«Больше дела, меньше слов»: интервью с директором Марьиногорской гимназии
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Личное дело
ЗИНКЕВИЧ Сергей Иванович, директор государственного учреждения образования «Марьиногорская гимназия».
Окончил в 1995 г. географический факультет БГУ; в 1998 г. — Академию управления при Президенте Республики Беларусь.
Начинал работать учителем географии в средней школе № 3 г. Любань, 5 лет возглавлял районный комитет БРСМ, 10 лет работал директором государственного учреждения образования «Обчинский УПК детский сад – средняя школа Любанского района», 3 года — директором Дубровской средней школы Пуховичского района.
С 2003 г. работал директором различных учреждений образования.
С 2017 г. — директор Марьиногорской гимназии.
Старшая дочь Евгения — как и мама, закончила МГЛУ (английский, немецкий). Сейчас работает учителем немецкого языка и заместителем директора в средней школе № 1 г. Любань.
Средняя дочь — Елизавета, закончила на отлично 10 класс, собирается поступать в медицинский университет.
Младшая — Маша (4 года), занимается танцами.

Редакция: Ваша гимназия имеет собственную бухгалтерию. На ваш взгляд, это преимущество или недостаток?


Сергей Иванович: Преимуществ больше. При этом директор должен не только уделять много внимания экономическим вопросам, но и искать пути экономии и использования разных ресурсов. Это ответственно. Это мне интересно. Ведь ты сам реально видишь ежемесячные расходы по всем статьям и сам принимаешь решения. Видишь свои поступления и платежи, работаешь с поставщиками.


Редакция: С чем вам, как директору, сложнее всего справляться в повседневной деятельности, какие вопросы решать?


С.И.: Сложного немного, если работа спланирована. Но часто бывает, что планы меняются. Вот тогда сложно все контролировать.


Редакция: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства в учреждение?


С.И.: Это и организация стандартных платных образовательных услуг, и организация новых форм платных образовательных услуг с привлечением других образовательных организаций — занятия по робототехнике, ментальной арифметике, скорочтению.

БЛИЦ-ОПРОС
Цитата, с которой идете по жизни/жизненный девиз — «Больше дела, меньше слов».
Кнут или пряник? Пряник.
Хобби, увлечения: Рыбалка.
Электронная книга или бумажная? Бумажная.
Мечта или планы на ближайший год: Установить в кабинетах иностранного языка современное оборудование.
Говорить или слушать? Говорить.
Горы или море? Море у подножья гор.
Любимое блюдо: Домашняя выпечка.
Кем вы мечтали стать в детстве? Военным.


Редакция: Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте «Зеленая крыша»: в чем его суть и зачем он нужен гимназии?


С.И.: Это пилотный проект, который финансировался Европейским Союзом и реализовывался общественным объединением «Пуховичский край».

Цель проекта — показать механизм реализации инициативы (выбор места организации «Зеленой крыши», проведение проектных и изыскательских работ, проведение экспертиз, проведение тендеров, работа с подрядчиками по проведению работ).

Уникальность данного проекта в том, что наша «Зеленая крыша» — первая в республике. Она появилась на здании нашей теплицы. Выбор был не случайным: в теплице находится лаборатория, в которой проводят практические занятия по биологии.

Главная сложность в реализации идеи в том, что здание, построенное 25 лет назад, изначально не проектировалось под озеленение и не было рассчитано на большие вертикальные нагрузки. Поэтому проектной организации пришлось использовать облегченные материалы для конструкции. В процессе проектирования было предложено засадить крышу травяным покровом и высадить туи.

До этого изучался опыт реализации похожих проектов в Польше. Да и оборудование стоит самое современное — израильская двухконтурная система полива с «умным» пультом управления. Обслуживание данного объекта минимальное — покос газона и прополка цветника. Из плюсов можно отметить эстетическую составляющую, ведь окна гимназии выходят прямо на данный объект, дополнительная теплоизоляция кровли сберегает тепло зимой, дети участвуют в разработке дизайна цветников (их можно менять хоть каждый год).

Мы очень надеемся, что эта инициатива станет отправной точкой и началом массового озеленения крыш домов и зданий не только в нашем районе, но и во всей стране. Таким образом мы сможем в какой-то мере вернуть долг природе за каждый новый построенный на земле объект.


Редакция: Какие еще интересные проекты существуют в вашей школе?


С.И.: С 2015 г. в учреждении образования реализовывается инновационный проект «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» по теме «Совершенствование коммуникативных компетенций участников образовательного процесса через формирование поликультурного пространства».

В рамках реализации данного проекта в учреждении образования работа ведется в нескольких направлениях. Это краеведение (работает музей «У пошуках страчанага» (история Минской губернии и Пуховщины)), театральная деятельность (театр «Золотая мельница»), конкурс песни на иностранном языке «Schoolvision», организация молодежных обменов по различным проектам и направлениям: досуг молодежи в Беларуси и Германии, легенды, работа в национальных парках «Гарц» и «Беловежская пуща», энергосбережение и раздельный сбор мусора.

Между немецкой государственной гимназией Мартинеум из города Хальберштадт и нашей гимназией с 2008 года существуют добрые партнерские отношения, основанные на совместной работе над различными проектами. Гимназия Мартинеум была основана в 1545 году и названа в честь немецкого просветителя Мартина Лютера. За 10 лет нашего сотрудничества было организовано 8 поездок.

Расширение знаний о стране партнеров и о своей собственной, приобщение к культуре и традициям обеих стран, интересное общение со сверстниками из Германии, хорошая языковая практика — все это мощный стимул для изучения иностранного языка.

А работа над совместными проектами позволяет учащимся приобретать обширные знания по темам проектов, обогащает их полезным опытом работы в команде, умением делать выводы. Ребята совершенствуются в подготовке мультимедийных презентаций, приобретают опыт публичных выступлений.

Также с 2013 г. гимназия является Ассоциированной школой ЮНЕСКО. Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счет расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры. Одним из направлений деятельности гимназии в рамках этого проекта является экология, энергосбережение, охрана окружающей среды. К примеру, мы подписали договор о сотрудничестве с Центром экологических решений (г. Минск). Учреждения совместно реализовывают планы для устойчивого энергетического развития, обмениваются опытом и информацией, проводят совместные мероприятия (семинары, конференции).

Также хочется немного рассказать о выпускнице гимназии Камлюк Валерии, которая стала победителем в конкурсном задании «Дорога добра» V Республиканского смотра-конкурса «Лидер года 2018» в рамках молодежного форума «Лидеры Беларуси: наш вклад для малой родины».

Перспективным считаю развитие такого направления, как робототехника, системное администрирование.

В текущем году достаточно удачно приняли участие в конкурсе JUNIORSKILLS BELARUS в секции «Сетевое и системное администрирование».


Редакция: На ваш взгляд, в чем уникальность вашей школы по сравнению с другими учреждениями образования?


С.И.: В первую очередь уникален сам проект здания гимназии — в Беларуси таких нет. Энергоэффективное здание построено по финскому проекту 25 лет назад. Даже звонки настраиваются и звонят автоматически.

Педагогический состав тоже уникален: у нас работают учителя из всех уголков бывшего Советского Союза. Школа открывалась для детей военного городка, и первыми педагогами стали жены военнослужащих. 30 % из них до сих пор работают в гимназии.

В гимназии функционирует областной музей «Эволюция энергосбережения», в котором учащиеся проводят экскурсии, в том числе на немецком и английском языках, информационно-издательский центр «Энерго-плюс» для популяризации знаний по энергосбережению, проведения акций, флешмобов и т.д.

О гимназии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МАРЬИНОГОРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Год основания — 1993 г. (как средняя школа № 5 г. Марьина Горка).
В 2002 году школа-гимназия № 5 получила статус гимназии.
Гимназия сегодня это:
29 классов;
647 учащихся;
104 работника;
1142 выпускника, из которых:
– 74 с золотой медалью;
– 39 с серебряной медалью.
Ежегодно более 90 % выпускников поступают в высшие учебные заведения Республики Беларусь.
Мы сотрудничаем с Минским областным институтом развития образования; Академией последипломного образования; Минским государственным лингвистическим университетом; БГУ НИИ прикладных проблем математики и информатики, физики; Институтом Гёте; партнерство с гимназией «Мартинеум» г. Хальберштадт (Германия); с гимназиями области.
В гимназии функционируют объединения по интересам: «Музыкальный театр»; английский театр «Подсолнух»; «Пропильная резьба по древесине»; театральный коллектив «Золотая мельница»; «По ступенькам правил здорового питания»; «Юный кулинар»; «Основы художественного конструирования и дизайна»; «Декоративный дизайн»; «Солидарность»; «У пошуках страчанага».
С 2013 г. Марьиногорская гимназия является Ассоциированной школой ЮНЕСКО.


Редакция: Сплоченный ли у вас коллектив? Сложно ли добиваться высокоэффективной организованной работы от педагогического коллектива и других работников гимназии? Нужно ли все контролировать?


С.И.: Да, коллектив опытный, состоявшийся. Способен реализовывать многие задачи. Приятно, что некоторые молодые учителя — наши выпускники. Вот они-то и видят все недостатки и преимущества нашего учреждения образования. Средний возраст коллектива — около 45 лет. Когда работник понимает, что конкретно от него хотят, ему проще выполнять поставленную задачу. Поэтому я стараюсь донести до подчиненных не только краткосрочные задачи, но и среднесрочный планируемый результат. Если человеку интересно то, чем он занимается, тогда и результат будет, и контроль может быть только на промежуточных стадиях реализации.

Нужно ли все контролировать? Считаю, что за всем одному не уследить, поэтому важно грамотно распределить функциональные обязанности между заместителями, найти интересных творческих личностей для работы в методических, творческих группах. Сам процесс контролировать не обязательно, а вот итоги всех процессов — необходимо. Тогда подчиненные видят, что руководителю тоже интересно, что он тоже «в теме». Но не всегда все получается. Вот здесь, наверное, руководитель должен помочь и поддержать.


Редакция: Дайте совет начинающему директору, который впервые заступил на эту должность.


С.И.: Современному руководителю сложно работать и в сельской малокомплектной школе, и в крупной школе или гимназии. Главное — определить приоритетные направления и создать команду единомышленников.


Редакция: Спасибо за интервью! Удачи в работе!


Беседовала Елена АЛЕКСАНЕ

2875 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Персонифицированный учет: актуальные изменения

В материале представлена нужная директору УОСО информация: • что такое персонифицированный учет (далее — ПУ); • какие формы документов ПУ (далее — ДПУ) и когда нужно по...
№ 11 (155) 2024 Косько Юрий
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 289
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок