Особенности проведения проверок органами прокуратуры
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Особенности проведения проверок органами прокуратуры

Что проверяют представители прокуратуры?
Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА всеми юридическими лицами.
Обязательно ли исполнять письменные требования прокурора?
Да, в 10-дневный срок или срок, установленный прокурором.
А если требование оставить без рассмотрения?
Могут привлечь к административной ответственности по ст. 25.3 КоАП.

Бондаренко Сергей

Соучредитель юридической компании «Центр юридической помощи бизнесу и населению “Артикул”»

2619 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Если организация стала объектом проверки органов прокуратуры, важно знать, какие полномочия имеет проверяющий, на что обратить внимание организации при подготовке к проверке и во время ее проведения.

Правовое регулирование

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон № 220-З) задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и едино­образным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА всеми юридическими лицами, указанными в п. 1 ст. 4 Закона № 220-З.

Деятельность органов прокуратуры и их полномочия в области проведения проверок регламентируются:

Справочно: при проведении проверки сотрудники прокуратуры безусловно соблюдают положения Указа № 510 и имеют полномочия, предоставленные им Законом № 220-З. При этом особенности проведения проверки, вопросы, которые следует отразить в акте прокурорского надзора, более детально расписываются во внутренних приказах.

Полномочия прокурора

Осуществляя надзор, прокурор не может нарушать нормы законодательства и выходить за рамки своих полномочий. Чтобы понять, правомерны ли действия представителей прокуратуры, важно иметь представление об их полномочиях, которые закреплены в ст. 27 Закона № 220-З.

Во время проверки прокурор в пределах своей компетенции, в частности, имеет право:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, организаций;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организации представления документов, информации и материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз;
  • вызывать должностных лиц и граждан, требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности и др.

Документы по результатам проверок

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, в т. ч. вносит представления, предписания и официальные предупреждения, а также возбуждает уголовные дела.

Справочно: прокурор при осуществлении надзорных функций уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях (перечень правонарушений при этом не ограничен).

В документах прокурорского реагирования излагается правовое обоснование, а также негативные последствия нарушений законодательства, причины и условия, которые способствовали этому, ставится вопрос об их устранении, возмещении ущерба и ответственности виновных лиц.

Должностные лица обязаны исполнить письменное требование прокурора в 10‑дневный срок или срок, установленный прокурором. При этом за оставление без рассмотрения представления прокурора предусмотрена административная ответственность по ст. 25.3, а за неповиновение законному требованию — ст. 24.3 КоАП.

Виды проверок и сроки их проведения

В практике органов прокуратуры преобладает проведение проверок в отношении государственных органов и организаций, а проверки организаций частной формы собственности обычно проходят при наличии у прокурора информации о допущенных нарушениях закона.

Справочно: специфика проверки прокурором субъекта хозяйствования частной формы собственности именно в том, что прокурор выезжает или вызывает к себе должностных лиц и иных работников тогда, когда у него уже имеется информация о возможных допущенных работниками юридического лица нарушениях закона, и письменного предписания для этого не требуется.

Органы прокуратуры проводят выборочные проверки организаций, включенных в планы выборочных проверок.

В практике прокурорского надзора имеются плановые, т. е. из года в год повторяющиеся проверки соблюдения законодательства в определенной сфере. Проверки планируются и проводятся конкретной прокуратурой с учетом состояния законности в регионе, отраслях деятельности и конкретных организациях.

Справочно: плановые проверки субъектов хозяйствования, как правило, государственного сектора, проводятся лишь по поручениям Генерального прокурора, его заместителей, а также прокуроров областей и приравненного к ним прокурора г. Минска, о чем доводится до сведения ответственных должностных лиц юридического лица или его структурного подразделения.

Плановые проверки проводятся помощниками прокурора отдела так называемого общего надзора.

Обратите внимание
Зачастую к проведению проверок руководством прокуратуры привлекаются специалисты в определенной сфере, такие как налоговые инспекторы, инспекторы органов Комитета государственного контроля, Департамента государственной инспекции труда и иные. Возможно привлечение одновременно нескольких специалистов определенных отраслей.

В этом и заключается специфика проведения проверок сотрудниками прокуратуры, которые сразу по результатам выявленных нарушений закона могут дать им правовую оценку, в т. ч. и возбудить уголовное дело, которое прокурором направляется для проведения предварительного расследования в соответствующий территориальный отдел Следственного комитета либо, что редко, может быть принято к своему производству.

Кроме того, органы прокуратуры проводят внеплановые проверки, которые организуются при наличии факта (обращения граждан, информация в СМИ, иное) нарушения законодательства в конкретной организации.

В таком случае, как правило, факт совершения противоправного или иного запрещенного законом деяния (задержка выплаты заработной платы, несвоевременный ответ на обращение гражданина, совершение преступления работником юридического лица) уже установлен, и прокурором выявляются условия совершенного правонарушения либо нарушения законодательства.

Что касается сроков проведения проверок, то по плановым проверкам, которые инициируются руководством прокуратуры, сотрудник ограничен сроками служебного задания. По проверкам, которые проводятся по имеющейся информации о нарушении закона, должностные лица прокуратуры сроками не ограничены (кроме случаев, когда сообщение о совершенном преступлении было зарегистрировано в органах прокуратуры официально, тогда действуют сроки, предусмотренные Уголовно-­процессуальным кодексом Республики Беларусь).

Особенности проведения проверок

Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

Одним из ключевых направлений прокурорского надзора является надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. В ходе проверок анализируется выполнение организациями обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, приему на работу и отчислению обязательных платежей с выплат работникам.


ПРИМЕР
Наиболее частые нарушения, выявляемые сотрудниками прокуратуры в данной сфере, — это нарушение сроков выплаты заработной платы, а также нарушение правил охра­ны труда, которое повлекло наступление несчастного случая на производстве. В этом случае дается принципиальная оценка допущенным нарушениям должностных лиц с точки зрения наличия в этих действиях (бездействии) состава преступления.
Среди выявляемых нарушений можно выделить также нарушение правил прохождения медицинского осмотра, проведения инструктажей, несоблюдение правил выдачи средств индивидуальной защиты и др.


Рекомендации:

1) перед началом проверки нанимателю необходимо обратить внимание на наличие приказов о приеме на работу лиц, которые фактически осуществляют трудовую деятельность, а также иных документов, касающихся трудовой деятельности: трудовых договоров, правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, договоров о материальной ответственности и пр.;

2) целесообразно организовать кадровый аудит, чтобы проверить наличие и правильность составления кадровых документов и соответствие их законодательству.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности

Прокуратура проводит проверки и осуществляет надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности при взаимодействии с субъектами хозяйствования государственной формы собственности (неплатежи по договорам и т. п.).

Пристальное внимание органами прокуратуры уделяется исполнению субъектами хозяйствования налогового законодательства. В ходе проверки изучаются как налоговые декларации и другие документы, представленные плательщиком, так и документы и сведения о его деятельности, имеющиеся у налогового органа (информация представляется банками, нотариусами, лицами, при посредстве которых осуществляются различные финансовые операции, сделки по приобретению дорогостоящего имущества).

Перечень вопросов, которые можно проверить, неограничен: правильность исчисления налогов, обоснованность применения льгот, полнота и своевременность удержания налоговым агентом сумм налогов и сборов и перечисления удержанных сумм в бюджет.

При проведении такой проверки прокурор может потребовать у плательщика дополнительные сведения, запросив объяснения и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки.

Если обнаружены ­какие-то несоответствия, то прокурор, являющийся руководителем проверки, может поручить налоговому органу сразу оформить акт, в котором будут указаны суммы доначислений, и вынести предписание о немедленном устранении нарушений налогового законодательства.

Рекомендации:

1) чтобы подготовиться к проверке исполнения налогового законодательства, нужно проанализировать все совершенные финансово-­хозяйственные операции за три предыдущие года, проверить их обоснованность и подтверждение, восстановить недостающие документы;

2) до начала проверки необходимо проверить наличие и правильность ведения книги замечаний и предложений, книги учета проверок, наличие сведений об ответственном за ведение книг. Эта информация должна быть актуальной. Это касается также обособленных подразделений (филиалов);

3) перед проверкой необходимо проверить наличие регистрационных и учредительных документов организации, постановку на учет в налоговых органах и фондах, наличие сертификатов, лицензий, печатей и штампов. Их отсутствие может повлечь серьезные санкции.

2619 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Прокуратура Гродно: 10 лет лишения свободы для 14-летней учащейся за незаконный оборот особо опасного психотропного вещества

Прокуратура г.Гродно поддержала в суде государственное обвинение по уголовному делу в отношении 14-летней местной жительницы – ей инкриминированы незаконные с целью сбыта...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 125

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 922
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок