Важные ответы на актуальные вопросы: по запросам читателей
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Важные ответы на актуальные вопросы: по запросам читателей

Имеет ли право директор школы, работающий по совместительству учителем, на премию? Может ли законный представитель несовершеннолетнего присутствовать на школьных уроках? Можно ли оставить ученика на второй год, если родители считают, что материал учебной программы не был усвоен их ребенком? Какой порядок предупреждения учителя об изменении ему педагогической нагрузки? Должен ли учитель ежедневно отмечать в классном журнале безопасности состояние кабинета? Можно ли ведение факультатива «Час здоровья и спорта» учителем начальных классов передать учителю физкультуры? Можно ли отказать в приеме ученика в школу по причине отсутствия медицинской индивидуальной карты? Имеет ли право директор снимать или уменьшать размер ставки «Руководитель физического воспитания»?

Ответы на эти и другие вопросы — в материале.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1776 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Имеет ли право директор школы, работающий по совместительству учителем, на премию как учитель, подготовивший победителя второго и третьего этапов республиканской олимпиады?


Имеет, если это установлено соответствующими НПА.

В постановлении Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»* (приложение 1, подп. 2.8 и 2.9 п. 2) предусмотрено, что установление надбавки за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ (далее — надбавка) и премирование руководителей организаций осуществляется в порядке, определяемом вышестоящим органом управления.

* С последующими изменениями и дополнениями.

На практике в районном управлении (отделе) по образованию разрабатывается Положение о материальном стимулировании труда руководителей подчиненных организаций (далее — Положение). В Положении могут предусматриваться показатели, учитывающие выполнение руководителем педагогической нагрузки, за которые ему может быть установлена надбавка и (или) премия. В число таких показателей может входить и подготовка победителей олимпиад по учебным предметам. Кроме того, в этом Положении можно указать, что премирование руководителя, имеющего педагогическую нагрузку по совместительству, осуществляется на основании Положения о материальном стимулировании труда, действующего в учреждении образования.

Таким образом, при премировании руководителя и установлении ему надбавки вышестоящий орган руководствуется разработанным у них Положением.

Вопрос внесения изменений (дополнений) в Положение решается путем внесения предложений на имя начальника управления (отдела) по образованию или в районный профсоюзный комитет работников образования и науки.


Может ли законный представитель несовершеннолетнего присутствовать в случае необходимости на школьных уроках?


Может.

В соответствии с Кодексом об образовании законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся (cм.: п. 1 ст. 34 Кодекса об образовании.), а также обязаны уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса, выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся (cм.: п. 1 ст. 35 Кодекса об образовании).

В конкретном учреждении образования вопросы посещения законными представителями несовершеннолетних обучающихся учреждения образования регулируются уставом учреждения, а также правилами внутреннего распорядка. Поэтому, исходя из конкретных обстоятельств, вопрос посещения законными представителями учреждения образования учебных занятий решается по согласованию с руководителем учреждения образования и педагогами.


Можно ли оставить ученика на второй год в одном и том же классе, если его родители считают, что материал учебной программы не был их ребенком достаточно усвоен?


Нельзя.

В соответствии c п. 31 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38) на повторный год обучения по заявлению их законных представителей и решению педагогического совета учреждения образования могут быть оставлены учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней по болезни или в связи с переездом на новое место жительства. Иных причин для оставления учащегося на повторный год обучения законодательством не предусмотрено.


Какой порядок предупреждения учителя об изменении ему педагогической нагрузки?


Зависит от моментов, перечисленных ниже.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. № 25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 25)) установлено, что руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме (см.: ч. 3 подп. 1.2 п. 1 постановления № 25).

Кроме того, Соглашением между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2016–2019 годы установлено, что предварительное распределение объема педагогической нагрузки на предстоящий учебный год осуществляется и доводится до сведения работников до начала трудовых отпусков в летний период.

Нагрузка менее чем на ставку устанавливается с письменного согласия работника, кроме случаев, когда работник по трудовому договору (контракту) принят на условиях неполного рабочего времени.

При уменьшении объема педагогической нагрузки изменяется размер оплаты труда учителя, что в соответствии со ст. 32 ТК рассматривается как изменение существенных условий труда. В силу чего наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц (согласно ст. 32 ТК) или не позднее чем за семь календарных дней (на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).


Должен ли учитель начальных классов ежедневно отмечать в классном журнале безопасности состояние кабинета и при отсутствии замечаний делать соответствующую запись?


В должностных обязанностях педагогических работников должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся при организации образовательного процесса.

Обязанности педагогических работников определены ст. 53 Кодекса об образовании. Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.

В соответствии с квалификационной характеристикой должности «учитель», содержащейся в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании»*, учитель ведет установленную плановую и учетно-отчетную документацию.

* Утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Выпуск 28).

В письме Министерства образования Республики Беларусь от 21 октября 2014 г. № 05–21/212 «О документообороте в учреждениях общего среднего образования» установлен перечень документов, обязательных для ведения учителем, классным руководителем и иными категориями педагогических работников.

Так, при ведении документации учреждению образования рекомендовано руководствоваться перечнем документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленным в приложении к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 52 (далее — перечень документов).

Указанный перечень документов является типовым, на основании него составляется номенклатура дел конкретного учреждения образования.

Таким образом, перечень документов, образующихся в деятельности педагогических работников, определяется руководителем учреждения общего среднего образования.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. Учащиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса (См.: подп. 1.7 п. 1 ст. 31 Кодекса об образовании).

В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 23 апреля 2014 г. № 05–17/720 «Об обеспечении безопасности образовательного процесса» в должностных обязанностях руководителей, заместителей руководителей и иных педагогических работников учреждений общего среднего образования в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся при организации образовательного процесса.


Можно ли ведение факультатива «Час здоровья и спорта» учителем начальных классов передать учителю физкультуры, если в приложении к диплому учителя начальных классов записано, что он прошел курс лекций с зачетом по методике преподавания физкультуры?


Можно.

В ст. 51 и 53 Кодекса об образовании определено, что основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, учредительными документами, локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

В соответствии с постановлением № 25 под педагогической нагрузкой при исчислении ставки педагогическим работникам понимается объем педагогической деятельности в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, включая дополнительный контроль учебной деятельности учащихся и организационно-воспитательную работу, выполняемые учителями и преподавателями в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 п. 1 Комплекса мер по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва (утвержден Министром спорта и туризма Республики Беларусь от 30 сентября 2015 г.) необходимо обеспечить проведение уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на I ступени общего среднего образования учителями физической культуры (имеющими соответствующее образование по направлениям специальностей физической культуры и спорта).

В то же время в соответствии со ст. 20 Кодекса об образовании учреждения образования самостоятельны в деятельности по подбору и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством.

Таким образом, вопрос проведения занятий «Час здоровья и спорта» находится в компетенции нанимателя.


Ребенок в детском саду посещал платный кружок французского языка, а в школе попал в группу английского языка, хотя в этой же школе изучают и французский. Кто определяет ребенку иностранный язык для изучения?


Руководство учреждения общего среднего образования.

В соответствии с п. 4 ст. 90 Кодекса об образовании обязательный для изучения иностранный язык определяет учредитель учреждения образования с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования.

Если в учреждении общего среднего образования обеспечивается изучение двух и более иностранных языков, распределение учащихся по группам и классам в зависимости от конкретного иностранного языка осуществляет руководство учреждения общего среднего образования.


При обращении в одну из школ областного центра с вопросом перевода в нее ученика из сельской школы получили отказ по причине отсутствия у ребенка медицинской индивидуальной карты. Такой карты в сельской школе никто не заводил. Можно ли отказать в переводе по этому основанию?


Отказ неправомерен.

В соответствии с п. 1 ст. 159 Кодекса об образовании прием лица в учреждение образования для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья (форма 1 здр/у‑10), оформленной в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения формы 1 здр/у‑10 «Медицинская справка о состоянии здоровья», формы 1 мед/у‑10 «Выписка из медицинских документов» (утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июля 2010 г. № 92 с последующими изменениями и дополнениями). От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем. Иных документов при приеме в учреждение общего среднего образования законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления учащихся, получающих общее среднее образование (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 55 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция о переводе), перевод в другое учреждение образования, перевод для получения образования на ІІІ ступени общего среднего образования в другой форме получения образования, а также восстановление для получения общего среднего образования в учреждении образования осуществляется при наличии свободного места в соответствующем классе и возможности успешного продолжения обучения.

На основании п. 4 Инструкции о переводе при рассмотрении документов о переводе или восстановлении учащегося руководитель учреждения образования, в которое учащийся изъявил желание перевестись или в котором хочет восстановиться, определяет необходимость проведения с ним собеседования в случае неуспеваемости по отдельным учебным предметам, а также расхождений в учебных планах, учебных программах.

Таким образом, руководитель учреждения образования обязан рассмотреть заявление о приеме в учреждение в соответствии с установленной процедурой приема.


Имеет ли право директор снимать или уменьшать размер ставки «Руководитель физического воспитания» и на каком основании, если в учреждении образования предусмотрена одна штатная единица этой должности?


Имеет в случае введения взамен иных должностей.

В соответствии с подп. 2.5 п. 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования»* руководители учреждений образования имеют право вносить изменения в структуру, наименование должностей служащих (профессий рабочих) учреждений образования в пределах штатной численности, рассчитанной в соответствии с типовыми штатами и нормативами численности, если иное не установлено законодательством.

Таким образом, на основании приказа руководителя штатная численность отдельных должностей учреждения общего среднего образования может быть уменьшена (исключена) в случае введения взамен иных должностей.

* Утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июля 2010 г. № 92 с последующими изменениями и дополнениями.

1776 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок