Беларусь получила в долг 150 миллионов долларов на модернизацию образования. Как потратят эти деньги?
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Беларусь получила в долг 150 миллионов долларов на модернизацию образования. Как потратят эти деньги?

С 2015 года Беларусь сотрудничает с Всемирным банком по вопросам модернизации образования. На 10 лет по проекту был выделен займ в 50 млн. долларов, а затем еще дополнительно 90 млн. евро. На что потратят эти деньги? И что сделано уже сейчас? Разберемся вместе с консультантом Всемирного банка в Беларуси Павлом Фунтиковым.

1029 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Для справки Всемирный банк — международная финансовая организация, целью которой является не получение прибыли, как в случае обычных банков, а борьба с бедностью и всеобщее повышение благосостояния людей. Беларусь является членом группы Всемирного банка, потому может претендовать на помощь от этой организации. 

Создание качественных условий для обучения 

В рамках проекта «Модернизация системы образования РБ» планируется обеспечить более качественными условиями обучения 65 тысяч ребят и модернизировать не менее 300 школ. Это станет возможным благодаря реализации нескольких важнейших задач, рассказывает эксперт.

1. Реконструкция и капитальный ремонт школ, их оснащение учебным оборудованием 

120 средних школ будут отремонтированы в рамках основного займа и около 200 — в рамках дополнительного. Для кабинетов по естественнонаучным дисциплинам закупят инновационное оборудование, поскольку то, что есть, уже устарело.

На карте отмечены школы, где будет проведен ремонт

Большинство школ, которые участвуют в проекте, находятся в сельской области и небольших городках. Школы подбирало Министерство образования под руководством представительства Всемирного банка в Беларуси.

2. Школы станут социально-культурными центрами для населения 

В рамках проекта продвигается идея, которая с успехом функционирует во многих странах Европы. Школьные библиотеки и спортивные залы должны стать центрами досуга для местных жителей. Также школы будут оказывать социально-педагогические и психологические услуги для населения, в том числе на платной основе. Вырученные деньги будут «оставаться» в стенах школы.

Такой пилотный проект реализуется сейчас в Витебской области. К 2021 году его расширят до 6 школ, а к 2025 — до 21 школы. В случае успеха проект будет распространен на всю Беларусь.

3. Создание в школах классов инновационного обучения (STEM-образование) 

В средних школах Могилевской области будут созданы классы инновационного обучения на базе естественнонаучных кабинетов физики, химии, информатики и биологии. Это так называемое STEM-образование — интеграция науки, технологий, инженерного дела и математики. Эксперты считают, что такой подход способствует изучению естественных наук на более практическом уровне.

Это будут классы, оборудованные высокотехнологичным оборудованием, которое может применяться как во внеклассное время, так и во время обычных уроков. Причем сами уроки могут проводиться как в классическом виде, так и в интегрированном, например, "химия + биология", "химия + физика"; 5 класс совместно с 6-м, когда дети друг другу передают свои знания.

К 2021 году такие классы должны появиться в 6 школах, а к 2025 году — в 21.

4. Изучение влияния образовательной среды на успеваемость детей 

После реконструкции или ремонта в школах школьники и учителя через опросы поделятся мнением, насколько изменение образовательной среды повлияло на успеваемость детей. Под средой подразумевается мебель, оборудование, температура в помещении, освещенность и др. В Европе уже давно пришли к выводу, что среда на 15-20% оказывает влияние на успеваемость детей.

Модернизация системы управления общим средним образованием 

Наряду с ремонтом школ и их оснащением планируется усовершенствовать саму систему управления в секторе образования. Это позволит повысить эффективность системы и улучшить учебную деятельность учащихся, считают эксперты.

У Беларуси уже есть успешный опыт сотрудничества с Всемирным банком в области образования. Благодаря полученному гранту в школах с 2015 года стало апробироваться «подушевое» финансирование — выделение средств в расчете на одного учащегося, а не на школу в целом, как это делали раньше. Это позволило более справедливо распределять бюджетные деньги среди учебных заведений. Если раньше, например, две школы с 200 и 500 учениками получали одинаковое финансирование, то теперь вторая школа получает больше денег на свои нужды. С 2019 года белорусское правительство начало внедрять такой расчет в свою практику.

В ближайшее время рассматривается еще несколько нововведений.

1. Совершенствование подходов к оценке образовательного уровня учащихся 

Для этого будет проведен выборочный анализ школьных учебников, разработаны новые модели выпускных экзаменов на основе передового опыта западных стран.

Будет усовершенствован так называемый «республиканский мониторинг качества образования». Сегодня он проводится в виде выборки оценок школьников по ряду предметов, изучении психологических и социологических аспектов. Модернизация позволит получать более качественные данные, которые в дальнейшем можно будет использовать для улучшения учебных программ и учебников, разработки современных методик и технологий обучения.

2. Совершенствование информационной системы управления образованием 

РБ Информационная система управления образованием представляет собой общую базу со статистическими данными, к которой подключены все школы. Данные в ней позволяют администрации школ или вышестоящим органам принимать управленческие решения.

В данный момент эта система достаточно разрозненна, потому требует интеграции и доработки. Кроме того, планируется в будущем связать систему с рынком труда и предоставить возможность родителям, детям и всем заинтересованным посмотреть, какие учреждения готовят самых успешных специалистов, какие предметы нужны для высокооплачиваемых специальностей и т.д.

3. Обучение руководителей и специалистов 

Для руководителей школ и учителей будет организовано обучение по работе с инновационным оборудованием и применением новых техник обучения. Для этого будут разработаны специальные обучающие модули, с приглашением иностранных экспертов. К 2025 году планируется обучить 1770 специалистов.

4. Участие Беларуси в исследовании PISA

Чтобы понять, в каком состоянии находится система образования в Беларуси и куда нужно двигаться, было принято решение в 2018 и 2021 годах участвовать в исследовании PISA — международной программе по оценке образовательных достижений учащихся. Она представляет собой выборочную проверку знаний учеников в белорусских школах. Отбирает участников международная компания ОЭСР (прим. ред. — Организация экономического сотрудничества и развития), чтобы исследование получилось независимым и справедливым.

Беларусь впервые участвовала в этом исследовании в 2018 году. Результаты будут известны к декабрю 2019 года. Их можно будет использовать для оценки качества образования РБ в сравнении с 70 странами мира. Это позволит разработать рекомендации для улучшения качества образования.

Оценить уровень образования в других странах, которые участвовали в PISA в 2015 году, можно с помощью следующего рисунка. Зеленым цветом на нем обозначены страны с самым высоким уровнем знаний учеников, желтым — со средним, красным — с низким. Серым выделены те страны, которые в 2015 году не участвовали в PISA.

Что уже сделано по проекту? 

Сейчас по проекту уже модернизировано 52 школы. В 10 школах ведутся строительные работы, еще в 23 школах объявлены тендеры на строительные работы. В 11 — объявлен конкурс на поиск проектировщиков.

В школы закуплено оборудование для 24 химических и 11 физических лабораторий, объявлен конкурс на закупку оборудования для классов информатики в 22 школы.

Какими станут белорусские школы после модернизации? 

В качестве примера эксперт приводит проект модернизации школы в деревне Вязье Осиповичского района. Глядя на него, можно понять, какими в идеале должны быть школы в Беларуси.

— Это обычная, достаточно компактная школа, которая к следующему учебному году должна быть полностью модернизирована: в ней проведут ремонт, закупят новую мебель и оборудование.

Внутренний двор сейчас просто заасфальтирован, а после ремонта там планируется организовать просторную площадку со сценой, где дети смогут проводить свободное время между уроками, также здесь будут организовывать занятия и праздники.

Коридор станет многофункциональным, там можно будет играть на переменах, проводить уроки и кружки. Сиденья можно легко убрать, когда понадобится освободить пространство. Также в коридоре будут стоять мобильные столы, которые легко можно будет составить вместе в нескольких вариантах.

Спортивный зал с тренажерами будет открыт и для местных жителей, для них будет сделан отдельный вход.

Будут переоборудованы классы для естественнонаучных дисциплин. В них будет сделано много перегородок, которые будут легко убираться и передвигаться для создания нужного пространства. Лаборантская будет находиться между двумя кабинетами, что позволит без проблем организовывать междисциплинарные занятия.

И таких школ, напомним, в Беларуси будет несколько сотен — в деревнях и небольших городах.

Источник: Ребёнок.BY


1029 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 200
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок