гродно.
Педагогический стаж — 30 лет; высшая квалификационная категория.
Награждена Почетной грамотой отдела образования администрации Ленинского района г. Гродно, Почетной грамотой Гродненского городского и областного Советов депутатов, Почетной грамотой главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета, Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь.
Замужем. Муж — профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии Гродненского государственного медицинского университета. Дети — выпускники этого университета, работают по специальности в Гродненской областной клинической больнице. Двое внуков — старший учится в IV классе гимназии, а младший еще дошкольник.

Редакция: Добрый день, Елена Андреевна! Давайте начнем наш разговор с вопросов, касающихся финансовой сферы. У вас централизованная бухгалтерия или финансово самостоятельное учреждение? Как вы считаете, это положительно или отрицательно сказывается на работе гимназии?

Елена Андреевна: Добрый! (смеется) Давайте! В учреждении с 2015 г. имеется самостоятельная бухгалтерия. Это, несомненно, сказывается положительно, поскольку позволяет планово реализовывать вопросы, связанные с деятельностью гимназии: укреплять материально-­техническую базу, выполнять социальные стандарты в сфере образования, обеспечивать рост заработной платы сотрудников учреждения.

Ред.: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства и какой из них считаете самым эффективным? Помогают ли вам шефские организации, если таковые имеются?

Е.А.: Внебюджетные средства мы получаем от организации платных оздоровительных и образовательных услуг населению, сдачи вторсырья, привлечения спонсорских средств и работы с шефскими предприятиями.

Доход от внебюджетной деятельности за учебный год в среднем составляет 70 020,98 руб. Основная часть этих средств направляется на укрепление материально-­технической базы в течение учебного года, а затем и на подготовку к новому учебному году, а также на индивидуальную работу с учащимися и повышение заработной платы педагогов.

Ред.: Какие подводные камни, на ваш взгляд, имеются в работе руководителя учреждения образования?

Е.А.: Человеческий фактор и вопросы, связанные с триадой «родитель — учащийся — педагог».

Ред.: Как вы думаете, в чем изюминка, неповторимость вашего учреждения?

Е.А.: Изюминка нашей гимназии — это исторический дух, славное прошлое, которое является залогом успешного настоящего и будущего.

Гимназия расположена в самом сердце нашего города Гродно, в культурно-­историческом комплексе «Городница».

Этот историко-­архитектурный комплекс XVIII в., созданный гродненским старостой и подскарбием Великого княжества литовского Антонием Тизенгаузом, стал настоящим украшением города. Тогда, в XVIII в., по замыслу Тизенгауза, было построено 85 зданий различного предназначения: административные сооружения, мануфактуры, жилые дома, учебные заведения, театр. Сохранившийся пакгауз Тизенгауза — один из учебных корпусов гимназии № 10.

Атмосфера учреждения пропитана историей. Педагоги и учащиеся с увлечением изучают прошлое и настоящее своей страны, родного города и альма-­матер. Поэтому в 2014 г. и родилась идея проведения открытой научно-­практической конференции «Городница» на базе нашей гимназии. С тех пор у учащихся и педагогических работников учреждений общего среднего образования города стало доброй традицией каждую осень встречаться на «Городнице».

Это мероприятие собирает тех, кто по-настоящему любит наш город, кому интересны его история и современность, его занимательные тайны. И если на первой открытой научно-­практической конференции было представлено всего 11 работ, то на последней, что прошла в октябре этого года,— 65.

О ГИМНАЗИИ
Основано в октябре 1944 г.С 2009 г. по решению Гродненского городского исполнительного комитета учреждение приобрело статус гимназии.
Проектная мощность гимназии составляет 800 мест. По состоянию на 01.09.2019 в ней обучается 1046 учащихся, функционирует 40 классов. В здании учреждения находится 36 предметных кабинетов, две учебные мастерские — совмещенная столярно-­слесарная и обслуживающего труда.
Учреждение работает в режиме постоянного развития:
· с 1996 г. оно является экспериментальной площадкой педагогической технологии «Шаг за шагом»;
· с 2002 г. учреждение использует в обучении технологию «Развитие критического мышления»;
· с 2013 по 2016 г. гимназия участвовала в республиканском инновационном проекте «Внедрение методики обучения виду спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкоатлетическая гимнастика, спортивно-­оздоровительный туризм) с применением электронного дидактического средства на уроках физической культуры и здоровья»;
· с 2019 г. на базе гимназии при содействии кафедры журналистики факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета им. Я. Купалы открыта единственная в Республике Беларусь творческая лаборатория медиакомпетенций и др.
За 75 лет учреждение окончили свыше 3000 выпускников. Среди них олимпийская чемпионка по гимнастике Ольга Корбут и чемпион мира по хоккею Игорь Варивончик.
По итогам 2014–2017 гг. гимназия — призер городского конкурса «Лучшее учреждение образования г. Гродно».
С 2009 г. в гимназии функционируют филиалы кафедры математики и журналистики Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Кроме этого, на базе учреждения организована работа двух ресурсных центров по биологии и химии.
В гимназии также работает музей боевой славы «Беларусь непокоренная», где учащиеся проводят экскурсии на русском, белорусском и английском языках.
В учреждении проходит ежегодный праздник чествования одаренных учащихся «Триумф таланта». Кроме того, традицией стал и ежегодный спортивный праздник «Навстречу здоровью!», в котором принимают участие педагоги, учащиеся и члены их семей, а также жители микрорайона.
Учащиеся гимназии ежегодно становятся победителями республиканского легкоатлетического спортивно-­массового мероприятия «300 талантов для Королевы».
Уже в 14 лет учащиеся могут попробовать свои силы в области предпринимательской деятельности. Для этого в учрежеднии действуют две бизнес-­компании — «Print‑10» и «Visit Grodno 10».
Учащиеся гимназии за время существования учреждения завоевали 281 диплом на различных этапах республиканской олимпиады по учебным предметам и получили 100-балльные сертификаты централизованного тестирования по физике, обществоведению, биологии, математике, английскому и белорусскому языкам. В 2016, 2017 и 2018 гг. учащиеся награждались дипломом и грамотой Правительства Союзного государства за результативное участие в финале Олимпиады Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».
В 2019 г. театр моды гимназии «Папараць-­кветка» завоевал диплом I степени на респуб­ликанском этапе конкурса «Здравствуй, мир!».

Ред.: Какие инновационные проекты реализуются в вашем учреждении? В чем их практическая полезность?

Е.А.: С 2017 г. учреждение является площадкой республиканского проекта «Апробация учебных планов для учреждений общего среднего образования как средства проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения на II и III ступенях общего среднего образования» (2017–2020 гг.).

Формирование классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне в условиях допрофильной подготовки в гимназии основано на принципах:

  • дифференциации учащихся по уровню образовательной подготовки, интересам, потребностям, способностям;
  • вариативности, альтернативности и доступности образовательных программ, технологий обучения и учебно-­методического обеспечения;
  • преемственности и непрерывности между допрофильной подготовкой и профильным обучением;
  • гибкости содержания и формы организации допрофильной подготовки;
  • диагностико-­прогностической реализованности (выявление способностей учащихся с целью их обоснованной ориентации на профиль обучения).

БЛИЦ-ОПРОС
Жизненный девиз: «Если освободить проблему от эмоций, останется ситуация».
Увлечения: активный отдых.
Осень или весна? И осень, и весна.
В какую страну вам бы хотелось отправиться в путешествие? Израиль.
С каким известным человеком вы бы хотели познакомиться, поговорить? С протоиреем Димитрием Смирновым.
Горы или море? И море, и горы.
Темный шоколад или молочный? Молочный.
Любимый завтрак: кофе с дополнением утреннего настроения.
Фильм, который нужно посмотреть всем: к/ф режиссера Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба».

Ред: Что приносит вам наибольшее удовольствие в работе?

Е.А.: Мне нравится как работа с детьми в качестве учителя-­предметника, так и работа директора гимназии. Коллегам всегда говорю о том, что в образовании могут работать только настоящие энтузиасты своего дела.

Ред.: Какие три совета вы бы дали начинающим директорам?

Е.А.: Директору важно помнить, что эффективное управление учреждением базируется на трех принципах:

1. Кадры, которые «решают все». Грамотный подбор и расстановка кадров, начиная от администрации, педагогов и заканчивая техническим персоналом, — залог успеха учреждения.

2. Разумная требовательность. Это означает принцип единоначалия в руководстве и конструктивизм в отношениях с коллегами. Я с уважением отношусь и к молодым специалистам, начинающим свой трудовой путь, и к опытным педагогам, настоящим профессионалам с большой буквы.

3. Развитие должно быть поступательным. В любой ситуации нужно видеть выход и всегда идти вперед, не оборачиваясь и не отступая назад.

Ред.: Что мешает вам жить, а что помогает?

Е.А.: Мешает система двой­ных стандартов, с которыми иногда приходится считаться. Спасает оптимизм. Всегда верю в лучшее! 

Беседовала Елена Алексане

3144 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 199
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок