Оплата труда, аттестация и другие вопросы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Оплата труда, аттестация и другие вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1473 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Учителю начальных классов средней школы установлен оклад за недельную педагогическую нагрузку 28 ч. В период трудового отпуска руководителя данный учитель временно исполняет обязанности директора школы. Сколько часов в неделю должен работать учитель в этот период?


Не более 36 ч.

Согласно ч. 3 ст. 123 ТК режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя, и определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы урегулировано ст. 67 ТК. В соответствии с этой статьей выполнение работником наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы осуществляется в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени учителя не должна превышать 36 ч в неделю.

Таким образом, привлечение учителя к выполнению работы по должности директора должно осуществляться в пределах установленной ему сокращенной продолжительности рабочего времени (не более 36 ч в неделю).


Какие доплаты положены школьному библиотекарю II категории?


Оплата труда библиотекаря устанавливается в соответствии с постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 13.03.2019 № 32 «Об оплате труда работников в сфере культуры» (далее — постановление № 32).

Разъяснение порядка выплаты надбавок, предусмотренных постановлением № 32, находится в компетенции Министерства культуры.

Кроме того, подп. 4.1 п. 4 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования»), заведующим библиотекой, библиотекарям установлена доплата за особые условия труда за работу с библиотечным фондом учебников в размере 1 % от базовой ставки за каждую 1000 экземпляров учебников, но не более 15 % одному работнику.

Руководителем учреждения образования может осуществляться дополнительное материальное стимулирование библиотекаря путем установления ему надбавки за высокие достижения в труде и выплаты премии.

Размеры и порядок установления вышеназванных выплат определяются на основании Положения о размерах и порядке осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам учреждения образования, разработанного в конкретном учреждении.

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам системы образования определены Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее — Инструкция)).


Вправе ли директор школы направить учителя, имеющего квалификационную категорию «учитель-­методист», на подтверждение категории, если он снизил активность участия в различных мероприятиях, не распространяет опыт своей работы в СМИ и др.?


Такое право у руководителя учреждения общего среднего образования есть.

Первоначальной редакцией Инструкции было предусмотрено проведение аттестации на подтверждение квалификационной категории «учитель-­методист» один раз в пять лет.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 № 46 в Инструкцию внесены корректировки, которые в т. ч. упразднили процедуру периодической аттестации на подтверждение квалификационной категории.

В то же время Инструкция по-прежнему предусматривает возможность проведения аттестации на подтверждение квалификационной категории, в т. ч. категории «учитель-­методист». Согласно Инструкции руководитель учреждения образования может инициировать (с согласия педагогического совета или совета учреждения образования) подтверждение квалификационной категории в случаях, когда педагогический работник снизил уровень своей работы и его деятельность не соответствует установленным требованиям.


Какое количество методик использует психолог для суда по вопросам детско-­родительских отношений? Какая методика, для чего и в каком случае применяется?


При составлении программы психодиагностического обследования и его проведении педагог-­психолог ориентируется на содержание поступившего от судьи запроса, соблюдая при этом принципы конфиденциальности, научной обоснованности, ненанесения вреда ребенку, объективности выводов, эффективности рекомендаций. Количество психодиагностических методик и их объем определяются целями и задачами обследования, возрастом и уровнем интеллектуального развития ребенка, его психическим состоянием и отношением к самому процессу диагностики. Как правило, оптимальным считается применение не более 4‒5 методик.

Экспертиза детско-­родительских отношений направлена на выяснение истинного отношения ребенка к родителям. При этом устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и ребенком, исследованию подлежит следующий перечень вопросов: индивидуально-­психологические особенности личности ребенка; уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-­приемлемых норм поведения, моральных принципов; наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации; уровень привязанности ребенка к каждому из родителей; психоэмоциональное состояние ребенка (испытывает ли переживания, связанные с семейными обстоятельствами); особенности восприятия внутрисемейных отношений, межличностных отношений; особенности отношения к конкретным людям и самому себе; являлся ли ребенок свидетелем применения насилия между родителями.

Нормативно закрепленного перечня диагностического инструментария для проведения психолого-­педагогической экспертизы детско-­родительских отношений в стране не существует. Для обследования ребенка применяются стандартные психологические и педагогические методы: диагностическая беседа (индивидуально с каждым участником), личностные опросники, проективные методики и творческие (проективные) игры-задания («Рисунок семьи», «Незаконченные предложения», «Цветовой тест отношений» и др.). В работе с ребенком, как правило, используется психодиагностический инструментарий проективного характера, например:

  • «Свободный рисунок» (диагностика актуальных потребностей и ценностей);
  • «Несуществующее животное» (изучение индивидуально-­психологических особенностей);
  • «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений);
  • «Человек под дождем» (изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций; авторы — Е. Романова и Т. Сытько);
  • «Незаконченные предложения» (выявление осознаваемых и неосознаваемых установок, отношения к родителям, семье; модификация теста Сакса-­Леви);
  • тест Люшера (диагностика состояний и внутриличностных конфликтов);
  • «Цветовой тест отношений» (диагностика характера отношений со значимыми людьми, родителями и сверстниками; автор — А. Эткинд);
  • «Метаморфозы» (изучение «образа Я», отношения к значимым взрослым; автор — Ж. Руайер);
  • «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи; модификация А. Г. Лидерса и И. В. Анисимовой);
  • «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (тест Олсона);
  • методика измерения психологической дистанции (автор — Е. И. Медвецкая).

Дополнительно для детей дошкольного возраста (5‒6 лет) возможно использование проективных игр «Песочница», «Игровая комната» и др.

Педагог-­психолог самостоятельно выбирает методы психодиагностики в соответствии с возрастом ребенка и вопросами, поставленными судьей для разрешения.

Перед проведением беседы педагог-­психолог использует игры-упражнения для знакомства и установления психологического контакта с ребенком.

Обращаем внимание на то, что действия уполномоченных работников отдела образования, пределы их компетенции и полномочий регулируются брачно-­семейным законодательством и Методическими рекомендациями по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь 23.01.2018). 

1473 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок