Всеобуч, уважительные причины, профессиональное обучение: продолжаем отвечать на вопросы читателей
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Всеобуч, уважительные причины, профессиональное обучение: продолжаем отвечать на вопросы читателей

Для каких целей и на основании какого документа учитель должен посещать на дому детей? Есть ли какие-либо установленные требования к выбору мелодии школьного звонка? Кто и на основании чего оценивает уважительность причин для перевода ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану? Является ли уважительной причиной отсутствие ребенка на уроке физкультуры по записке от родителей? Возможен ли выбор учеником понравившейся профессии в другом лицее или колледже, если предложенные школой профессии не устраивают? Разрешено ли проводить на территории средних школ общие собрания товариществ собственников и организаций застройщиков? Ответы на эти и другие вопросы — в материале.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2916 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Для каких целей и на основании какого официального документа учитель должен посещать на дому детей?


В соответствии с п. 7 ст. 152 Кодекса об образовании и п. 4 Положения о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 1493 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение об учете детей)), местные исполнительные и распорядительные органы через отделы (управления) по образованию осуществляют учет детей, подлежащих обучению. Учет детей осуществляется в целях реализации конституционных прав граждан на образование. Учету подлежат все дети в возрасте до 18 лет включительно.

В соответствии с п. 9 Положения об учете детей в начале учебного года с 1 по 20 сентября учреждения образования проводят проверку факта обучения детей, проживающих на территории микрорайона.

Министерством образования Республики Беларусь в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14 декабря 2017 г., обращено внимание на то, что посещение семей не должно носить формальный и «массированный» характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября, а семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, — до 1 января.

Осуществляя визит в семью, необходимо соблюдать разумное соотношение между правом ребенка на заботу и защиту со стороны государства и правом родителей на попечение и ответственность за ребенка.

Для исключения напряженности во взаимоотношениях с родителями обучающегося, предупреждения возникновения возможных конфликтов классному руководителю рекомендуется согласовать с родителями дату и время посещения дома (квартиры).


Есть ли какие-либо официально установленные требования к выбору мелодии школьного звонка?


Официально установленных требований нет.

Определение мелодии звонка в учреждениях общего среднего образования НПА Министерства образования Республики Беларусь не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 157 Кодекса об образовании непосредственное руководство учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель.

Поэтому решение о выборе мелодии звонков в учреждении общего среднего образования принимает руководитель учреждения образования.


Кто и на основании чего оценивает уважительность причин для перевода ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану?


Решение об этом принимает руководитель учреждения образования.

В соответствии с ч. 1 п. 69 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение об УОСО)) образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования для одаренных и талантливых учащихся, а также для учащихся, которые по уважительным причинам постоянно или временно на протяжении учебного года не могут посещать учебные занятия и проходить в установленные сроки аттестацию, может осуществляться в соответствии с индивидуальным учебным планом.

Решение об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом (об отказе в организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом) принимает руководитель учреждения образования (ч. 2 п. 70 Положения об УОСО).


Является ли уважительной причиной отсутствие ребенка на уроке физкультуры по записке от родителей в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья ребенка? Например, у ребенка легкая простуда, обращение к врачу не требуется. Однако, по мнению родителей, в случае посещения урока ребенок может заболеть уже серьезно.


Не является.

Во время проведения урока «Физическая культура и здоровье» учитель несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся.

Учащиеся, имеющие отдельные проблемы со здоровьем, присутствуют на учебном занятии по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятии «Час здоровья и спорта», но к практическому выполнению заданий (двигательной активности) не допускаются. Учитель предлагает им индивидуальные задания из раздела «Знания» («Основы физкультурных знаний»).

Освобождать от посещения ребенком учебных занятий по причине плохого самочувствия, как и ограждать заболевших учащихся от контактов со здоровыми детьми, имеют право только медицинские работники.


С текущего года введено обязательное профессиональное обучение учащихся Х классов на базе профессиональных лицеев и колледжей с получением рабочих профессий. Каким образом должен происходить выбор профессии для освоения? Возможен ли выбор учеником понравившейся профессии в другом лицее или колледже, если предложенные школой профессии не устраивают?


Возможен.

В типовой учебный план средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018/2019 учебный год (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2018 г. № 43) в качестве обязательного учебного предмета для учащихся Х классов, изучающих все предметы на базовом уровне, внесен учебный предмет «Трудовое обучение».

В рамках данного учебного предмета реализуется обязательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся третьей ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить первичные навыки по определенной профессии.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2018 г. № 575, которым недавно были внесены дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» (дополнения были внесены в п. 7, 32 Положения о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденного постановлением № 954 (примеч. ред)), реализация программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» может осуществляться на базе учреждений общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дополнительного образования взрослых.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2018 г. № 669 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в Х (ХI) классах учреждений общего среднего и специального образования в 2018/2019 учебном году» определен перечень профессий рабочих (служащих), включающий около 100 профессий. Данный перечень сформирован с учетом реальных возможностей учреждений образования, запросов учащихся, потребностей рынка труда, востребованности профессий в регионе.

Перечень профессий рабочих (служащих) для организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих)

Вопросы, связанные с выбором учреждений образования, на базе которых организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся Х базовых классов, и определение профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка, находятся в компетенции структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, руководителей учреждений общего среднего образования.

Условно выделяют три модели обучения профессии учащихся Х (ХI) классов:

  • I модель: организация занятий непосредственно в учреждениях общего среднего или специального образования;
  • II модель: организация занятий для учащихся нескольких учреждений общего среднего (специального) образования на базе одного учреждения общего среднего (специального) образования по принципу межшкольных факультативных занятий;
  • III модель: организация занятий на базе учреждений профессионально-технического (среднего специального, высшего) образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых.

Поэтому индивидуальный выбор учеником для освоения понравившейся профессии в другом лицее или колледже возможен.


Разрешено ли проводить на территории средних школ общие собрания товариществ собственников и организаций застройщиков?


Решение принимается директором.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Кодекса об образовании непосредственное руководство учреждением образования осуществляет его руководитель. Руководитель государственного учреждения образования несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования, а также вправе заключать договоры, в т. ч. и на оказание услуг в учреждении образования, включая услуги по аренде помещений (ст. 26 Кодекса об образовании).


В классе, где изучаются два иностранных языка (английский и французский), 18 учеников изучают английский язык, 7 — французский. Выделяются ли на изучение французского языка дополнительные часы из бюджета, или в этом случае изучение французского языка осуществляется за счет часов факультативных занятий?


При разработке учебного плана учреждения общего среднего образования общее количество часов, финансируемых из бюджета, увеличивается учредителем учреждения образования в случаях, предусмотренных п. 77 Положения об УОСО.

Описанный в вопросе случай в п. 77 Положения об УОСО не приведен.

Поэтому руководствоваться следует п. 54 Положения об УОСО, согласно которому при реализации образовательных программ общего среднего образования классы делятся на группы при проведении занятий по учебному предмету «Иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее 9 учеников. По решению управления (отдела) по образованию местного исполнительного и распорядительного органа, согласованного с финансовым управлением (отделом) этого органа, допускается деление класса на группы с меньшей наполняемостью за счет учебных часов, установленных типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида на проведение факультативных занятий.

В случае необходимости учредитель может принять решение о перераспределении учебных часов факультативных занятий в пределах района (города), т. е. учебные часы факультативных занятий, не используемые в одном учреждении общего среднего образования, могут быть переданы в другое учреждение.


В школе изучают несколько иностранных языков. Например, в одном классе может быть 7 детей, изучающих немецкий, 6 — французский и 8 — английский. Можно ли часы для обучения групп оформить за счет дополнительных часов, а не часов факультатива?


Нет, обоснование приведено в ответе на предыдущий вопрос (см.: п. 54 Положения об УОСО).


Должны ли выделяться дополнительные учебные часы, которые финансируются из республиканского или местного бюджетов, для аккомпаниатора при проведении факультативных занятий «Ритмика и танец» в I–IV классах учреждений общего среднего образования?


В соответствии с п. 77 Положения об УОСО общее количество учебных часов, которое финансируется из республиканского и (или) местного бюджета на проведение учебных занятий (занятий), при разработке учебного плана учреждения общего среднего образования увеличивается его учредителем в случае выделения учебных часов для аккомпаниатора из расчета 100 % времени, отведенного на проведение факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической направленности в соответствии с учебными программами названных факультативных занятий.

При этом наполняемость групп для организации указанных факультативных занятий должна составлять не менее трех учеников для учреждений образования, расположенных в сельской местности, и не менее 5 — для расположенных в городах и поселках городского типа (п. 62 Положения об УОСО).

2916 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В список спецификаций ЦЭ и ЦТ на 2025 год добавлен новый предмет

На сайте Республиканского института контроля знаний размещены спецификации для проведения централизованных тестирования и экзамена, которые будут актуальны в 2025 г. Сред...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 160

Готовимся к новому учебному году правильно

Начало учебного года — всегда стресс для всех участников образовательного процесса. Статья поможет директору (как начинающему, так и опытному): • не растеряться в нача...
№ 8 (152) 2024 Маевская Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1546
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок