Налаживаем работу школьного лесничества: опыт работы средней школы № 3 г. Ивацевичи
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Налаживаем работу школьного лесничества: опыт работы средней школы № 3 г. Ивацевичи

Каждый директор старается разнообразить форму работы в школе, что способствует мотивации учащихся. Конечно, такая форма внеклассной работы, как школьное лесничество, всегда привлекает руководителей.

В материале представлен опыт работы школьного лесничества средней школы № 3 г. Ивацевичи, даны советы, с чего начать и как построить работу школьного лесничества, а также в качестве примера приведен образец образовательной программы школьного лесничества для 10–11 классов.

Песецкая Тамара

Учитель биологии государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Ивацевичи», руководитель клуба школьного лесничества «Зеленый квартал»

1651 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С чего начать?

Можно выделить следующие шаги, которые помогут организовать работу школьного лесничества в вашем учреждении, если вы загорелись такой инициативой, но пока еще не знаете, с чего начать:

1.    Выберите руководителя школьного лесничества, творческого человека, которому будет интересна такая форма работы и который сможет увлечь этим школьников.

2.    Руководитель школьного лесничества должен в первую очередь ознакомиться с Положением о школьных лесничествах (далее — Положение), утвержденным постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 16 февраля 2001 г. № 2 (с последующими изменениями и дополнениями).

3.    Руководствуясь Положением, составьте соответствующий договор и заключите его с лесхозом.

4.    Договоритесь с лесхозом о выделении участка леса для школьного лесничества.

5.    Продумайте, как будете добираться до данного участка леса, если расстояние более трех километров.

6.    Определитесь, в какой форме будет работать ваше лесничество. Это может быть клуб, кружок, объединение и т. д.

7.    Постоянно поддерживайте связь с лесхозом и лесничеством, на территории которого располагается школьное лесничество.

8.    Составьте программу и план работы занятий.

9.    Пригласите заинтересованных ребят для участия в школьном лесничестве.

Как построена работа школьного лесничества в школе № 3 г. Ивацевичи?

Школьное лесничество в нашей школе создано в 2014 г.

Для лесохозяйственной деятельности юным лесоводам Ивацевичским лесхозом было выделено 23,4 га государственного лесного фонда. Участок был поделен на пять обходов, и за каждым закреплена группа лесников.

Основные вопросы в школьном лесничестве решает лесничий. Выбор лесничего из числа юных лесоводов, закрепление участков лесопользования, утверждение планов осуществляется на общем собрании членов школьного лесничества.

Наше лесничество имеет свое название — «Зеленый квартал», а его члены носят форменную одежду со знаками отличия.

Такая форма внеклассной работы, как школьное лесничество, дает возможность не только осуществлять процесс экологического воспитания детей, но и овладевать технологиями и навыками проведения лесохозяйственных работ, изучать основы лесного хозяйства. Теоретические знания, закрепленные на практике, мотивируют учащихся на дальнейшее более глубокое изучение природных ресурсов и их сохранение.

В течение всего учебного года учащиеся посещают занятия, где получают знания об основах лесоведения, лесосеменного дела, правилах поведения учащихся в лесу, типах лесных пожаров, вредителях леса и др.

Школьное лесничество является одной из форм внеклассной работы, способствующей активизации творческого потенциала учащихся, повышающего мотивацию учеников к трудовой, практической и познавательной деятельности. Такая форма работы основана на самоуправлении, что дает возможность учащимся максимально раскрыть свои возможности, проявить самостоятельность в процессе трудовой и организационной деятельности, выработать ответственность за порученное им дело. А вместе с тем побуждает самого руководителя школьного лесничества к поиску новых форм и методов работы в этом направлении.

Так, в первый год работы была сформирована одна группа учащихся 9 класса и составлен план теоретических, практических и выездных занятий. План работы составлялся с учетом возрастных возможностей учеников и их осведомленности в области биологии, экологии, лесоведения, охраны и защиты леса. Со следующего года была сформирована еще одна группа учащихся восьмых классов, которая работала по плану прошлого года. Для учащихся старшего возраста составлялся новый обучающий план работы, рассчитанный на старшеклассников, уже имеющих базу знаний по лесоведению, охране и защите леса. Больше времени уделялось экологии леса, лесоводству и лесовосстановлению. Так формировалось образовательное направление школьного лесничества.

Любой образовательный процесс невозможен без практической части. В основном занятия проводятся в кабинете биологии руководителем школьного лесничества, но для их проведения приглашаются также специалисты лесхоза. Кроме того, организуются выездные занятия для изучения видового состава деревьев и кустарников, лесосеменного дела, посадочного материала для питомников, определения насекомых-вредителей и болезней хвойных и лиственных пород деревьев. Так как в лесхозе имеется питомник по выращиванию семенного материала и оборудование для получения семян, то работниками лесхоза для юных лесников организовываются выездные занятия в питомнике, в ходе которых дети знакомятся с сушкой, обработкой, очисткой и закладкой на хранение семян, посадкой лесных культур. Ребята не только наблюдают за процессом посадки леса, но и сами учатся проводить посадку деревьев. Использование таких методов работы повышает уровень мотивации даже у учеников, которым изучение теоретической части дается нелегко.

Посадка леса, уборка от бытового мусора лесных территорий, работа в дендропарке и на экологической тропе также формирует у учащихся ответственность, самостоятельность и экологическую культуру.

На базе школьного лесничества организована исследовательская и опытническая деятельность. Имея огромные возможности для проведения исследований, наблюдений и экспериментальных опытов в природе с живыми объектами, учащиеся постоянно с большим интересом работают над темами своих научных исследований, которые выбирают либо сами, либо из рекомендаций, разработанных сотрудниками Белорусского государственного технологического университета.

Кроме того, юные лесники принимают участие в конкурсах и акциях: являются членами клуба «Крылатый дозор»; проводят осенние и зимние наблюдения за птицами; участвуют в акциях «Поддержим пернатых», «Чистый лес», «День Земли» и др.; юниорском конкурсе «Квітней, мой лес»*. 

* В 2015 г. школьное лесничество СШ № 3 г. Ивацевичи заняло 1-е место в областном туре и получило диплом 3-й степени в республиканском за научно-исследовательский проект «Мониторинг материнской колонии кожана двухцветного». В 2016 г. награждено дипломом 2-й степени в областном туре за научно-исследовательскую работу «Изучение особенностей и скорости распространения омелы белой». В 2016 г. ребят пригласили на областной слет юных лесоводов, где они были отмечены за активное участие, эрудированность благодарностями и дипломом 1-й степени (примеч. авт.).

В октябре 2016 г. прошло особо важное мероприятие для членов школьного лесничества — посвящение в лесоводы: новая форменная одежда, почетные гости разных профессий лесного хозяйства, выступления ребят с отчетом и результатами своей работы, а также торжественное произнесение клятвы. Ежегодное посвящение в лесоводы стало для нашего учреждения уже доброй традицией.  

Пример программы школьного лесничества для 10–11 классов.

Мнение эксперта к данной статье читайте здесь.

1651 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В список спецификаций ЦЭ и ЦТ на 2025 год добавлен новый предмет

На сайте Республиканского института контроля знаний размещены спецификации для проведения централизованных тестирования и экзамена, которые будут актуальны в 2025 г. Сред...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 160
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок