Изменения в регулировании труда педработников
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.10.2019 № 161 (рег. № 8/34738 от 29.10.2019) внесены изменения в ряд постановлений Министерства образования Республики Беларусь.
Так, документом внесены изменения в следующие постановления:
- постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников» (в т. ч. в Инструкцию по методике исчисления ставок педагогических работников с учетом педагогической нагрузки, утвержденную этим постановлением);
- постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
- постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2011 № 273 «Об определении порядка, условий и размера ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам».
В частности, тарифная ставка (тарифный оклад), оклад с учетом педагогической нагрузки в часах в год (далее — годовая педагогическая нагрузка) педагогических работников исчисляются путем умножения часовой тарифной ставки (часового тарифного оклада), часового оклада на годовую педагогическую нагрузку и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.
Педагогическим работникам учреждений образования, которым устанавливается годовая педагогическая нагрузка, поступившим на работу в течение учебного года, тарифная ставка (тарифный оклад), оклад с учетом педагогической нагрузки исчисляются путем умножения их часовой тарифной ставки (часового тарифного оклада), часового оклада на установленную педагогическую нагрузку, приходящуюся на число полных учебных месяцев до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Тарифная ставка (тарифный оклад), оклад с учетом педагогической нагрузки за неполный рабочий месяц выплачиваются за фактическое количество часов педагогической нагрузки по часовым тарифным ставкам (часовым тарифным окладам), часовым окладам.
В течение учебного года годовая педагогическая нагрузка преподавателей уменьшается при условии их временного отсутствия с сохранением среднего заработка в соответствии с Трудовым кодексом, за исключением трудового отпуска. Уменьшение педагогической нагрузки производится пропорционально количеству неотработанных рабочих дней в месяце, если преподавателю графиком учебного процесса в эти дни предусмотрено осуществление педагогической деятельности, из расчета 1/10 ее части за месяц. Уменьшению не подлежат часы организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.
Постановление вступило в силу с 1 ноября 2019 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2020 г.
Как действовать при выявлении неблагоприятной для детей обстановки
Приняты Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь, руководителем межведомственной группы для координации осуществления постоянного мониторинга ситуации на местах по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 А. В. Кадлубаем от 01.10.2019).
Документом установлено, что при обучении (воспитании) детей в учреждениях образования изучение особенностей семейного воспитания воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) осуществляется регулярно. При этом рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому — один раз в год; чаще — при возникновении такой необходимости.
Посещение семей не должно носить формальный характер. Семьи учащихся I, V, X классов, семьи вновь прибывших в класс обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, — до 1 января.
Осуществляя визит в семью, педагогическим работникам необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту и правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.
При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего либо актов иного характера нецелесообразно.
Отметка о посещении обучающихся на дому вносится педагогическими работниками:
- классным руководителем — в классный журнал*;
- куратором учебной группы — в журнал куратора учебной группы**.
* В разделе «Улiк арганiзацыйна-выхаваўчай работы» делается запись об изучении особенностей семейного воспитания учащегося с указанием его фамилии, имени, даты посещения на дому.
** В разделе «Карта персонифицированного учета».
При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха. При этом особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т. п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — Совет профилактики) с участием воспитателей, классных руководителей, кураторов (мастеров производственного обучения).
О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель или куратор (мастер производственного обучения) должны немедленно проинформировать администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнале учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан. В указанный журнал вносится вся поступившая информация — и от педагогических работников, и извне (от граждан, государственных органов, учреждений и др.). Нумерация в журнале сквозная (записи делаются последовательно в соответствии с датой поступления). Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.
Перенос рабочих дней в 2020 году
Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2019 № 688 «О переносе рабочих дней в 2020 году» (рег. № 5/47162 от 10.10.2019).
В соответствии с ним перенесены рабочие дни:
- с четверга 2 января на субботу 4 января;
- с понедельника 6 января на субботу 11 января;
- с понедельника 27 апреля на субботу 4 апреля.
Организациям предоставлено право с учетом специфики производства (работы) осуществлять перенос рабочих дней в ином порядке в соответствии с законодательством.
Об образовательной программе для одаренных детей
Принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.08.2019 № 128 «Об утверждении Положения о порядке реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи» (рег. № 8/34723 от 22.10.2019).
Документом определен порядок реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в учреждении образования «Национальный детский технопарк».
В соответствии с указанным положением образовательная программа одаренных детей реализуется в детском технопарке в очной (дневной) и заочной (дистанционной) формах получения образования по направлениям, определяемым детским технопарком.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы одаренных детей в очной (дневной) форме получения образования в детском технопарке начинается не раньше 8.00 и заканчивается не позже 15.00. Наполняемость учебной группы составляет от 7 до 10 учащихся.
В процессе освоения содержания образовательной программы одаренных детей в очной (дневной) форме получения образования каждый учащийся в составе группы или индивидуально реализует проект исследовательского или изобретательского характера.
Содержание образовательной программы одаренных детей в детском технопарке реализуют педагогические работники по должности преподавателя, а также для реализации ее содержания могут привлекаться специалисты, имеющие достижения в научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Срок получения дополнительного образования одаренных детей и молодежи в очной (дневной) форме получения образования составляет от 21 до 24 календарных дней; заочной (дистанционной) форме — три месяца. Постановление вступило в силу с 25 октября 2019 г.
Утверждены инструкции об отборе одаренных детей и создании условий для обучения в детском технопарке
Принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2019 № 145 «О деятельности учреждения образования "Национальный детский технопарк"» (рег. № 8/34722 от 22.10.2019). Постановлением утверждены:
- Инструкция о порядке отбора учащихся для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи;
- Инструкция о порядке создания условий для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования учащимися, осваивающими содержание образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи.
Постановление вступило в силу с 25 октября 2019 г.
по теме