Школьный психолог: "В любом поведении подростка есть причина, и часто ребенок здесь ни при чем"
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Школьный психолог: "В любом поведении подростка есть причина, и часто ребенок здесь ни при чем"

Начало учебного года - стрессовое время не только для школьников, но и для их родителей. Беззаботные летние каникулы подошли к концу, снова нужно адаптироваться к ранним подъемам, вливаться в учебный процесс, находить общий язык со сверстниками и преподавателями. Мы поговорили со школьным психологом гимназии №146 г. Минска Екатериной Крень о том, что тревожит учеников в начале и в течение всего учебного года, за какой помощью к ней обращаются подростки и почему нельзя игнорировать эмоциональные переживания ребенка. Екатерина уже 12 лет помогает детям справляться с самыми разными переживаниями и налаживать контакт со своим внутренним и внешним миром. А гимназия, в которой она работает, участвует в проекте "Дружественная и поддерживающая среда в школе" под руководством Института психологии БГПУ.

450 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

1 сентября школьники вновь сели за парты. С эмоциональной точки зрения это сложное время для них?

- Конечно, после каникул ребятам тяжело вернуться к учебе, вновь перестроить свой режим дня. Три месяца они отдыхали, а тут опять на первый план выходит школа, уроки и домашние задания. Поэтому в нашей школе, как и в других учебных заведениях, мы делаем акцент на эмоциональную составляющую, заботимся о том, чтобы дети смогли влиться в учебный процесс с наименьшими потерями для своего психологического состояния. Современное поколение практически невозможно мотивировать приказами, установками, поэтому мы договариваемся.

Например, в нашей гимназии уже более 5 лет работает "Почта доверия" - этот проект направлен на доверительное общение с детьми. Ребенок анонимно может оставить записку в специальном ящике. А дальше мы уже отвечаем, реагируя на его сообщение, просьбу, недовольство, прикрепляя ответ, рекомендации к доске.

Часто ли младшие школьники и подростки сами обращаются за помощью к школьному психологу? И как они это делают - напрямую, через родителей или учителей?

- Если говорить о подростках, то они могут и сами обратиться к психологу. По Закону "Об оказании психологической помощи" с 14 лет мы можем общаться с ребенком без вмешательства родителей. Если вопрос касается стресса, перенапряжения, депрессивного состояния, то ребята могут самостоятельно обратиться за психологической помощью. А если ситуация касается плохого поведения, неуспеваемости, пропуска занятий - такие запросы чаще приходят от учителей.

С учениками начальной школы, конечно, все общение происходит после запроса от взрослых - родителей или классных руководителей. Либо я как психолог замечаю, что у ребенка есть некоторые сложности, и проявляю личную инициативу, чтобы с ним пообщаться. Но происходит это только с одобрения законного представителя, опекуна или родителя.

Есть ли какая-то сезонность обращений, помимо начала учебного года? И что беспокоит школьников?

- Осенью и весной у ребят всплеск перепадов настроения, быстрее накапливается усталость. Не зря говорят, что все хронические заболевания обостряются в этот период, и психологическое состояние детей также становится нестабильным. На психологическое и эмоциональное состояние школьников влияют и предэкзаменационные стрессы, напряжение в связи с участием в различных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, написанием самостоятельных и контрольных работ. Часто дети хотят показать высокие результаты, а их не всегда удается достичь. Они могут разочароваться в своих силах, и на фоне этого состояния развивается стресс. Но такое наблюдается больше у мотивированных ребят. Мы для них даже организуем специальные тренинги самопомощи при стрессах, вплоть до того, что разбираем, как правильно дышать в кризисных ситуациях.

Поделитесь, как вы налаживаете контакт с подростками, к которым бывает сложно найти подход.

- С современными детьми наладить контакт можно только через доверие к взрослому, в частности к психологу. Мы учимся договариваться. Дети очень чувствительные и умные. Важно держать свое слово - делать то, что обещал им. Наше поведение, как зеркало, отражает отношение детей к нам. Когда ребенок видит и чувствует, что взрослый, психолог, принимает его самого, его интересы, увлечения и даже недостатки и какие-то ошибки, то диалог выстраивается быстрее и качественнее.

По вашему опыту, что больше всего беспокоит подростков?

- Частые запросы от ребят - о взаимодействии в коллективе, о построении коммуникации со сверстниками. Все дети очень хотят быть нужными, важными, принятыми и услышанными. Подростки часто обращаются ко мне за помощью из-за недопониманий с родителями. Причиной конфликта становится нежелание взрослых слышать своего ребенка, пренебрежение его желаниями - ему не дают реализовывать то, что он хочет, диктуют свои правила, ставят запреты, подавляют детские начинания и стремления.

Часто ли к вам обращаются родители подростков?

- Не часто. Иногда взрослые не хотят видеть проблем, стесняются выносить сор из избы, признавать тот факт, что делают что-то неправильно. Бывают сложные ситуации в семье, например развод. И внешне все благополучно, ребенок ведет себя как обычно, но родитель просит у меня совет, как себя вести, чтобы в сложившихся обстоятельствах нанести ему как можно меньший урон.

Может ли родитель попросить о помощи для своего ребенка без его согласия?

- Такое случается. В основном это связано с ситуациями, когда у ребенка поведенческие нарушения: он невнимательный, хулиганит, мешает одноклассникам и учителю на уроках. Зачастую этому предшествуют жалобы родителям от педагогов. Но когда начинаешь разбираться в поведении, понимаешь, что на все есть причины, и часто они кроются в семье. Когда просишь родителей пересмотреть свое поведение, обратить внимание на атмосферу в доме, им непросто услышать и принять, что проблема не в ребенке.

С какими самыми сложными случаями в работе вы сталкивались?

- Самая острая проблема - психоэмоциональное насилие в семье. Недавно у нас был случай в начальной школе, когда девочка столкнулась с подобной ситуацией. Умный ребенок, хорошо училась, вдруг изменилась - стала очень нервной, даже агрессивной. Когда ее спросили, что происходит, она поделилась, что мама очень эмоционально, с агрессией к ней относится даже за малейшую оплошность. Может оскорбить, унизить и даже ударить. В таких ситуациях очень важно оказать ребенку поддержку, но при этом не оттолкнуть от родителя. А с родителем провести отдельный разговор. В этой ситуации мама меня услышала, сама стала посещать психолога. И у девочки поведение изменилось, когда мама стала относиться к ней по-другому.

А если мы видим, что ребенку нужна психотерапевтическая помощь, то рекомендуем государственные и медицинские учреждения, где могут помочь.

Как вы соблюдаете конфиденциальность в общении с подростками и родителями?

- Конфиденциальность - важный момент в нашей работе. Есть ситуации, когда необходимо поговорить с родителями, если все серьезно и требуется их вмешательство. Сейчас я говорю о случаях насилия и преступлениях. Есть определенный алгоритм действий, который закреплен законодательством, где прописано, как психологу вести себя в тех или иных ситуациях. Конечно, если ребенок просит не говорить о нашем разговоре родителю и в этом нет нужды, вся информация остается конфиденциальной.

Что бы вы хотели сказать детям и родителям, у которых есть сложности, но они боятся обратиться к школьному психологу?

- Психолог может и готов помочь облегчить эмоциональное напряжение. Это стереотип - думать, что к психологам обращаются только люди с проблемами с психикой. Не нужно путать психологов и психиатров. Вторые непосредственно работают с психиатрическими отклонениями и конкретными диагнозами. К психологу приходят обычные люди, которые столкнулись с некоторым кризисом или имеют потребность выговориться, посмотреть на ситуацию под другим углом.

В школах сейчас планируется запуск факультатива "Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации". Как вы считаете, насколько полезными будут такие занятия для подростков, насколько важно в рамках школы научить детей разбираться в своем эмоциональном состоянии, помощи другим в кризисных ситуациях?

- Это очень важно! О психологическом здоровье не принято говорить, хотя это лежит в основе нормальной жизнедеятельности человека. Почему-то темы психоэмоционального состояния, психологического благополучия и вообще состояния психики уходят на второй план. Хотя человеку сложно нормально функционировать в социуме, если у него не налажен контакт с собой и своей психикой. В том числе ребятам в школе без хорошего психоэмоционального состояния сложно достичь каких-то успехов. Когда в душе покой, хочется что-то делать, созидать. У детей словно крылья вырастают. Поэтому важно и детей, и родителей учить психологической культуре и воспитанию.

Что вам больше всего нравится в работе с детьми?

- Ой, у детей много чему можно научиться! Это, правда, двигатели прогресса. Многим взрослым есть чему у них поучиться, a главное - тому, как относиться к жизни. Они полны надежд, стремлений, веры. И, конечно, это кладезь энергии.

Источник: БЕЛТА

450 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 150
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок