Всеобуч, производственная практика, общественно полезный труд и другие актуальные вопросы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Всеобуч, производственная практика, общественно полезный труд и другие актуальные вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1793 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Когда отменят всеобуч, чтобы не обходить квартиры?

После ввода в эксплуатацию Регистра обучающихся.

Положение о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования*, принято в целях осуществления учета детей, проживающих в городах и поселках городского типа, являющихся центрами районов.

* Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 1493 с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 1493).

Создание государственной автоматизированной информационной системы «Регистр обучающихся учреждений образования Республики Беларусь» (далее — Регистр обучающихся) направлено на формирование единого информационного пространства в сфере образования посредством включения в себя действующих в настоящее время обособленных баз данных (банков данных). В настоящее время учреждения образования осуществляют формирование Регистра обучающихся в тестовом режиме.

После ввода Регистра обучающихся в эксплуатацию будет принято решение о внесении изменений в НПА, в т. ч. и в постановление № 1493.

Когда осуществляется прохождение производственной практики учащимися Х классов при их подготовке по профессии «Тракторист-­машинист сельскохозяйственного производства» с уровнем квалификации «Управление колесными тракторами категории «А»? Где проходят производственную практику такие учащиеся?

Конкретный период определяется структурным подразделением городского, районного исполнительного комитета, местной администрацией района в городе, осуществляющими государственно-­властные полномочия в сфере образования, по месту нахождения учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

В типовой учебный план средней школы, школы-­интерната для детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2018/2019 учебный год в качестве обязательного учебного предмета для учащихся Х классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, внесен учебный предмет «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в объеме 6 часов в неделю. В целом для освоения учащимися Х–XI классов учреждений общего среднего образования учебных программ по профессиям в течение двух лет выделено 420 учебных часов.

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 28 августа 2018 г. № 669 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) классах учреждений общего среднего и специального образования в 2018/2019 учебному году» определен перечень профессий рабочих (служащих) для организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих). Профессия «Тракторист-­машинист сельскохозяйственного производства» не включена в данный перечень.

Согласно ч. 2 п. 209 Положения об учреждении общего среднего образования* (далее — Положение об учреждении) образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется за счет учебных часов, которые определены учебным планом учреждения общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Количество учебных часов определяется в рамках количества учебных часов, предусмотренных типовыми учебными планами по профессиям, но не более 6 учебных часов в неделю.

* Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с п. 77 и 210 Положения об учреждении, учредителем могут дополнительно выделяться учебные часы на проведение практических учебных занятий по учебной дисциплине «Вождение тракторов», что определено типовым учебным планом по профессии «Водитель колесных тракторов категории «А» при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Частью 1 п. 5 Положения о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих* (далее — Положение) определено, что срок получения дополнительного образования взрослых и присваиваемый квалификационный разряд по профессии при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определены в перечне профессий для подготовки рабочих, утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Речь идет о постановлении от 30 января 2018 г. № 7/14 «Об установлении перечня профессий для подготовки рабочих», которым и установлен вышеназванный перечень (далее — Перечень). В соответствии с Перечнем срок подготовки по профессии «Тракторист-­машинист сельскохозяйственного производства» составляет 5 месяцев (840 часов).

* Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с п. 15 Положения при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), в т. ч. по профессии «Тракторист-­машинист сельскохозяйственного производства», производственное обучение может планироваться после теоретического обучения или чередоваться с ним.

Производственная практика, как правило, должна проводиться в соответствующих организациях. Вместе с тем при наличии необходимых условий ее можно проводить непосредственно в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями.

Может ли администрация школы настаивать на скачивании, последующей распечатке и прошивке утерянного ученицей учебника 2014 г., который уже нигде нельзя приобрести?

Распечатывать электронную версию утерянного учебника не нужно.

В соответствии с п. 14 Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования сроки использования (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 3) учебников и учебных пособий составляют:

  • четыре и более раза используемых в учебную неделю — четыре года;
  • два–три раза используемых в учебную неделю — пять лет;
  • один (полтора) раз (раза) используемых в учебную неделю — шесть лет;

В разделе «Списание учебных изданий» инструктивно-­методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»* указано, что списание учебных изданий в учреждениях образования осуществляется на основании акта на списание в случаях окончания сроков использования учебных изданий, передачи учебных изданий в иное учреждение образования, утери учебных изданий, дефектности (издательский брак).

* Утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь от 25 мая 2018 г.

В случае утери или порчи учебного издания обучающийся обязан заменить его равнозначным видом учебного издания либо энциклопедической, справочной, художественной литературой.

Справочно: названное инструктивно-­методическое письмо размещено на портале Министерства образования Республики Беларусь .

Таким образом, распечатывать электронную версию утерянного учебника не требуется. При установлении окончания срока использования учебного издания либо его утери библиотечный работник учреждения образования обязан списать данный учебник, а обучающемуся необходимо сдать в библиотеку учреждения образования любое энциклопедическое, справочное или художественное издание.

Какое минимальное количество учащихся должно присутствовать на занятиях по общественно полезному труду?

Не менее одного учащегося.

Часы общественно полезного труда выделяются на класс в целом, поэтому и занятия должны быть организованы в составе класса.

Однако Положение об учреждении определяет лишь общее число часов, выделяемых учредителем на проведение общественно полезного труда (один учебный час в неделю в III–VIII классах и два учебных часа в неделю в IX–XI классах), и не содержит норм, определяющих минимальное количество учащихся на этих занятиях.

Поэтому теоретически, если данное занятие было проведено даже с одним учеником, то оно должно быть засчитано при оплате труда педагога.

Можно ли относить акции «Обелиск», «Забота» к общественно полезному труду?

Указанные акции к общественно полезному труду не относятся.

В соответствии с п. 121 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 с последующими изменениями и дополнениями; далее — СНиП) учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду и в его рамках выполнять следующие работы:

  • самообслуживание: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола — учащимися с I–II классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении — с III класса; уборка территории — с V класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) — с VII класса; влажная уборка учебного помещения — с VIII класса;
  • собирание и изготовление коллекций местного природного материала, гербариев учащимися III–XI классов;
  • ремонт наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися III–XI классов;
  • благоустройство территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися V–XI классов;
  • изготовление изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися V–XI классов;
  • ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися VIII–XI классов.

Таким образом, в перечне работ, выполняемых в рамках общественно-­полезного труда, работы, связанные с акциями «Обелиск» и «Забота» (уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами; оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной вой­ны, ветеранам труда, детям-­инвалидам, детям-­сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе), отсутствуют.

Кроме того, общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

  • культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;
  • интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;
  • трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

Акции «Обелиск» и «Забота» относятся к мероприятиям гражданско-­патриотической направленности и благотворительным мероприятиям, соответственно, служат для формирования гражданственности и патриотизма, развития волонтерского движения* и проводятся в ходе организационно-­воспитательной работы.

* См.: п. 13 и 22 плана мероприятий по реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9.

У заместителя директора школы по основной деятельности сложная семейная ситуация. Имеет ли он право подрабатывать ночным сторожем в школе?

Не имеет.

Согласно ч. 1 ст. 255 ТК руководителю государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В более конкретизированной форме данная норма приведена в Законе от 15 июля 2015 г. «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией): «Руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) находится в государственной собственности, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами» (см.: ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).

Как оплачиваются часы дефектологу и учителю-­предметнику в случае индивидуального занятия с учащимся с особенностями психофизического развития, если ребенок заболел либо находится на оздоровлении?

Согласно ч. 1 ст. 34 ТК временное (сроком не более шести месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т. д.) признается простоем.

В соответствии с подп. 24.8 п. 24 Соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2016–2019 годы* за время вынужденного простоя не по вине работника (отмена учебных занятий по санитарно-­эпидемиологическим, климатическим показаниям и другие обстоятельства) оплата производится в размере 100 % установленной ему ставки (оклада). В случае выполнения работниками в этот период другой работы в соответствии с их функциональными обязанностями заработная плата выплачивается им в полном объеме.

* Подписано 2 марта 2016 г. и зарегистрировано Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 16 марта 2016 г. № 189 с последующими изменениями и дополнениями.

Таким образом, в период, когда педагогический работник по независящим от него обстоятельствам не может проводить занятия с ребенком, этот работник должен выполнять другую работу в соответствии с его функциональными обязанностями, определенными в выпуске 28 Единого квалификационного справочникам должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 с последующими изменениями и дополнениями).

Хотя в Трудовом кодексе Республики Беларусь отсутствуют требования об обязательном присутствии работников на рабочих местах во время простоя, но период простоя не является для работника временем отдыха, то есть временем, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Поэтому в период простоя работники должны находиться на своих рабочих местах.

Выполнение другой работы на период болезни (оздоровления) учащегося должно быть закреплено приказом директора учреждения общего среднего образования, который явится основанием для выплаты работнику заработной платы в полном объеме. 

1793 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Успешный руководитель — успешная школа»: интервью с директором ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П. М. Козлова» Людмилой Ивановной САУЛИЧ

Педагог с 37‑летним стажем работы в одной школе, «Женщина года Витебщины — 2023» в номинации «Успешный руководитель», автор методического пособия «Основы православной кул...
№ 12 (156) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 148
6

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 922
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок