Три способа повышения качества образовательного процесса
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Три способа повышения качества образовательного процесса

Статья поможет повысить качество образовательного процесса за счет визуализации образовательного пространства и новых форм гражданско-патриотического воспитания. Материал содержит формы документов по организации работы школьного музея.

Казак Елена

директор ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка», квалификационная категория «учитель-методист»

644 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Почему это важно

2024 год объявлен Годом качества. К этому понятию в Беларуси особое отношение, причем на государственном уровне.

«Насколько вы погружены в замысел года, который, по сути, должен стать началом нового этапа развития Беларуси. Есть цель — превзойти себя, притом во всех сферах жизни». Президент Александр Лукашенко (БЕЛТА)

Глава государства поставил конкретные задачи: качество во всем и от каждого. Год качества для учителей — это в первую очередь качество в системе образования.

Как повысить качество образовательного процесса

Визуализация образовательного пространства школы

В учебе и стены помогают. Как стены школьного здания могут повлиять на успеваемость? В наше время всем приходится сталкиваться с таким огромным потоком информации, что мало кому удается переработать его и запомнить. С этим и связан один из наиболее важных вызовов современного образования — влияние информационного стресса на здоровье наших детей. Выходом из этой ситуации станет развитие памяти.

Эйдетика — это система методов, которые позволяют быстро и эффективно развить память. 

Суть методики состоит в запоминании информации путем построения различных цепочек-­ассоциаций (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных). Причем главную роль при запоминании играет ассоциативное и образное мышление.

Некоторые из эйдетических приемов удачно были использованы в ходе реализации проекта по визуализации образовательного пространства в нашем учреждении для учащихся І ступени общего среднего образования:

  • в одном из лестничных пролетов прием «Графические ассоциации» помогает в изучении слов белорусского языка;
  • в рекреации первого этажа с помощью приема «Смысловые ассоциации» можно познакомиться с происхождением и лексическим значением общеизвестных слов («благодарю», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «здравствуйте» и т. д.), что помогает запомнить особенности их орфографии;
  • учащиеся запоминают некоторые орфографические правила и эффективно используют их на учебных занятиях и в жизни благодаря приему «Занимательные рифмы», который представлен в образовательном пространстве учреждения. Этот же прием помогает запомнить, как правильно ставить в словах ударение.

Образовательное пространство мы организуем не только в рекреации, но и в учебных кабинетах.

Деятельность музейной педагогики

«Мы реализуем такой подход, чтобы в каждой школе был музей. Более того, полагаем, что это должны быть не просто музейные комнаты либо экспозиции. Это фактически концепция школы-­музея, чтобы учащиеся знали историю своей страны, своей малой родины и страницы нашей истории, в том числе трагические, такие как Великая Отечественная вой­на. Хочу отметить, что в этом учебном году в каждой школе нашей страны появится музей либо музейная экспозиция».
Министр образования Андрей Иванец («Беларусь сегодня»)

У нас в школе три музея: «История. События. Люди», «Назад в СССР», «Будзем беларусамі».

Особого внимания заслуживает экспозиция «Геноцид. Боль без срока давности», которая находится в холле третьего этажа. Каждый ребенок должен понимать, что история Великой Победы — это и его история, история его семьи, его родного края. Музейная экспозиция содержит следующие музейные предметы: макет Новогрудского гетто, карту Республики Беларусь, репродукции картин Михаила Савицкого «Узник 32815», «Побег». Макет Новогрудского гетто передан в дар учащимся семьей бывшего узника Джека Кагана. Настоящий макет являлся музейным предметом Лондонского имперского военного музея. На карте Республики Беларусь отмечены наиболее крупные концентрационные лагеря и гетто, где планомерно уничтожались жители нашей страны.

В экспозиции содержатся QR-коды, которые позволяют получить простой и быстрый доступ к онлайн-­информации о фактах геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной вой­ны (Тростенец, Красный Берег, Озаричи, Ола, Дальва, Хатынь, Шталаг‑352, Шталаг‑354 и др.).

Онлайн-­ресурс для патриотического воспитания

С целью воспитания любви к Родине, чувства патриотизма, гражданственности, приобщения к исторической памяти, формирования основ национального самосознания методическим формированием классных руководителей было решено разработать онлайн-­ресурс «Быть патриотом — быть гражданином».

Онлайн-­ресурс состоит из четырех разделов:

  • «Быть достойными Великой Победы» — интерактивные задания по следующим темам: «События огненных лет», «Победа в лицах», «Стихи и песни о вой­не», «Салют Победы»;
  • «Беларусь прославляем, Беларусью гордимся» — тесты о государственной символике, городах Беларуси, культурных традициях и достижениях белорусского народа, промышленных предприятиях страны, Гродно и Гродненской области, олимпийских достижениях белорусских спортсменов, достижениях белорусской науки;
  • «Воспитать защитника» — задания по истории кадетского движения в Беларуси (в школе на постоянной основе действуют кадетские классы), просмотр и обсуждение фильмов «Не игра» и «Нирвана. Выстрел в сердце», тестовые задания о пионерах и комсомольцах — героях;
  • «Всему начало здесь, в краю моем родном» — задания (онлайн-­тесты, кроссворды, игра «Кто хочет стать миллионером?») по истории родного города, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, знаменитым людям Новогрудчины.

Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
акт приема-выдачи музейного экспоната;
план недели музеев;
материал для интерактивной карты музея;
перспективный план развития музея;
план работы в музее на учебный год;
учетная карточка музея.

644 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 149
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок