«Смотреть — и видеть, слушать — и слышать, понимать, принимать, помогать!»: интервью с директором ГУО «Гимназия № 24 г. Минска» Татьяной Викторовной ЛУКША
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Смотреть — и видеть, слушать — и слышать, понимать, принимать, помогать!»: интервью с директором ГУО «Гимназия № 24 г. Минска» Татьяной Викторовной ЛУКША

Героиня первого весеннего номера журнала очаровывает с первого взгляда — мудрые глаза, искренняя улыбка, доброжелательность и внутренний стержень. Давайте знакомиться!

2184 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В 1993 г. окончила Минский государственный педагогический институт им. А. М. Горького по специальности «Педагогика и методика начального обучения и музыка».Профессиональную деятельность начала учителем начальных классов в средней школе № 39 Московского района г. Минска.
В 1997 г. перешла в среднюю школу № 104 Центрального района г. Минска, сначала на должность учителя начальных классов, а с 2001 г. — заместителя директора по учебной работе.
В 2003 г. назначена директором средней школы № 37 с общеэстетическим уклоном г. Минска.
В 2006 г. — директором УО «Минская государственная лингвистическая гимназия-­колледж № 24 г. Минска» (с 2011 г. — гимназия № 24 г. Минска).
Председатель Совета директоров учреждений общего среднего образования г. Минска.
Награждена медалью «За трудовые заслуги» (2017), нагрудным знаком «Отличник образования Содружества Независимых Государств» (2018).
Удостоена грамот Федерации профсоюзов Беларуси, Министерства образования Респуб­лики Беларусь, Минского городского исполнительного комитета, Минского городского Совета депутатов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета и др.
Была избрана делегатом Республиканского педагогического совета с участием главы государства (2017), принимала участие в V съезде учителей и работников образования государств — участников Содружества Независимых Государств в Бишкеке (2018).
Избиралась заместителем председателя Минского городского Совета депутатов XXV созыва (2007), с 2009 г. является членом Президиума Минского городского комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки.
Лауреат городского этапа XI республиканского конкурса «Женщина года — 2018» в номинации «Лидерство и успешное руководство».
Обладатель гранта и двух премий Минского городского исполнительного комитета за разработку инновационных образовательных проектов и материалов из опыта работы.

Редакция: Татьяна Викторовна, как вы пришли работать в систему образования? Когда возглавили учреждение образования? Сложно ли было принять такое решение?

Татьяна Викторовна: Рассказывать о себе всегда непросто. Очень не хочется, чтобы это выглядело как самовосхваление, а с другой стороны, понимаешь, что всегда есть люди, для которых ты являешься примером, которые хотят быть похожими на тебя. Это я говорю из собственного опыта. У меня были прекрасные учителя, которых я помню, которым я благодарна за уроки жизни, у которых я училась, старалась быть похожей на этих педагогов от Бога и просто замечательных людей.

Стать педагогом, как бы пафосно это ни звучало, это моя мечта детства. Интерес к профессии учителя у меня появился еще с первого класса, и с тех пор ни о какой другой профессии я даже не думала. Десять лет учебы в столичной школе № 102 с музыкальным уклоном (теперь это гимназия № 17 г. Минска) помогли мне сделать правильный выбор. Думаю, именно тогда определилась моя судьба — и личная, и профессиональная, и в этом была несомненная заслуга моих учителей. Затем я окончила педагогический институт и сразу же стала работать учителем начальных классов в средней школе № 39, а потом — средней школе № 104 г. Минска.

И сегодня, оглядываясь назад, я об этом не жалею. Наоборот, горжусь, что я учитель. И твердо могу сказать, что лучше профессии на земле нет. Представьте себе, когда в первый класс приходит ребенок, он только переступил порог школы, еще ничего не умеет, а учитель с первой секунды обучает его, вкладывает душу и сердце, и вот через 11 лет этот ребенок уже выпускник. Образованный, воспитанный, гордость школы и нашей страны. И ты понимаешь, что в нем есть частичка твоего труда, твоих переживаний и волнений. Это все надо прожить, чтобы понять, чтобы иметь право гордиться плодами своего труда.

Я не директор вертикального взлета, в педагогической профессии прошла все ступеньки: учитель начальных классов, педагог-­организатор, руководитель методического объединения, начальник школьного оздоровительного лагеря, председатель профсоюзного комитета, заместитель директора по учебной работе I ступени, заместитель директора по учебной работе старших классов. Это помогло мне изучить особенности деятельности учреждения образования, управления им, приобрести большой профессиональный опыт. В итоге меня включили в резерв руководящих кадров и предложили возглавить столичную школу № 37, а через несколько лет — гимназию № 24. Не скажу, что было легко. Но если ты желаешь чего-то достичь, не жди легкого пути.

Большую поддержку в моем решении стать руководителем оказала моя семья.

И вот уже около 20 лет я работаю директором, руководителем, наставником, который обучает других и непрерывно учится сам. Это время творческого поиска, приобретения нового опыта, становления системы работы. Моя педагогическая практика достаточно богата, и, думаю, я вправе говорить, что как педагог я вполне состоялась. Так что система образования для меня не просто работа — это моя жизнь.


Ред.: Расскажите о вашем учреждении образования, его уникальности, новациях, проектах.

Т. В.: Могу с гордостью сказать, что на образовательной карте столичного региона и нашей республики гимназия № 24 является одним из ведущих учреждений общего среднего образования, имеющим славную историю, имя и признание, уверенно решающим задачи повышения качества образования.

Сегодня гимназия № 24 г. Минска — это современное образовательное учреждение, которое пользуется высоким авторитетом среди учащихся, родительской и педагогической общественности, сочетает традиции и новые подходы в сфере образовательной политики, обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся по всем учебным предметам.

Среди наших учащихся — победители республиканских и международных олимпиад и конкурсов, 53 лауреата специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, 8 лауреатов премии Минского городского исполнительного комитета.

По итогам прошедшего учебного года:

  • 12 выпускников получили аттестаты об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью;
  • 15 учащихся получили свидетельства об общем базовом образовании с отличием;
  • 5 учащихся стали победителями заключительного этапа республиканской олимпиады.

Ежегодно 100 % выпускников гимназии поступают в учреждения высшего образования.

В копилке достижений нашей команды — многочисленные дипломы республиканских и городских конкурсов: «Компьютер. Образование. Интернет», «Лучший олимпийский уголок столицы», «Здоровый образ жизни», «Формула сада», «Лучший стенд первичной профсоюзной организации» и др.

75 % педагогических работников гимназии — наиболее квалифицированные специалисты, имеющие высшую и первую категории. 3 учителя имеют квалификационную категорию «Учитель-­методист». 5 учителей являются авторами и соавторами национальных учебных пособий по математике, немецкому, английскому языкам, допризывной подготовке. 12 педагогов выступают как рецензенты учебников, учебных пособий по русскому языку и литературе, искусству, математике, истории, иностранным языкам

Педагогический коллектив гимназии вовлечен в инновационную деятельность. Педагоги принимали участие в реализации международного межведомственного проекта «Развитие сети школ здоровья в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА)», который направлен на обмен положительным опытом, знаниями и навыками в вопросах сохранения здоровья детей в процессе обучения.

В гимназии успешно реализован инновационный проект «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-­коммуникационной среды учреждения образования».


ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Слоган (девиз) гимназии: «Смотреть — и видеть, слушать — и слышать, понимать, принимать, помогать!»
Государственное учреждение образования «Гимназия № 24 г. Минска» получило свой статус в 2011 г.
Ранее именовалось средней школой (1953), учебным лингвистическим комплексом гимназия-­колледж (1994), государственным учебным комплексом гимназия-­колледж (2004), государственной лингвистической гимназией-­колледжем (2004).
На базе гимназии функционируют ресурсные центры гуманитарной и обществоведческой направленности.
По итогам деятельности за 2018/2019 и 2020/2021 учебные годы гимназия заняла I место среди ресурсных центров предметной направленности г. Минска. В 2021/2022 учебном году центрам была дана максимальная оценка эффективности деятельности — 10 баллов.
Ежегодно учителя гимназии становятся призерами городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» в номинациях «Мы — молодые!», «Учитель», «Классный руководитель». 13 педагогов удостоены премий, 28 — грантов Минского городского исполнительного комитета.
Педагоги гимназии Т. М. Антонова, И. Г. Дроговоз, Т. В. Лукша, О. В. Петрушеня и О. Е. Ходжаева возглавляют 5 районных учебно-­методических объединений, О. М. Береснева и И. Г. Дроговоз являются руководителями городских творческих мастерских, а О. В. Негурэ осуществляет тьюторское сопровождение начинающих учителей г. Минска.
На протяжении 13 лет гимназия занимала I место по базовым показателям среди учреждений общего среднего образования Центрального района г. Минска.
Учреждение образования имеет многолетние прочные контакты с Представительством Рос­сотрудничества в Республике Беларусь — Российским центром науки и культуры в Минске.


Ред.: Татьяна Викторовна, вы являетесь председателем Совета директоров учреждений общего среднего образования г. Минска. Кто еще входит в состав Совета и каковы его основные направления деятельности?

Т. В.: В его состав входят 25 руководителей учреждений общего среднего образования всех девяти районов столицы. Координацию деятельности Совета директоров осуществляет руководство комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, которому мы благодарны за поддержку наших инициатив, внимательное, чуткое отношение к работе Совета, помощь и сотрудничество.

Важное место среди функций Совета занимают подготовка предложений по совершенствованию системы образования города, участие в выработке решений органов местного самоуправления по проблемам образования. Члены Совета активно участвуют в обсуждении вопросов состояния и итогов управленческой, образовательной, финансово-­хозяйственной деятельности учреждений образования, подготовке предложений по развитию и улучшению материально-­технической базы учреждений образования города.

Должное внимание мы уделяем разработке и внесению предложений по улучшению социального положения учителей и других педагогических работников, содействию повышению престижа педагогов, руководителей учреждений образования.

Являясь наиболее опытными, квалифицированными кадрами, члены Совета принимают участие в проведении профессиональных педагогических конкурсов и проектов, среди которых — ежегодный конкурс «Столичный учитель — столичному образованию». Мы с коллегами участвуем в проведении экспертизы в области образования, в т. ч. материалов конкурса на присуждение премий и грантов Минского городского исполнительного комитета «Опыт и инициатива педагогов — ресурс образования столицы», конкурса «Академия урока».

В текущем учебном году мы обсуждали вопросы внедрения новой редакции Кодекса об образовании и разработанных в соответствии с ней нормативных правовых актов, пилотного проекта по питанию; проведения централизованных экзаменов и вступительных испытаний в учреждениях высшего образования; внедрения билета учащегося с платежным инструментом «Ученический билет» в практику работы учреждений общего среднего образования и др.

Члены Совета оказывают действенную консультационную, организационно-­методическую помощь вновь назначенным директорам учреждений образования города, с целью содействия развитию творческого потенциала управленческих кадров организуют конференции, семинары, вебинары и другие мероприятия.

Значимой функцией нашего Совета является организация взаимодействия со СМИ. Надеюсь, что это общение поможет трансляции наших предложений, позволит презентовать достижения в управленческой работе.


Ред.: Работа руководителя — это 24/7? Остается ли время на родных и близких, увлечения? Как вы справляетесь? Что помогает сбалансировать личное и рабочее?

Т. В.: Конечно, управленческая деятельность требует максимальной вовлеченности в образовательный процесс и ежедневного погружения в школьную жизнь, способности оперативно анализировать ситуацию и быстро принимать решения. Что бы ты ни делал, твои мысли всегда в гимназии. Но если ты пришел в профессию по призванию, нашел себя в этой сфере, то тебе все под силу. Сама работа вдохновляет.

Среди умений, которыми должен обладать руководитель, можно отметить умение рационально распределять свое рабочее время, планировать работу на день, неделю, месяц и при этом сочетать свою деятельность с каждодневной работой в семье, дома. Ведь когда дом для тебя — надежный тыл и поддержка, то и на работе все получается отлично. И наоборот. Поэтому необходимо соблюдать разумный баланс между работой и домом, отдыхом, общением с близкими людьми.

Для себя я определила несколько способов релаксации. Я очень люблю бывать на даче, где собирается вместе вся моя семья, родные, близкие и друзья. Замечательная белорусская природа, работа на земле, летние заготовки, вечернее чаепитие с родными людьми — все это поднимает настроение, дарит заряд бодрости на неделю. С удовольствием хожу в театр, на выставки, спортивные мероприятия, путешествую по нашей стране. Моя семья помогает мне и поддерживает меня.


Ред.: Современный руководитель гимназии (школы) — кто он? Какими навыками должен обладать?

Т. В.: Безусловно, директор — это очень ответственная и многогранная должность. Она требует от человека сочетания навыков, присущих различным профессиям, специальностям и должностям. Руководитель должен быть хорошим психологом, активным организатором, грамотным управленцем, талантливым дизайнером, крепким хозяйственником, уважаемым и высокопрофессиональным наставником для своих учителей.

Требования времени и системы образования таковы, что справиться с директорской работой может только высококомпетентный, грамотный специалист, мобильный, уверенный пользователь информационных технологий.

Основу деятельности директора составляют уважение к людям — учащимся и педагогам, фокусирование внимания на развитии личности, создание ситуации успеха для участников образовательного процесса. Для руководителя учреждения образования важно объединить работников общей целью и задачами, создать благоприятный психологический климат, комфортные условия для профессиональной деятельности педагогов. Ведь искусство управления заключается в умении достичь максимальных показателей при рациональном использовании всех имеющихся ресурсов.

Каждый директор хочет видеть рядом с собой команду единомышленников. Один в поле не воин. И самое главное — собрать такой коллектив и повести его за собой. Создать атмосферу доверия, взаимопонимания, взаимоподдержки. И в нашей гимназии такая команда сложилась. Могу твердо сказать, что я горжусь коллективом, который возглавляю!


Ред.: Опираясь на ваш опыт, какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений образования?

Т. В.: Трудно дать универсальное напутствие для всех коллег. Потому что работа с людьми, с детьми — это самая сложная работа. Но там, где в работу вкладываешь душу, результат обязательно будет.

Задача директора — сохранять все хорошее и приумножать. Двигаться и развиваться дальше. Быть впереди, быть лучше. Это и о себе, и об учреждении образования, которым руководишь, ведь одно неотделимо от другого.

Современный руководитель — это человек, который постоянно работает над собой, своими профессиональными и личностными качествами, учится сам и развивает мотивацию педагогов. Чтобы быть успешным руководителем, необходимо смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой.

И, повторюсь, самое главное — это создание профессиональной педагогической команды учителей-единомышленников. Потому что только с опытом появляется понимание, что никакой, даже самый профессиональный директор школы, ничего не может создать без учителя!

Учитель должен быть и предметником, и психологом, и воспитателем. От того, что мы вкладываем в воспитательный процесс, зависит то, кем станут наши дети. А они должны сформироваться не только в профессионалов своего дела, но и, что гораздо важнее, стать полноценными, всесторонне развитыми личностями, патриотами своей страны.

Наша профессия не терпит фальши, лжи, необдуманности. Вот уж действительно, что посеешь, то и пожнешь. Личность учителя — главная и неменяющаяся ценность в прошлом, настоящем и будущем.

И очень важно умело сочетать традиции учреждения образования с инновациями и современными технологиями.

Но раз уж выбор сделан — вперед!


БЛИЦ-ОПРОС

2184 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 199
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок