«Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель»: интервью с директором средней школы № 105 г. Минска
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Закончила Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина, а также Академию управления при Президенте Республики Беларусь.Опыт работы педагогической деятельности — 20 лет, в должности руководителя — два года.
С 2009 г. работала заместителем директора по воспитательной работе, с 2012 г. — заместителем директора по учебной работе.
Имеет множество грамот и благодарностей.

Редакция: Добрый день, Валентина Антоновна. Я окончила 9 классов 105‑й школы в 1999 году. Как вам кажется, что главным образом изменилось в образовании и школьниках за последние 20 лет?

Валентина Антоновна: Вместе с XХI веком общество шагнуло в новую эпоху. Информационно-­коммуникационные технологии стали незаменимой частью обучения и общения. Они активно применяются для обеспечения взаимодействия педагога, учащегося и законного представителя в современных системах открытого образования.

Важнейшим ресурсом современного общества становится информация, а наиболее актуальным навыком — умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач школы является разработка проектов и программ, способствующих формированию современного человека. Педагогический коллектив нашего учреждения работает над созданием условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формированием личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям нынешней жизни.

Информационно-­коммуникационные технологии прочно вошли в образовательную практику школы и их преимущества очевидны. Вместе с тем наиболее ценным, на мой взгляд, является непосредственное «живое» общение, которое располагает к доверию, правдивости, позволяет раскрыть полноту чувств и эмоций.

Ред.: Что сложнее всего дается в работе в условиях COVID‑19?

В.А.: Появление коронавирусной инфекции COVID‑19 внесло свои коррективы в работу учреждений образования. В большей степени это отражается на организации и проведении внеклассной работы.

В нашей школе традиционными становятся мероприятия, направленные на сотрудничество с законными представителями учащихся: родительские собрания, праздничные концерты, совместные спортивные состязания, тематические ярмарки, благотворительные акции.

Это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные их интересы, увлечения, таланты, а учреждению образования — организовать эффективное вза­имодействие школы и семьи.

В условиях пандемии общение с законными представителями в большей степени происходит в формате онлайн. Раз в месяц традиционно проводим «родительскую субботу».

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 105 Г. МИНСКА»

Основано в 1966 г.
В сентябре 1970 г. во дворе учреждения был установлен памятник в честь героини Великой Отечественной вой­ны разведчицы Тамары Галабурда. Весной 1985 г. в честь 40‑летия Победы была заложена березовая Аллея Памяти на территории учреждения образования.
Наряду с патриотическим воспитанием педагогический коллектив большое внимание всегда уделял воспитанию здорового образа жизни учащихся. В 1990‑е годы учреждение образования называлось «Средняя школа № 105 с физкультурно-­оздоровительным направлением». Школьники ежегодно принимали участие и занимали призовые места в районных и городских спартакиадах.
Спорт и здоровье являются неотъемлемой частью воспитания учащихся и сегодня. Доказательством могут стать спортивные достижения учеников — Егор Толкачев, учащийся 10 «А» класса, стал серебряным призером городских соревнований по биатлону «Снежный снайпер».
1 сентября 2021 г. школа отпразднует свой юбилей — 55 лет.

Ред.: Есть ли у школы шефские организации? Как они помогают учреждению?

В.А.: У нашей школы несколько шефских организаций.

В первую очередь, это РУП «Минская печатная фабрика» Гознака, которое ежегодно вносит значительный вклад в развитие и укрепление материально-­технической базы нашей школы и оказывает финансовую помощь. За последние несколько лет благодаря ей мы отремонтировали школьную столовую, в которой теперь по-­современному комфортно и уютно. Также установлены пластиковые окна в учебных кабинетах, дымонепроницаемые двери на этажах. Для коллектива фабрики наши учащиеся готовят творческие выступления. Это самое малое, чем мы можем отблагодарить наших шефов.

Кроме того, УГАИ ГУВД Мингорисполкома принимает участие в разностороннем развитии и воспитании учащихся нашей школы. Обучение безопасному поведению учащихся на дорогах является неотъемлемой частью воспитательной работы в учреждении образования. Все участники образовательного процесса совместно с нашими шефами принимают участие в мероприятиях по безопасности и сохранению жизни и здоровья, которые прививают ответственность и дисциплинируют. В рамках пилотного проекта «Азбука безопасности — QR-кодом!» наши шефы из УГАИ презентовали для учащихся начальных классов интерактивный плакат для изучения дорожных знаков. А в конце учебного года традиционно проводятся специальные комплексные мероприятия «Внимание — дети!».

Еще для учащихся нашей школы прошла совместная акция «Это моя улица — я за безопасность дорожного движения» ОО Белорусского клуба автомототуризма и ОГАИ Московского РУВД г. Минска. Мероприятие помогло приобщить детей к видам транспорта, которые не вредят экологии нашей планеты (велосипед, самокат, моноколесо и др.). Также школьникам напомнили о личной безопасности и правилах езды на велосипеде.

Все участники образовательного процесса школы выражают искреннюю благодарность нашим шефским организациям.

БЛИЦ-ОПРОС

Ред.: Какие платные образовательные услуги наиболее популярны в вашей школе?

В.А.: Платные образовательные услуги — это одно из направлений дополнительного образования в нашем учреждении.

Больше всего востребованы объединение по интересам «Подготовка к ЦТ» и изучение иностранного языка (английского, китайского, французского) для учащихся I–II классов.

Ред.: Когда я начинала учиться в школе, учреждение имело спортивный уклон. В чем сегодня заключается изюминка школы?

В.А.: Для нашей школы приоритетным направлением можно назвать развитие интеллек­туальных способностей учащихся.

Мы сотрудничаем с научно-­технологическим парком Белорусского национального технического университета «Политехника». На базе школы функционирует инженерный инновационный класс, в котором занимаются учащиеся I–III классов. В этом классе изучают робототехнику, программирование, 3D-моделирование, схематехнику, а также интернет вещей «Умный дом». И эти занятия приносят хорошие результаты.

Ученики II класса в январе приняли участие в городском фестивале «Познание и творчество», где представили проект «Безвредная батарейка» в естественно-­математической секции. Цель проекта — создание безвредной батарейки через получение экологического тока из овощей, фруктов, жидкости.

Важным условием успешного воспитания подрастающего поколения является формирование представлений о разнообразии профессий. В связи с этим огромное внимание в учреждении уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся. Педагогический коллектив нашей школы способствует развитию у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях выбора сферы деятельности в соответствии со своими способностями и с учетом требований рынка труда.

Традиционно специалистами социально-­педагогической психологической службы в школе проводится «Неделя профориентации». Учащиеся с увлечением принимают участие в акции «Дерево профессий»: делятся своими планами на будущее, рассуждают о разных профессиях, мечтают и ищут свою формулу успеха.

Ред.: За последние месяцы в некоторых школах страны произошли неприятные ситуации, связанные с организацией питания (массовое отравление детей, запеченный таракан в школьной порции). Много ли сложностей возникает при организации питания в школе? На ваш взгляд, что для учреждения комфортнее — работать с комбинатом школьного питания или самостоятельно набирать персонал и работать с ними напрямую в рамках отношений «наниматель — работник»?

В.А.: Организация горячего питания для учащихся сегодня — общее дело учреждения образования и комбината школьного питания.

В школе мы не только создали красивую столовую, но и постоянно следим за исправностью технологического оборудования, качеством приготовленной пищи. Создан Совет по питанию, работает бракеражная комиссия. Ежедневно я, а также дежурный администратор, медицинский работник и дежурный учитель помогаем в организации питания, проверяем пищеблок согласно разработанному плану, контролируем соблюдение технологических процессов приготовления пищи, полноценность питания и качество поставляемых продуктов.

Накрывают столы учащиеся. В столовой они всегда в форме, а также соблюдают гигиенические требования во время дежурства.

Мне как руководителю комфортно работать с сотрудниками комбината школьного питания — это квалифицированный персонал, который знает все нюансы приготовления пищи, организации работы на пищеблоке, правила составления еженедельного меню для учащихся разных возрастов. Персонал для школьной столовой набирает руководство комбината. При этом директора школ участвуют в вопросе ежемесячного материального стимулирования работников пищеблока — пишут благодарности или замечания.

Такая организация работы дает хорошие результаты: каждый выполняет свою функцию ответственно и с пониманием того, что питание учащихся позволит сохранить самое ценное — их здоровье.

Ред.: Февраль — месяц, в который традиционно проводятся встречи выпускников. В связи с пандемией в вашем учреждении праздничные мероприятия проводиться не будут. Вы можете обратиться ко всем выпускникам, сказав то, что вам бы хотелось, если бы встреча ­всё-таки состоялась. Ведь мы все — выпускники того или иного учреждения общего среднего образования.

В.А.: Встреча с детством, юностью и просто любимой школой — это всегда заряд оптимизма, который наполняет энергией, заставляет стремиться к новым высотам и надолго остается в памяти ярким и приятным впечатлением.

У каждой школы есть достойные выпускники, на которых равняется подрастающее поколение.

Педагоги всегда стараются не только дать знания, но и привить любовь к ним. Но главное, я, надеюсь, учителя научили любить нашу прекрасную страну. Я не сомневаюсь, что вы нашли свое место в обществе, стали успешными и достойными профессионалами и добились определенных высот.

Пусть воспоминания о школе всегда остаются теплыми и позитивными! 

Беседовала Елена Алексане

P.S. В этом году исполняется 20 лет с момента, как я окончила школу. И это интервью — в некотором роде дань моей личной ностальгии о многих-­многих событиях, впечатлениях, ситуациях, которыми запомнились 9 лет обучения в средней школе № 105 г. Минска. Об учителях, некоторых из которых уже нет с нами. О победах и поражениях. О веселье и слезах. О влюбленностях и разочарованиях. О выборе. О взрослении. О том, что, устремляясь вперед, мы иногда оборачиваемся назад, к тому, что с нами ­когда-то происходило. Потому что мы все состоим из маленьких кусочков не только настоящего и будущего, но и прошлого, которое ­когда-то было настоящим.


3697 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 199

Вас снимают: обработка персональных данных при видеонаблюдении

Использование систем видеонаблюдения неразрывно связано с обработкой персональных данных лиц, попадающих в поле зрения объективов видеокамер. Статья поможет: • разрабо...
№ 7 (151) 2024 Городецкая Марина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 879
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок