Организация современной системы иноязычного образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация современной системы иноязычного образования

Изучение иностранного языка — это одна из базовых составляющих жизни современного успешного человека. В эпоху глобализации образования знание не одного, а нескольких иностранных языков не просто желательно, а необходимо. При этом свободное владение иностранными языками является не только востребованным «товаром» на мировом рынке, но и открывает учащимся совершенно другой мир, дает возможность общаться с людьми, живущими в другой стране, узнать их быт, традиции, культуру, позволяет обогатить свой духовный мир.

Киселев Константин

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска», член совета специального фонда Президента Респуб­лики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов

1426 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В гимназии № 2 г. Витебска изучение иностранных языков является одним из приоритетных направлений. Стратегическая цель системы иноязычного образования гимназии — создание условий для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения иностранным языкам, вовлечение в диалог культур, возможность использовать иностранный язык в будущей профессиональной деятельности.

Достижению поставленной цели способствовало участие в республиканских экспериментальных проектах:

  • «Апробация учебных планов для учреждений общего среднего образования как средства проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения на II и III ступенях общего среднего образования» (2017‒2020);
  • «Апробация модели формирования поликультурной личности обучающихся посредством обучения второму иностранному языку на отметочном уровне на II ступени общего среднего образования» (2020‒2024). В рамках реализации данного проекта английский язык с VIII класса является профильным предметом в классах экономического, информационно-­техно­ло­ги­ческого, историко-­филологического (юридического) и филологического направлений.

Принцип многопрофильности

Профильная, как и допрофильная подготовка в контексте изучения иностранных языков позволяет учителям английского языка гимназии насыщать и разнообразить содержание обучения аутентичными учебными материалами, краеведческой информацией, знакомить с особенностями коммуникативного поведения в разных странах, а также содействует образовательной интеграции иностранного языка с другими учебными предметами.

При этом в ситуации перехода старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение необходимо обеспечение целостной и разносторонней профильной подготовки учащихся.

Сегодня представитель любой профессии должен уметь пользоваться английским языком как средством для достижения своих целей. Поэтому учреждение образования предлагает учащимся на выбор элективные курсы английского языка в зависимости от профиля.

Принцип многопрофильности в гимназии реализуется посредством специальных курсов «Медицинский английский», «Английский в IT-сфере», «Деловой английский», «Технический перевод в школе», «Английский для юристов» и др., разработанных методическим объединением учителей иностранных языков. Данные курсы позволяют учащимся освоить азы профессионального английского в избранной ими сфере, повышают мотивацию к овладению предметами, необходимыми для последующего обучения.

В соответствии с содержанием экспериментальной программы с V класса в гимназии организовано обязательное изучение второго иностранного языка (испанского, немецкого, французского или китайского) на базовом уровне, предоставлена возможность изучения с VI класса шведского языка на факультативном уровне.

Это важно
В гимназии преподается 6 иностран­­ных языков, что предоставляет учащимся и их законным представителям право выбора исходя из их склонностей, потребностей и целей.

Знание двух иностранных языков дает возможность профессиональной успешности, поэтому качественное и неформальное преподавание второго или третьего иностранного языка способствует повышению уровня образованности и создает условия для гармоничной интеграции в современном мировом межкультурном и экономическом пространстве.

С целью повышения уровня владения лингвистической и культурологической компетенциями, профессионализации образования в гимназии изучается ряд факультативных курсов на английском языке: «Культура речевого общения», «Зарубежная литература: литература Великобритании и США», «Основы перевода», «Лексико-­грамматический практикум». Учителями гимназии разработан учебно-­методический комплекс по изучению предмета World Art Culture на английском языке, который проходил апробацию в течение двух лет. Изучение мировой художественной культуры на английском языке, с одной стороны, расширяет кругозор учащихся, а с другой — повышает и развивает их лингвистические и коммуникативные умения и навыки.

Интеграция учебных предметов

Одной из действенных современных технологий, способствующих профессионализации образования, является интеграция учебных предметов. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Интеграционные процессы в гимназии № 2 г. Витебска базируются на использовании иностранных языков в различных профессиональных сферах и реализовываются прежде всего в форме интегрированных уроков и воспитательных мероприятий.


Пример

• Урок — деловая игра на английском языке «Интегралы в банковской сфере» (Integrals and Banking) (математика и английский язык).
• Открытое заседание Школы юного исследователя по теме «О воде всерьез!» (Take Water Seriously!) (английский язык и начальная школа).
• Семинар «Развитие информационных технологий на современном этапе» (Information Technologies' Development at the Current Stage) для учащихся информационно-­технологических классов (информатика и английский язык).
• Урок-диспут «Гражданское право как средство гармонизации человеческих отношений» (Civil Law as a Means to Harmonize Human Relations') (обществоведение и английский язык) для учащихся юридических классов с участием представителей Витебской областной прокуратуры.
• Серия внеклассных мероприятий по финансовой грамотности со специалистами банковской сферы.


Учебно-­методический лингвистический центр

Немалую роль в развитии системы лингвистического образования играет созданный на базе гимназии областной учебно-­методический лингвистический центр.

Это важно
Гимназия № 2 г. Витебска является филиалом кафедр мировых языков, литературы, общего и русского языкознания факультета гуманитаристики и межъязыковых коммуникаций Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, аккумулируя деятельность основных субъектов лингвистического образования Витебской области.

Основной целью деятельности данного центра является оказание методической помощи учителям учреждений образования Витебской области, обобщение и распространение эффективного опыта в вопросах совершенствования организации и методического обеспечения лингвистического образования в университете и средней школе, организации исследовательской деятельности учащихся.

Учебно-­методический лингвистический центр призван выполнять три основные функции:

1) образовательную, которая заключается в организации на базе гимназии изучения иностранных языков на повышенном уровне с участием профессорско-­преподавательского состава университета в качестве консультантов, методистов, преподавателей изучаемых дисциплин; оказании профессорско-­преподавательским составом университета помощи педагогам в организации подготовки учащихся к предметным олимпиадам, научно-­практическим конференциям различного уровня; реализации совместных с учреждениями высшего образования проектов, проведении профориентационной работы и др. Кроме того, на базе гимназии ежегодно проходятся мероприятия по подготовке команды Витебской области к заключительному этапу республиканской олимпиады по английскому, испанскому, китайскому языкам;

2) методическую, заключающуюся в организации обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы современных образовательных технологий, оперативному овладению педагогическим опытом, эффективными методами обучения и воспитания, навыками управления; обобщении и распространении передового педагогического опыта преподавания иностранных языков; взаимодействии университета и гимназии по планированию и организации экспериментальных и инновационных проектов и пр.;

3) сервисную, состоящую в информационной, информационно-­аналитической, маркетинговой, организационной поддержке лингвистического образования, обеспечении внешних связей, связей между учреждениями образования города и области, проведении городских и областных олимпиад по иностранным языкам для учащихся среднего звена.

Лингвистическое образование учащихся гимназии продолжается и во внеурочной деятельности.

Погружение в языковую среду

Не только на уроках иностранных языков и факультативных занятиях, но и на переменах, в более неформальной атмосфере, учителя гимназии продолжают общение с учащимися на иностранных языках, тем самым сохраняя постоянную погруженность в язык и культуру стран изучаемых языков.

Погружению учащихся в языковую среду способствует просмотр на учебных занятиях фильмов и передач на иностранных языках, активное использование образовательных порталов и веб-технологий.

Благодаря тесной связи с факультетом гуманитаристики и межъязыковых коммуникаций Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, Республиканским институтом китаеведения имени Конфуция Белорусского государственного университета перед учащимися гимназии в качестве лекторов по проблемам развития современных языков выступают преподаватели данных учреждений образования, в т. ч. специалисты — носители языка.

Постоянное общение с носителями языка позволяет учащимся более тонко чувствовать менталитет собеседника, адаптироваться в процессе общения к представителям другой культуры, преодолевать коммуникативные и психологические барьеры, тем самым мотивируя к дальнейшему овладению иностранными языками.

Обмен опытом и новые технологии

Ежегодным постоянным форумом по обмену опытом, внедрению новых технологий и приемов является декада иностранных языков.

Декада текущего года представит мероприятия в рамках CLIL (Content and Language Integrated Learning) и квест-­технологий, дебатов с элементами игрового моделирования, «Сингапурской» методики.

Открытые мероприятия позволяют ознакомиться с новыми образовательными технологиями, являются источником потенциальной интеграции различных предметов, преподаваемых в гимназии.

Иноязычному общению, формированию навыков спонтанной речи способствует овладение нормами и правилами организованных дискуссий, над чем успешно работает клуб «Дебаты». Учащиеся с увлечением учатся искусству спора, развивая умение логически и критически мыслить.

Проблемное поле дискуссий затрагивает такие актуальные темы, как «Мир должен лимитировать экономическое развитие для сохранения окружающей среды», «Детские организации — лучший путь воспитать личность», «Спасение Земли — наше спасение».

В прошлом учебном году было проведено несколько заседаний клуба, среди которых хочется особо отметить встречу гимназистов с американскими студентами из Детройт. Проблемное поле игры затрагивало актуальную тему «Легко ли быть молодым?» (Is it easy to be young?).

Постоянное сотрудничество поддерживается с Латиноамериканским культурным центром при посольстве Венесуэлы в Республике Беларусь.

Это важно
Ежегодно наши обучающиеся в составе делегации учащихся Республики Беларусь выезжают в Китайскую Народную Республику.

Участие в подобных проектах помогает учащимся реализовать свои иноязычные способности, умение сосуществовать в общем жизненном пространстве, проявляя чуткость и интерес к иной ментальности и иной культуре, сравнивая их с собственным мировоззрением и культурным опытом.

У учащихся воспитывается патриотизм и ответственное отношение к своей малой и большой родине. И, что немаловажно, учащиеся создают у иноязычных партнеров положительный образ своей страны, грамотно донося информацию о роли и месте Беларуси на мировой арене, в культуре и мировом наследии.

Участие в конкурсах и фестивалях

Более яркому раскрытию как языковых, так и творческих талантов гимназистов помогает ежегодное участие в районном и областном фестивалях межкультурных коммуникаций в рамках конкурсов «Я — оратор», «Я — гид», «Пресс-центр».

На базе гимназии проводится конкурс переводчиков «Полиглот и симулятивная игра “Модель ООН”», который учит общаться, совместно решать сложные проблемы, вести переговоры, искать и находить компромиссы, выступать перед аудиторией, понимать международные политические тенденции.

Театральная студия

Уже много лет свою роль в повышении мотивации к изучению иностранных языков играет и театральная студия (руководитель — актриса театра им. Я. Коласа У. В. Атясова).

Участники студии успешно ставят спектакли по классическим произведениям английских, испанских, французских, немецких драматургов.

Театральная студия гимназии № 2 г. Витебска является многократным обладателем гран-при городского фестиваля «Школьный театр» и областного смотра-­конкурса театров на иностранных языках.

Научное общество

В гимназии уделяется большое внимание подготовке и проведению ежегодных учебно-­исследовательских конференций, тематика которых затрагивает различные аспекты, связанные с иностранными языками, а именно: литература стран изучаемого языка, мировая художественная культура, страноведение, лингвистика и т. д. Подготовка работ ведется круглогодично в рамках научного общества «Лингвист», ориентированного на лингвистическое образование.

Результаты

Очевидным результатом созданных условий являются многочисленные победы гимназистов на всех этапах республиканской олимпиады по иностранным языкам и высокие баллы по результатам централизованного тестирования.

Так, начиная с 2019 г. по итогам централизованного тестирования учащиеся гимназии уверенно занимают первое место в Витебске по английскому, испанскому, китайскому языкам.

За три года, начиная с 2021 г., гимназия подготовила 11 победителей заключительного этапа республиканской олимпиады по иностранным языкам, из них три — по английскому, два — по испанскому и шесть — по китайскому языкам.

Работы наших учащихся были успешно представлены на заключительном этапе рес­публиканского конкурса исследовательских работ, где за два года гимназисты завоевали четыре диплома по английскому и китайскому языкам.

В числе конференций, в которых принимают участие наши гимназисты и учителя, особо нужно отметить Международную науч­но-­практическую конференцию учащихся и студенческой молодежи «Диалог языков и культур в XXI веке», ставшую брендом иноязычного образования Витебщины, которая проходит на базе гимназия № 2 г. Витебска раз в два года.

На данный момент прошли четыре конференции, в которых приняли участие дипломатические сотрудники, педагоги и учащиеся из 10 государств мира.

Это важно
Мерилом качества образовательной системы любого учреждения образования являются не только результаты учащихся, но и профессиональная реализация выпускников.

Выпускники гимназии, являясь сформированными личностями, могут дать представление об успешности той или иной внедряемой образовательной системы.

В числе выпускников гимназии № 2 г. Витебска есть немало людей — переводчиков, дипломатов, программистов, журналистов, менеджеров компаний, педагогов, чей профессиональный путь во многом предопределило совершенное владение иностранными языками. Несомненно, именно система иноязычного образования гимназии стала краеугольным камнем в выборе их профессионально пути и жизненной позиции, предоставив им стартовые возможности для достижения высоких целей.

1426 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Минской области выбрали лучшего молодого директора школы

В Минской области в рамках конкурса "Молодой директор - 2024" выбрали лучшего руководителя учреждения образования: победителем стал Антон Гульнев - директор Велятичской С...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 149

Алгоритм премирования работников учреждений образования

Сложно мотивировать сотрудников, если обещать им поощрение, а потом забывать об этом. Кризис доверия и уважения — главная причина ухода хороших сотрудников. Наша статья п...
№ 8 (152) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 874
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок