Организуем факультативные занятия в новой четверти
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организуем факультативные занятия в новой четверти

Перед новой четвертью количество участников факультативных занятий, направления этих занятий и пр. могут быть подвергнуты изменениям.
Какие моменты функционирования факультативных занятий стоит отследить накануне новой четверти, рассмотрим в материале.


Стренковский Сергей

первый проректор Минского городского института развития образования, профессор кафедры управления и экономики образования, доктор исторических наук, профессор

2354 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Напомним, что факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности (ч. 1 п. 10 ст. 158 Кодекса об образовании).

Слова «и иной» позволяют расширительно толковать данный список и открывать в учреждении занятия той направленности, которая соответствует запросам обучающихся и их законных представителей, а также возможностям учреждения.

Зачисление обучающихся в группы факультативных занятий

Общее количество часов факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования рассчитывается на основании Типового учебного плана, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2018 г. № 43 «О типовом учебном плане общего среднего образования на 2018/2019 учебный год», которое вступило в силу с 1 сентября 2018 г.

На практике, чтобы начать посещение факультативных занятий, обучающийся (законные представители несовершеннолетнего обучающегося) должен подать заявление на имя руководителя учреждения образования, выражающее желание посещать то или иное факультативное занятие.

Представляется правильным, если содержание заявления будет сформулировано следующим образом:

«Прошу разрешить мне посещение факультативного занятия «(название)» с __.__.2019 г.».

Резолюция руководителя учреждения на данном заявлении может звучать: «Ф.И.О. (указывается ответственный за подготовку проекта приказа). В приказ».

Пункт 65 Положения об учреждении общего среднего образования* (далее — Положение) предусматривает, что составы группы для проведения факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования утверждаются приказом руководителя учреждения образования. Если в третьей четверти состав групп факультативных занятий каким-либо образом изменится, то директору снова необходимо издать приказ об утверждении составов групп факультативных занятий.

* Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 с последующими изменениями и дополнениями.

Директору на заметку
Если речь идет о факультативном занятии для учащихся нескольких учреждений, то приказ издает руководитель учреждения, на базе которого оно проводится.

Содержание приказа может быть следующим:

* Если в учреждении создается несколько групп одного факультативного занятия, то в приказе можно их пронумеровать: факультативное занятие «История географических открытий» группа № 1, факультативное занятие «История географических открытий» группа № 2 и т.д. (примеч. авт.).

На основании приказа учащийся вносится в список посещающих то или иное факультативное занятие в классном журнале. Записи о проведении факультативных занятий вносятся на специально отведенные для этого страницы в классном журнале (при формировании группы из учащихся различных классов — в один из классных журналов) с соблюдением указаний, предъявляемых к ведению классных журналов, размещенных в начале журнала.

Отчисление обучающихся из группы факультативных занятий

В случае изменения желания учащегося он сам либо его законные представители подают заявление с просьбой освободить от посещения факультативных занятий. Соответственно, отчисление учащихся из группы факультативного занятия должно также оформляться приказом. Содержание приказа может выглядеть следующим образом:

* Если заявлений несколько, то указывается «поданных заявлений учащихся (законных представителей учащихся)» без указания Ф.И.О. (примеч. авт.).

В соответствии с приказом руководителя учреждения об отчислении учащегося из группы факультативного занятия на соответствующей странице классного журнала напротив фамилии, имени учащегося делается запись: «Отчислен с __.__.2018(9) г.».

Так как основанием для создания тех или иных факультативных занятий являются в первую очередь запросы учащихся, то для их организации администрация и социально-педагогическая и психологическая служба учреждения, классные руководители должны проводить изучение образовательных интересов учащихся и их родителей.

Распределение часов и проведение факультативных занятий

На основании учебных планов учреждения, согласованных со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования (отделом (управлением) по образованию), изучения запросов учащихся и поданных заявлений руководители учреждений образования проводят распределение часов факультативных занятий, как и в целом педагогической нагрузки. Они же осуществляют учет, контроль и несут ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме*.

* абз. 3 подп. 1.2 п. 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. № 25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников» с последующими изменениями и дополнениями.

При этом директор должен исходить из общего финансируемого из бюджета количества часов, предусмотренных на проведение факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий согласно учебному плану учреждения для всех классов.

Пунктом 77 Положения предусмотрены учебные часы, которые выделяются учреждению образования его учредителем дополнительно. Это не часы факультативных занятий, предусмотренные учебным планом. Особенно необходимо обратить внимание на то, что деление классов на группы при изучении ряда учебных предметов в соответствии с абз. 2–4 п. 54 Положения производится именно на основании п. 77, т. е. часы на эти цели выделяются дополнительно, а не из часов факультативных занятий*.

* с. 22–32 № 6 (2018); с. 18–23 № 7 (2018); с. 22–28 № 8 (2018) журнала (примеч. ред.).

Педагогическая нагрузка учителей устанавливается приказом директора, в котором целесо­образно выделять часы, предусмотренные на преподавание соответствующих учебных предметов, факультативных занятий в рамках реализации образовательных программ начального, базового, среднего образования, проведение занятий объединений по интересам в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и т. д.

Обратите внимание
Факультативные занятия в учреждении проводятся в соответствии с отдельным расписанием факультативных занятий, утвержденным руководителем учреждения (п. 67 Положения). В расписании указываются названия факультативного занятия, учитель, который его проводит, классы, место и время проведения.

Абзац 2 п. 10 ст. 158 Кодекса об образовании, абз. 3 п. 61 Положения разрешают проведение факультативных занятий в IX–XI классах в шестой школьный день. Факультативные занятия могут проводиться до начала либо после завершения учебных занятий.

Согласно п. 68 Положения продолжительность перерывов между учебными занятиями и факультативными занятиями устанавливается учреждением образования исходя из конкретных условий его деятельности, организации питания учащихся и их отдыха в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил*.

* Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 с последующими изменениями и дополнениями.

Справочно: стимулирующие и поддерживающие занятия согласно определению (ч. 3, 4 п. 8 ст. 158 Кодекса об образовании) не имеют установленной периодичности, поэтому отдельное расписание для их проведения не составляется. Проводятся они по мере необходимости и оплачиваются учителю по факту проведения из запланированной на их проведение вакансии часов факультативных занятий, финансируемых из бюджета.

Минимальная наполняемость групп для проведения факультативных занятий определена п. 62 Положения: не менее 3 учащихся в учреждениях, размещенных в сельской местности, не менее 5 — в городах и поселках городского типа.

Это важно
При уменьшении количества посещающих факультативное занятие до 4 и менее учащихся в городских и 2 и менее в сельских учреждениях общего среднего образования оно должно быть закрыто приказом руководителя учреждения и соответствующим образом должна быть уменьшена педагогическая нагрузка учителя.

Факультативные занятия должны проводиться на основании соответствующих учебных программ факультативных занятий, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, которые являются техническими НПА и определяют цели и задачи факультативного занятия, его содержание, время, отведенное на его проведение, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания*.

* Перечень соответствующих учебных программ приводится Министерством образования Республики Беларусь на национальном образовательном портале www.adu.by (примеч. авт.).

В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»* (далее — Письмо) указано, что областные и Минский городской институты развития образования могут дополнительно рекомендовать к использованию учебные программы факультативных занятий, раскрывающие исторические, географические, социально-экономические, культурные особенности региона.

* Утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь от 13 июля 2018 г.

Справочно: учебные программы факультативных занятий, распечатанные учителем с национального образовательного портала, не требуют какого-либо дополнительного согласования (утверждения) в учреждении либо управлении (отделе) по образованию. При необходимости учитель может на основании учебной программы факультативного занятия составить календарно-тематическое планирование.

На факультативных занятиях, если учитель считает необходимым, могут использоваться тетради для ведения записей и выполнения письменных работ. В этом случае они ведутся согласно Методическим рекомендациям по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования*. Домашнее задание на факультативных занятиях не задается; аттестация учащихся с выставлением отметок в баллах не проводится.

* Утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь от 6 июня 2016 г.

Темы факультативных занятий записываются на предназначенных для этого страницах классного журнала в соответствии с учебной программой факультативного занятия и рекомендациями приложений к указанному выше Письму по соответствующим учебным предметам.

Согласно приложению 22 к Письму на факультативных занятиях по ОБЖ во II–ІV, VІІI классах оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.  

2354 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок