Возраст: 42 года.
Образование: высшее:
• Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (преподаватель белорусского языка и литературы, мировой и отечественной художественной культуры);
• Минский институт управления (правоведение);
• переподготовка в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка:
– менеджер в сфере общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи;
– психология управления;
– олигофренопедагогика (на данный момент обучение продолжается).
Стаж работы: 11 лет в должности директора (общий стаж — 18 лет).
Семейное положение: замужем.
Редакция: Перечислите пять самых интересных фактов из вашей жизни.
Татьяна Михайловна: Считаю себя успешным и позитивным человеком.
Меня всегда поддерживают моя семья и мои друзья.
Постоянно учусь. В мае прошла стажировку и аттестацию по теме «Мотивация достижения успеха в профессиональной деятельности педагога» в ГУО «Минский городской институт развития образования».
Сама работаю с сайтом учреждения образования.
Очень рано встаю (я жаворонок), поэтому успеваю многое сделать в течение дня.
Ред.: Как вы стали директором в таком молодом возрасте?
Т. М.: Считаю, что для карьерного роста каждому человеку нужно много и качественно работать — чтобы тебя заметили, оценили твои достижения и поверили, что ты сможешь повести за собой коллектив, отвечая за каждого. Это и был мой путь к должности руководителя: меня заметили.
Ред.: По статистике, средний возраст тех, кто ищет работу руководителя, 37–38 лет. А как считаете вы, в каком возрасте можно мечтать о должности директора? И в каком — реально справиться с этой должностью?
Т. М.: Мечтать о должности директора можно в любом возрасте. Для управления нужен опыт работы, необходимо пройти путь от учителя либо специалиста, заместителя директора, получить первую либо высшую категорию и потом вступать в должность руководителя. Немаловажную роль играет и такой фактор, как получение соответствующего образования. В моем случае это были специальности «Менеджер в сфере образования» и «Психология управления».
Ред.: Как вы думаете, какие страхи и комплексы могут преследовать начинающего директора?
Т. М.: Страхи и комплексы необходимо оставить еще на ступени заместителя. Неуверенность, боязнь, слабое знание нормативной и правовой базы сразу будут видны сотрудникам. Руководитель ведет за собой, подает пример всем участникам образовательного процесса. Единственный допустимый страх, как мне кажется, — это страх упустить важное, главное.
Ред.: Какие плюсы и минусы работы директора школы вы можете выделить?
Т. М.: Думаю, что больше плюсов: общение с большим количеством людей, изучение нормативных и правовых документов, желание продвигать коллектив вперед, всегда держать руку на пульсе, чтобы следовать новым тенденциям и направлениям, постоянное обучение, удовлетворение от результатов работы и многое другое. Из минусов, наверное, можно назвать только то, что не всегда можешь быть рядом с близкими.
Ред.: Как бы вы описали себя как директора пятью прилагательными?
Т. М.: Ответственная, целеустремленная, строгая, образованная, справедливая.
Ред.: Сколько у вас человек в подчинении? Сложно ли ими управлять?
Т. М.: Как говорит героиня моего любимого фильма, трудно с тремя, а как трех научишься организовывать, потом уже число не имеет значения. В подчинении у меня в среднем от 70 до 80 человек. На протяжении 11 лет руководства всегда придерживаюсь правила не допускать между работниками конфликтов, сплетен. Для этого всегда стараюсь в течение дня увидеть каждого работника, оценить его эмоциональное состояние. Изучение и наблюдение за сотрудниками — немаловажная часть работы для руководства школы. В коллективе каждый индивидуален, поэтому с каждым по-разному строятся трудовые отношения. Хорошая традиция для сплочения в нашей школе — это совместные мероприятия: мы вместе путешествуем, ходим в кино, театры, участвуем в спортивных праздниках, концертах, организовываем велопробеги и другие мероприятия.
Ред.: Случалось ли вам мирить поссорившихся сотрудников?
Т. М.: Не скажу, что мирила сотрудников буквально. Если возникают ситуации недопонимания или недовольства, то я разговариваю с каждым отдельно, выслушивая, разбирая детально вопрос, и после этого каждый понимает, в чем была ошибка. А вообще я и мои заместители стараемся работать на опережение, чтобы ссор в коллективе не было. Спустя некоторое время ситуация может быть озвучена на совещании без конкретных фамилий, но с просьбой и напоминанием, что спорные вопросы нужно решать с великодушием и приветливостью.
Ред.: Есть ли что-то необычное и специфическое, чем вам пришлось заниматься в должности директора?
Т. М.: Посадка леса. В 2023 г. мы решили в ней поучаствовать. Отнеслись к этому, на мой взгляд, легкомысленно. Что там, откопать ямку, положить елочку-сосенку и присыпать землей. Но уже через минут 15 я поняла, как ошибочно было наше мнение. Это очень тяжелый и энергозатратный процесс. Устали и взрослые, и дети. Но приобрели хороший опыт.
Ред.: Как вы считаете, размер вашей зарплаты соответствует объему работы, который приходится выполнять?
Т. М.: Да. Я всегда оцениваю свою работу и работу коллектива. Не секрет, что зарплата руководителя — это результат работы всего школьного коллектива. Мы работаем на результат. Нельзя сидеть просто так, вариться в собственном соку и ждать оценки работы учреждения. Сейчас работу легко продемонстрировать через социальные сети и сайт, через победы в конкурсах и участие в конференциях.
Ред.: Как вы готовитесь сами и готовите свой коллектив к многочисленным проверкам?
Т. М.: Подготовка к мониторингам и проверкам — это процесс приведения в порядок рабочих документов. В начале учебного года необходимо изучить нормативную и правовую базу, методические рекомендации, сложить в архив документы, которые уже не востребованы. Каждый заместитель директора знает, какое направление в работе он курирует согласно должностным и функциональным обязанностям, и раскладывает документы по своему направлению в папки и электронные базы. На протяжении учебного года документация своевременно пополняется и обновляется. Когда приходит время проверок и мониторингов, всегда готовимся так, как будто нас тоже проверят, даже если и не входим в перечень проверяемых учреждений.
Совет, который могу дать начинающим руководителям: сотрудничайте с управлением координации образовательного и управленческого консалтинга Минского городского института развития образования, который осуществляет управленческий консалтинг и образовательный аудит (внутренний и внешний) управлений и учреждений образования в части обеспечения качества образования. Управление работает по предварительным заявкам на будущий учебный год. Ежегодно ставим на контроль вопросы (работа специалистов, преподавание отдельных учебных предметов, мониторинг направлений деятельности и т. п.), далее делаем заявку, проходим аудит и работаем над исправлением ошибок.
Ред.: Какое завершение учебного года вы считаете идеальным?
Т. М.: Когда в копилке достижений много личных побед педагогов, учащихся и в целом дана высокая оценка работе учреждения. И, несомненно, всегда радуешься, когда учащиеся XI класса сдают ЦТ на высокий балл, что позволяет им поступить в высшие учебные заведения, ведь именно для этого они и продолжали обучение на III ступени общего среднего образования.
Ред.: Какое ежегодное школьное мероприятие у вас самое любимое?
Т. М.: В нашем учреждении проходит много традиционных мероприятий. Однако самыми интересными являются творческие благотворительные ярмарки. Они не только помогают собирать средства на благотворительные цели, но и создают атмосферу солидарности, социальной ответственности и взаимопомощи среди всех участников образовательного процесса, раскрывают творческий потенциал каждой семьи.
Ред.: Может быть, у вас есть интересная история, которая произошла во время вашего директорства?
Т. М.: Не знаю. Наверное, самое интересное, что меня не ассоциируют с директором. Часто слышу, что таких директоров не бывает. Приходится делать суровый вид.
Ред.: Есть ли шефские организации у вашей школы и как они помогают?
Т. М.: Нашим шефом является республиканское унитарное предприятие «Белмедпрепараты». Сотрудничаем с ними в большей степени по хозяйственным вопросам. Руководство предприятия помогает в зимний период с расчисткой снега, в осенний период — с вывозом листвы.
Ред.: Как вы принимаете решение о том, что важнее приобрести в вашу школу? Какие приобретения за этот учебный год сделали?
Т. М.: Решение о приобретениях принимается только после обсуждения с заместителями и работниками учреждения. В первую очередь приобретаем то, что важно для образовательного процесса. Когда эти вопросы закрыты, можно подумать и об эстетическом оформлении.
В этом учебном году у нас появилось дополнительное оборудование для сенсорной комнаты, в столовой — мармит, посудомойка и мясорубка, в кабинете обслуживающего труда — микроволновая печь. Кроме того, приобрели спортинвентарь (лыжи и ботинки), ученическую мебель, ремкомплекты, учительские столы, стулья, компьютерную технику, рабочую спецодежду и обувь.
Ред.: Какие темы, освещаемые нашим журналом, вы считаете наиболее актуальными? О чем хотелось бы еще прочесть?
Т. М.: Для меня наиболее востребованы в журнале разделы «Нормативные документы», «Кадры и делопроизводство». Интересен раздел «Менеджмент». Здесь хотелось бы больше статей по теме управления персоналом, психологии управления.
Ред.: Лучший розыгрыш, который вас ждал на работе?
Т. М.: Еще ни разу меня не разыграли, хоть и обещают «отомстить» за мои шутки и розыгрыши, особенно 1 апреля.
Ред.: Вы любите путешествовать? Какие места в Беларуси произвели на вас наибольшее впечатление?
Т. М.: Без путешествий не проходит ни один месяц в году. Считаю, что объездила нашу страну вдоль и поперек. Последнее яркое впечатление осталось после посещения Августовского канала. Наибольшее, к сожалению, горестное впечатление на меня произвел мемориальный комплекс в Озаричах.
Ред.: Как вы обычно проводите отпуск? Удается ли за это время полностью отключиться от школьных забот?
Т. М.: Во время отпуска я путешествую по Беларуси либо России, провожу время на даче. Я не отключаюсь от работы, всегда на связи, но решаю только важные вопросы, а остальное делегирую заместителям. Главное правило нашего коллектива — руководитель должен знать обо всем, что происходит в учреждении.
Ред.: С помощью чего вы достигаете внутреннего спокойствия? Что помогает вам контролировать эмоции и мысли в течение дня?
Т. М.: В течение дня у каждого руководителя очень быстро меняется картинка: много людей, событий, мероприятий, документооборот. Иногда ситуации приводят к раздражительности, внутреннему беспокойству.
Один из главных вопросов, который человек должен перед собой ставить в разных ситуациях, — для чего?
Этому меня научила мой преподаватель и научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Минского городского института развития образования Милана Федоровна Бакунович. Если я сейчас разозлюсь, то для чего? Какой эффект я хочу получить? Если не получается успокоиться, то начинаю выполнять физическую работу.
Ред.: Вы считаете себя счастливым человеком? Почему?
Т. М.: Да, я счастливый человек. Хотя бы потому, что среди миллиона шансов появления на свет именно я пришла в этот мир. И меня всегда окружают хорошие люди, у которых я учусь жить и работать.
Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ