«Если хочешь что-нибудь сделать — найдешь средства, если не хочешь — найдешь причину» (интервью)
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Мама троих детей.
Философ, магистр наук в социальной работе и менеджменте (MSc in Social Work and Management, Manchester University), ICC-коуч, медиатор, бизнес-­тренер.
Идейный вдохновитель и соорганизатор Первого Белорусского Форума «ПроШколу: ТАК МОЖНО!».
Образовательный блогер, корреспондент Европейского фонда образования, спикер конференций и форумов.
В 2018 году оставила карьеру директора по персоналу ради мечты всей жизни — школы для детей.

Редакция: Добрый день, Наталья Васильевна! Расскажите, как много детей обучается в вашем учреждении? Есть ли ­какие-то особенности в организации учебного процесса по сравнению с государственными учреждениями образования?

Наталья Васильевна: Первый год (2018/2019) мы начали с 50 учениками в сентябре, а закончили с почти 100 детьми в мае. Сейчас у нас 140 учеников I–VIII классов в очном формате и еще 40 детей обучаются по индивидуальному плану.

Особенности организации процесса есть:

1. Для тех детей, которые хотят сделать домашние задания в школе, выделено время и место для самоподготовки, а также дежурный учитель. В школе при этом действует следующий принцип: «Сначала попробуй сам, если не получается — спроси у друга, если и друг не может помочь — обратись к учителю». Все три подхода возможны для применения в учреждении.

2. Дети до подросткового периода — активные «любознайки», которые особенно тянутся к науке в популярном смысле. Поэтому мы ввели предмет «Основы наук (Science)» уже с III класса. Ну и информатику — куда ж без нее! — со II класса. Эти предметы — среди любимых у большинства учеников. И если внешне это может показаться развлекательными занятиями, в них все же заложен серьезный смысл — они формируют понятийный аппарат и подготавливают мышление к серьезным предметам, которые начнутся в VII классе (физика, химия и др.).

3. Еще у нас есть такой предмет в расписании, как «Рефлексия». Это похоже на классный час, но проводится не столько для информирования или решения организационных вопросов, сколько с целью развития осознанности и закладки фун­дамента эмоционального и социального интеллекта. Это как бы такая пауза, в рамках которой мы оглядываемся назад: а что было? почему именно это? как оно на меня повлияло? как я повлиял? что у меня получилось, а что нет? Так ученики замечают, что вокруг есть люди, и как они что воспринимали. На основе этого ставим цели на следующий период. Эти цели могут быть связаны с учебой, с поведением или отношением.

4. Дважды в год у нас проводятся индивидуальные встречи в формате «ребенок —родитель — классный руководитель». На таких встречах ученик сам рассказывает, что и как у него получилось, что сделать не вышло и над чем он будет работать дальше. В этот момент происходит согласование целей. При этом ученик может рассчитывать на поддержку и в школе, и в семье в одном и том же направлении. Это повышает шансы на успех в достижении целей. Ведь детям очень важно чувствовать поддержку от значимых взрослых и получать опыт успешности. В конце года родителям предоставляют индивидуальный отчет от школы о своем ребенке. Это краткое резюме по каждому предмету и качественный комментарий по ученику: как он себя проявил на каждом предмете + общий комментарий по компетенциям, сильным сторонам и потенциальным зонам развития + рекомендации на лето.

5. Акцент на STEM-подходе можно тоже назвать одной из наших особенностей. А именно поддержание ученической инициативы, активное участие в междисциплинарных заданиях / проектах / уроках, развитие метакомпетенций, умения работать в команде, исследовательского мышления, и цифровой (технологической) грамотности.

О ШКОЛЕ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА СТЕМБРИДЖ»
Основано в 2018 году.
Девиз первого года: «Хочу в школу!». И действительно, дети любят школу и всё в ней, дружат с учителями, уважают друг друга. Перед каникулами некоторые ученики расстраиваются до слез из-за того, что не смогут ­какое-то время посещать учреждение.
Девиз также справедлив и в отношении учителей. Стембридж — это не просто коллектив, а крепкая команда единомышленников, в которой каждый, внося вклад в общее дело, сохраняет индивидуальность.
В первый же год жизни Стембридж был замечен Европейским фондом образования, об учреждении сделали видеорепортаж. Увидев этот ролик, эксперты по профориентации из шведской школы приехали в учреждение, чтобы обменяться опытом.
Учителя и ученики Стембриджа уже не раз становились участниками и даже призерами бело­русских и международных хакатонов и конкурсов.
Опыт учреждения показал, что дистанционное обучение и качество образовательного процесса могут быть совместимы. Держать высокую планку помогают принятые в школе ценности, гибкое планирование и быстрое принятие решений, заинтересованность команды в результате, постоянное саморазвитие учителей и их высокая адаптивность, взаимоподдержка и внимательность к каждому участнику учебного процесса, партнерские отношения с родителями, открытая коммуникация и забота о безопасности.

Ред.: Уже с третьей четверти этого года ваша школа перешла на дистанционное обучение. Легко ли дался это переход? С какими трудностями вы столкнулись?

Н.В.: Да, мы полностью перешли на дистанционное обучение с 16 марта. В пятницу перед этим в школе отсутствовало 30 % учеников, при этом только половина из них — по болезни. В субботу мы получили много звонков от родителей с вопросом о том, как можно оставить детей дома, но при этом продолжить учебный процесс. Поэтому вечером мы оперативно обсудили с учителями, что сможем, а утром следующего дня провели опрос в родительских чатах. Большинство родителей высказалось за дистанционный формат обучения. Решение было принято днем в воскресенье, и все учителя оперативно включились в работу, чтобы уже с понедельника уроки были в онлайне.

Надо понимать, что такой срочный переход оказался непростым, но возможным, потому что уже был заложен фундамент: еще в прошлом учебном году Google предоставил нам доступ к пакету программ G-Suite for Education, летом мы внесли в систему всех учеников и учителей. С сентября некоторые педагоги активно использовали сервис Google Classroom для организации занятий. То есть дети были знакомы с платформой, а у школы были опытные, разбирающиеся в технологиях учителя, которые стали менторами для своих коллег.

Также важно отметить, что с сентября мы ввели правило: у каждого ученика обязательно должен быть свой учебный гаджет (планшет или ноутбук). Дети уже научились включать и выключать устройства, подзаряжать их, входить в аккаунты и т. п.

Плюс у нас вся культура выстроена на оперативном совместном принятии решений и есть опыт быстрых изменений. Важно отметить и поддержку родителей. В начальной школе организовать дистанционное обучение без очень плотного участия в процессе семьи невозможно.

Но, конечно, трудности тоже были. Мы очень быстро поняли, что онлайн — это не то же самое, что офлайн, только через экран. Нужно было полностью менять структуру занятий, а это дополнительная нагрузка на учителей — вдобавок к фрустрации из-за технологий и отсутствия прямого контакта с учениками. Педагоги учились работать по-новому прямо на ходу. Первую неделю мы собирались на оперативные совещания каждый день после уроков, чтобы обменяться тем, как идет процесс обучения (с какими сложностями столкнулись, какие удачные находки и решения были, что особенного заметили со стороны детей). Такая работа помогла быстро наладить процесс — и на следующей неделе уже не было необходимости в ежедневных созвонах и встречах. Тем не менее, мы по-прежнему оставались в постоянном контакте во внутреннем учительском чате.

Нельзя не отметить, что цифровая грамотность учителей и детей — тоже своего рода вызов. Не все учителя работали ранее в таком формате — этому надо учиться. Первое время может страдать или качество, или скорость. Но, с другой стороны, это же тоже учеба, только не по школьной программе.

Есть еще и технические проблемы. Интернет порой может «отваливаться» у ­кого-нибудь из участников, или могут отключить электричество — и тогда случаются «выпадения». Это особенно чувствительно для «митап-­урока». То есть учителю нужно дополнительно заготавливать еще и письменные инструкции, подбирать материал для объяснения новой темы.

Еще одна проблема — это резкое увеличение экранного времени у детей. Особенно поначалу, пока к новому формату адаптировались в т. ч. и учителя. Решается эта проблема за счет четкого планирования урока и смешивания заданий на экране с выполнением заданий с подручными материалами, книгами и тетрадями.

И, наконец, еще один важный момент, решение для которого мы пока не придумали. Дети, мотивированные на учебу, остаются мотивированными вне зависимости от формата. А те ученики, которые работают только на внешнем стимуле и «дергании от учителя», в дистанционном режиме «выпадают» гораздо быстрее. Получается, что разрыв в классе быстро увеличивается. И тут учителю нужно и тех, кто рвется вперед, не сдерживать и давать им возможность быстро развиваться, и тех, кто остался позади, ­как-то вытянуть на контакт и вдохновить заниматься. Задачка со звездочкой. Мы пробуем разбивать учеников на группы, давать параллельные индивидуализированные задания, но это непросто и не у всех одинаково эффективно получается.

Ред.: За последний месяц многие родители стали работать удаленно из дома, используя разные платформы для проведения рабочих совещаний (Zoom, Google Hangouts и др.). А на каких платформах проходят дистанционные занятия в вашем учреждении? Какие критерии выбора вы к ним предъявляли?

Н.В.: Как я уже говорила, у нас есть пакет G-Suite. В нем есть инструмент для видеоконференций Google Meet. Так что у нас работа выглядит так: есть входная точка — расписание в электронном журнале. По расписанию ученики заходят в гугл-класс предмета, который сейчас должен начаться или уже идет. В нем есть или задание (если будет «to-do-урок»), или ссылка на конференцию (если будет «митап-урок»).

Мы стараемся сохранить по-максимуму атмосферу и темп учебы, поэтому делаем преимущественно «митап-­уроки» или «микс-уроки». Так что дети по расписанию входят в виртуальный класс в Google Meet и дальше уже учитель их направляет, куда идти и что делать. Но для подстраховки (если вдруг на стороне ученика или учителя проблемы с сетью), мы стараемся прописывать все инструкции в Google Classroom, чтобы ученики знали, что нужно делать.

Ред.: Работаете ли вы и ваши учителя, приезжая в Стембридж, или же преподаватели ведут уроки из дома? Насколько сложно наладить этот процесс и руководить им?

Н.В.: Первую неделю мы работали из школы для того, чтобы все настроить, чтобы оперативно можно было отреагировать, если вдруг ­что-то произойдет. Со второй недели учителя начали работать из дома. Те из них, кому это было необходимо, на это время для работы взяли компьютеры из компьютерного класса.

Работа из школы дает преимущество в том, что всегда в наличии стабильное хорошее подключение к интернету. Если же учителя решили работать из дома, то они взяли на себя ответственность и за качество связи.

БЛИЦ-ОПРОС
Жизненный девиз: «Если хочешь ­что-нибудь сделать — найдешь средства, если не хочешь — найдешь причину».
Ваши увлечения: танцы, образовательный туризм, книги.
Путешествие в какую страну вам запомнилось больше всего и почему? Иордания — очень древняя страна с уникальным сочетанием восточного и западного.
Утро или вечер? Утро.
Самое яркое впечатление этого года: переход на дистанционный формат обучения за один день.
Слушать аудиокнигу или читать бумажную книгу? Сложно ответить однозначно. Зависит от настроения и наличия времени «на почитать».
Что вы ели сегодня на завтрак? Творог со сметаной и бананом и зеленый чай.

Ред.: На каких платформах вы проводите рабочие совещания? Как часто? Увеличилось ли количество времени, проводимое за работой? И если да, то, на ваш взгляд, с чем это связано?

Н. В.: Совещаемся мы также в Google Meet. Количество времени, проводимого за работой, конечно, увеличилось. У нас еще это наложилось на изменения в организационной структуре: в связи с ростом команды учителей в третьей четверти у нас появились предметные кластеры. У педагогов образовалась дополнительная работа внутри кластеров по синхронизации и планированию междисциплинарных уроков и проектов, а также по взаимодействию между кластерами.

На «удаленке» очень не хватает общения. Поэтому мы еще ввели такой формат встреч, как кофе-пауза — это ежедневное летучее совещание без повестки и протокола. К этому совещанию учителя могут подключаться по желанию, чтобы просто пообщаться — о настроении, ­каких-то рабочих моментах, сомнениях, радостях и, конечно, о детях.

Ред.: Весенние школьные каникулы продлевались несколько раз. Организовывались ли у вас ­какие-либо дополнительные занятия с детьми на период удлиненных каникул или же дети исключительно отдыхали?

Н. В.: Вот тут мы приняли управленческое решение с оглядкой на наши обязанности перед родителями, прописанные в договорах (мы их подписываем с каждым родителем).

Мы решили не продлевать каникулы, поскольку могли обеспечить учебный процесс в безопасном режиме. Иными словами, причин для продления каникул у нас не было.

Правда, мы проводили занятия в облегченном формате первую неделю после каникул — с сокращенными днями и без домашних заданий. Но со второй недели четверти занятия и домашние задания стали полноценными.

Ред.: Посоветуйте коллегам-­руководителям, какие моменты не упустить из виду, чтобы оптимально организовать переход на дистанционное обучение?

Н. В.: Ваши учителя — ваша опора. Особенно те, кто не обсуждает и ноет, а берет и делает. Помогите им, проявите заботу и предоставьте возможности — вместе вы всё сможете.

Ваши родители — ваши партнеры. Не они требуют, а вы выполняете. И не вы приказываете, а они подчиняются. Нет. Они — родители ваших учеников, вы — учителя их детей. Ваши интересы пересекаются в точке ребенка. Поэтому важно сейчас договориться, как вы будете ВМЕСТЕ решать задачу об образовании для конкретного ребенка.

Не важно, какой инструмент, важно — как его использовать. И это должно быть понятно детям: что, для чего, как именно и почему так. И здо́рово, когда разные учителя используют одни и те же инструменты — тогда они не тратят время на привыкание и сразу получают эффективное использование.

Следует понять: что работало раньше, уже не работает. Вам необходимо быстро приспосабливаться к новым реалиями. А это требует креативного подхода. Тесты и контрольные относятся к таким аспектам учебного процесса в первую очередь. Проверить, как ребенок усвоил знания при дистанционном обучении сложнее. Ведь при написании теста всегда можно загуглить правильный ответ. Значит, надо создать такие тесты, которые будут проверять понимание и умение применить знание. Привет от PISA и компетентностных задач.

Справочно: Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Работать на страхе и долженствовании в дистанционном формате станет сложно (если не невозможно). Надо научиться самим получать удовольствие от общения с детьми и работать на стыке детского интереса и образовательных целей. А это снова про креатив, а также про эмпатию, знание детей, индивидуализацию процесса обучения. И ученики тогда сами будут прибегать на урок, включать камеры и кричать в конце занятия: «Подождите-­подождите, я тут понял, что..!».

Ред.: Что бы вы ответили скептикам, не понимающим, зачем в принципе вкладывать силы в онлайн-­формат, если к сентябрю всё забудется и вернется в обычное русло с первым звонком, шумом на переменах и поднятыми руками на уроках?

Н. В.: Безусловно, глаза в глаза и прямой контакт никакая технология не заменит.

Но, во‑первых, никто не застрахован от второй волны или нового вируса, а по протоптанной тропинке второй раз гораздо проще идти.

Во-вторых, дистанционное обучение развивает самостоятельность и ответственность у детей (очень важные для жизни навыки!), интенсивно обучает учителей (лучше любого курса повышения квалификации!), и результаты всего этого останутся с нами вне зависимости от формата.

И в‑третьих, глупо закапывать голову в песок, не замечая мир вокруг, — особенно тогда, когда перед учителями открывается удивительная возможность приблизиться к детям и действительно стать ролевой моделью, тем самым подняв социа­льный статус педагога на тот уровень, на котором он должен быть по праву.  

Беседовала Елена Алексане

3178 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 922
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок