Отсутствие учителя на совещании как основание для привлечения к ответственности
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Отсутствие учителя на совещании как основание для привлечения к ответственности

Можно ли привлечь учителя к дисциплинарной ответственности за отсутствие на совещании при директоре?
Да, можно.
А если совещание проводится в субботу, когда у учителя нет уроков?
Все равно учителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Самосейко Владимир

Юрист, магистр права

2915 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Почему для педработника важно не иметь дисциплинарного взыскания

1. Гарантия продления контракта

В главе 181 ТК предусмотрены два случая-­гарантии продления срока действия контракта либо заключения нового контракта с работниками:

  • которые не отнесены к категориям, указанным в ст. 2615 ТК, не допускающими нарушений производственно-­технологической, исполнительской и трудовой дисциплины (чч. 3 и 4 ст. 2613 ТК);
  • предпенсионного возраста (работники, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более двух лет), добросовестно работающими и не допускающими нарушений производственно-­технологической, исполнительской и трудовой дисциплины (п. 3 ч. 3 ст. 2615 ТК).

Гарантия, предусмотренная чч. 3 и 4 ст. 2613 ТК, относительно новая, введенная в действие с 28 января 2020 г., и первое время она вызывала много вопросов по применению.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь на своем сайте в материале «Продление (заключение) контрактов с работниками»  следующим образом разъяснило порядок применения гарантий по продлению (заключению нового) контракта.

По официальной позиции критерием отнесения работника к категории работников, не допускающих нарушений производственно-­технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, является отсутствие неснятого (непогашенного) в установленном порядке дисциплинарного взыскания.

Заметим, что отдельные тарифные или местные соглашения предусматривают обязанность нанимателя продлить контракт с работником, не допускающим нарушений производственно-­технологической, исполнительской и трудовой дисциплины. Например, это предусмотрено соглашением между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2019‒2022 годы (зарег. Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 01.04.2019 № 260 (далее — Соглашение)), согласно которому стороны пришли к соглашению:

  • продлевать, заключать контракты с добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины работниками предпенсионного возраста (за 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста) с их согласия до достижения общеустановленного пенсионного возраста и получения ими права на полную пенсию по возрасту (подп. 31.10 п. 31 Соглашения);
  • продлевать, заключать контракты с работниками, добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-­технологической, исполнительской и трудовой дисциплины и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более пяти лет, с их согласия, не менее чем до достижения указанного возраста с обязательным включением в контракты дополнительных мер стимулирования труда в соответствии с абз. 2 и 3 п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК (подп. 31.11 п. 31 Соглашения);
  • продлевать контракты с работниками, добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-­технологической, исполнительской и трудовой дисциплины и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, имеющими высокий профессиональный уровень и квалификацию и (или) продолжительный стаж работы по специальности (в отрасли), продолжительность которого определяется в каждой конкретной организации системы Министерства самостоятельно в коллективном договоре, на срок до истечения максимального срока действия контракта с обязательным включением в контракты дополнительных мер стимулирования труда в соответствии с абз. 2 и 3 п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК (подп. 31.13 п. 31 Соглашения) и др.

2. Влияние на характеристику при трудоустройстве с учетом п. 11 Декрета № 5

Согласно ч. 2 п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5) при приеме на работу в государственные организации, в т. ч. в государственные учреждения образования, последние обязаны запросить характеристику с последнего места работы.

Для целей Декрета № 5 применяется унифицированная форма характеристики (уст. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2021 № 585 «О форме характеристики») как при приеме на работу (п. 11 Декрета № 5), так и при согласовании с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение пяти лет после такого увольнения (п. 9 Декрета № 5).

Форма характеристики

В ней указываются в т. ч. сведения о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения).

Описание трудового спора

Обстоятельства дела

Учитель высшей категории К., работающая в ГУО «С», приказом от 15.12.2021 № 116‑л была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за отсутствие без разрешения руководителя учреждения образования на совещании при директоре в субботу 11 декабря 2021 г. в 11:30, что повлекло, по мнению нанимателя, нарушение п. 41 устава ГУО «С», п. 13 правил внутреннего трудового распорядка ГУО «С». и п. 9 контракта № 19 от 19.04.2019.

Основанием для издания приказа послужили докладная записка заместителя директора по учебной работе Ф. и письменные объяснения К. от 14.12.2021.

Считая наложение дисциплинарного взыс­кания незаконным и необоснованным, учитель К. указала, что 11 декабря 2021 г. уроков у нее согласно расписанию не было, поэтому этот день являлся для нее нерабочим днем. Кроме того, о проведении 11 декабря совещания при директоре ни письменно, ни устно она не была уведомлена, присутствие на совещаниях при директоре в ее трудовые обязанности не входит. Учитель К. просила суд отменить дисциплинарное взыскание в виде объявления замечания, наложенное приказом от 15.12.2021 № 116‑л.

Решение суда

В иске К. к ГУО «С» об отмене дисциплинарного взыскания было отказано.

Суд пришел к выводу о совершении учителем К. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении п. 41 устава ГУО «С», п. 13 правил внутреннего трудового распорядка ГУО «С» и п. 9 контракта № 19 от 19.04.2019, а именно в отсутствии без разрешения руководителя учреждения образования на совещании при директоре 11 декабря 2021 г., в связи с чем К. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания правомерно.

Так, в соответствии с подп. 1.4 п. 1 должностной инструкции учителя в своей деятельности учитель руководствуется в т. ч. уставом, локальными актами школы (в т. ч. правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией, трудовым договором (контрактом)).

Факт отсутствия 11 декабря 2021 г. учитель К. не отрицала в объяснительной записке, а также не оспаривала в суде.

С приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15.12.2021 учитель К. была ознакомлена 17 декабря 2021 г.

Доводы работника и выводы суда

Вывод

Рассмотренное судебное дело в очередной раз показывает неверное представление педагогических работников о своем рабочем времени, которое может повлечь для них негативные последствия: от привлечения к дисциплинарной ответственности до отказа нанимателя в продлении контракта или увольнения, а также в виде отказа в приеме на работу в школу при наличии привлечения к дисциплинарной ответственности по последнему месту работы.


2915 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Электронный сборник готовых решений «Питание»

Питание в учреждении образования всегда находится на особом контроле. Руководителю приходится вникать во множество параметров и технологических процессов, чтобы обеспечив...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 489
6

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 922
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок