«Надо любить то, что делаешь, и делать то, что любишь!»: интервью с директором ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи “Эврика” г. Минска» Светланой Викторовной ШМАГОРЕВСКОЙ
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Надо любить то, что делаешь, и делать то, что любишь!»: интервью с директором ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи “Эврика” г. Минска» Светланой Викторовной ШМАГОРЕВСКОЙ

Государственное учреждение образования «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Минска “Эврика”» — это успешное творческое содружество детей и взрослых, призванное обеспечить условия для самореализации и развития потенциала каждого учащегося. Это Эстетическое Воспитание Ребенка И Комфортная Атмосфера. Это более шести тысяч учащихся и сто восемьдесят сотрудников.

Вашему вниманию — интервью с энергичным и обаятельным руководителем центра Светланой Викторовной Шмагоревской.

1062 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Образование: высшее, Белорусский государственный университет имени В. И. Ленина.
Квалификация: преподаватель географии.
Стаж работы: 44 года.
Высокие достижения в профессиональной деятельности отмечены многочисленными наградами:
• управления по образованию администрации Фрунзенского района г. Минска;
• администрации Фрунзенского района г. Минска;
• Мингорисполкома;
• комитета по образованию Мингорисполкома;
• Национального собрания Республики Беларусь;
• Министерства образования Республики Беларусь.
За многолетнюю успешную трудовую деятельность награждена нагрудным знаком Министерства образования «Отличник образования».

Редакция: Более 25 лет вы руководите центром дополнительного образования детей и молодежи «Эврика». Как получилось, что вы возглавили учреждение дополнительного образования?

Светлана Викторовна: В 1995 г. руководство отдела образования Фрунзенского района столицы пригласило меня на должность директора. До этого, в 1987/88 учебном году, я уже занимала пост директора Фрунзенского Дома пионеров и школьников. Причем я была его первым выборным директором, за которого проголосовал практически весь коллектив.


Ред.: Расскажите о становлении «Эврики».

С. В.: За время своего существования наш центр успел побыть и домом пионеров, и детским юношеским центром, и центром творчества, и вот, наконец, обрел имя «Эврика».

Решение об открытии Дома пионеров Фрунзенского района было принято в 1973 г. Тогда в штате было 8 педагогов, большинство из которых — совместители, учителя школ района. Они вели 14 кружков, работавших на базе близлежащих школ, так как предоставленные помещения были мало приспособлены для занятий с детьми. За успешную работу педагогов Дома пионеров Фрунзенским райисполкомом были выделены солидные средства на оборудование, музыкальные инструменты и пошив более сотни костюмов для театрального и музыкального коллективов. Позднее на базе Дома пионеров был организован Клуб интернациональной дружбы, который поддерживал связи с пионерскими организациями зарубежных стран и пионерскими дружинами из разных городов СССР.

В 1992 г. Дом пионеров был переименован в детско-­юношеский центр (ДЮЦ). В 1999 г. ДЮЦ переименовали в центр творчества детей и молодежи (ЦТДиМ). В этом же году центр обрел собственное имя. В результате конкурса, проведенного среди педагогов и воспитанников центра, победила коллективная идея экологов, предложивших название «Эврика».

И вот уже полвека наши двери открыты для всех желающих научиться чему-то новому, найти друзей, проявить себя. «Эврика» — это успешное творческое содружество детей и взрослых, призванное обеспечить условия для самореализации и развития потенциала каждого учащегося.

Ред.: Какова задача центра дополнительного образования детей и молодежи? В чем его уникальность? Какие новации, проекты успешно реализованы (реализуются сейчас)?

С. В.: Сегодня помимо головного здания по ул. Чигладзе у нас имеются три филиала, один из которых открылся накануне нашего 50‑летнего юбилея (18 мая 2023 г.). Это современный, комфортабельный, оснащенный оборудованием филиал по ул. Лосика, 4а.

Нас очень радует наличие направлений, ориентированных как на дошкольников и младших школьников, так и на подростков. Эти объединения не только дают дополнительное образование — здесь ребята учатся социальному партнерству. Для них это источник позитивного социального взросления и социальной ответственности, возможность реализовывать полезные инициативы. Это уже не просто объединения по интересам, а настоящие клубы единомышленников: клуб ЮНЕСКО «Мир на ладонях» (куратор О. И. Рубец), клубы исторической реконструкции «Вилькомир» (руководитель В. Е. Личко) и «Секерж» (руководитель А. А. Павлов), клубы «Эрудит» (руководитель И. В. Ливенцев), «Акулы пера» (руководитель А. В. Игнатеня), «Робототехника» (руководитель С. А. Моисеева), «Мастера Муай-тай» (руководитель А. А. Кемен).

Особая гордость «Эврики» — 8 коллективов, носящих звания «образцовый» и «народный»: образцовая студия декоративно-­прикладного творчества «Пчёлка» (руководитель С. М. Барейша), образцовый ансамбль танца «Жавароначкі» (руководитель С. А. Александров), образцовый театр народных традиций «Потешник» (руководитель Я. Ю. Василевская), народная студия «Гобелен» (руководитель Р. В. Кульба), народная студия «Берагіня» (руководитель Т. Б. Лукашевич), народная изостудия «Красный бор» (руководитель И. В. Фокина), образцовый ансамбль танца «Жемчужина» (руководитель К. С. Маркушевская), образцовый вокально-­инструментальный ансамбль «Ровесник» (руководитель И. Д. Булова).

Стоит упомянуть и об уникальной коллекции животных, которая есть в «Эврике». Тысячи ребят Фрунзенского района посетили тренинг «Победи страх в себе» и преодолели негативное отношение к паукам, змеям, другим животным и насекомым.

В 2022 г. «Эврика» подтвердила статус «Зеленая школа». Как результат — второе место в городском конкурсе «Формула сада» и третье место в республиканском конкурсе «Украсим Беларусь цветами».

Успешно реализованы и завершены два инновационных проекта республиканского значения: «Внедрение модели воспитательной работы по социокультурной адаптации учащихся-­мигрантов» и «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся», разработан третий — «Внедрение модели формирования информационной безопасности личности в современном образовательном пространстве», реализация которого начнется в сентябре.

В проекте «Финансовая независимость подростков» за последние 5 лет почувствовали себя настоящими мастерами, получили трудовые книжки и первую зарплату более 450 учащихся. Как продолжение темы финансовой независимости появилась интегрированная программа и проект «Твой путь к успеху».

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Слоган (девиз): «Я рад, что сплотили мы крылья свои в едином порыве добра и любви!»
Сами ребята так расшифровали название центра «Эврика»: Эстетическое Воспитание Ребенка И Комфортная Атмосфера.


Год основания — 1973.
Головное здание по ул. Чигладзе, 29, и три филиала (ул. Сердича, 10, ул. Люцинская, 17, ул. Лосика, 4а).
Более 500 объединений по интересам.
149 педагогов, 34 технических сотрудника.
Награды:
• занесение на Доску почета за I место в социально-­экономическом соревновании среди организаций Фрунзенского района г. Минска за 2017 г. в сфере культуры;
• лучшее учреждение дополнительного образования столицы 2018 г.;
• диплом I степени XVIII международной специализированной выставки «Образование и карьера — 2020» в номинации «Лучший сайт учреждения дополнительного образования детей и молодежи».

Ред.: На что и как влияют занятия по интересам в центре?

С. В.: В «Эврике» не только формируют конкретные знания и умения, но и учат общаться. Это место социализации детей и молодежи. Здесь важна индивидуальность. Этим мы отличаемся от школ, где больше внимания уделяется отметкам. Дети и сами это понимают, поэтому с радостью посещают занятия и мероприятия. Особенно радует, что некоторые наши учащиеся стали педагогами центра и успешно продолжают творческую деятельность.

Хорошим примером является старейший образцовый коллектив нашего центра — вокально-­инструментальный ансамбль «Ровесник» (создан в 1983 г.). Благодаря педагогу Игорю Дмитриевичу Булове он продолжает быть современным и популярным. Ансамбль уделяет много внимания досугу подростков в вечернее время и 6‑й школьный день. Многие выпускники ВИА «Ровесник» связали свою жизнь с творчеством. В «Эврике» работают талантливые педагоги, взявшие свой профессиональный старт в данном коллективе, — Дмитрий Иванович Зыбайло и Олег Владиславович Лабуть.

Образцовый театр народных традиций «Потешник» тоже стал своеобразной кузницей молодых специалистов. Яна Юрьевна Василевская и Елизавета Сергеевна Гаврилова еще совсем недавно посещали занятия объединений по интересам в «Эврике», а сегодня сами учат ребят азам театрального мастерства.

Владимир Гороховский, Илона Якубович, Варвара Данилова, Дарья Пармененкова, Кирилл Марченко и Ольга Костель — все это выпускники нашего центра. Сегодня они служат на благо родной Беларуси и продолжают брать новые высоты.


Ред.: Через центр и вас лично прошли целые поколения детей. Чем отличается сегодняшняя молодежь от детей 1990‑х?

С. В.: Современные дети много времени проводят в виртуальном пространстве. В открытом доступе находится любая информация, множество обучающих материалов. Поэтому основная задача педагогов — увлечь ребенка, используя методы обучения, направленные на обогащение мышления, памяти, творческого воображения. Организуя образовательную деятельность детей в детских объединениях, наши педагоги создают условия для формирования познавательной самостоятельности, раскрытия и развития способностей, нравственных убеждений, активной жизненной позиции ребенка.

Важно учитывать увлечения детей, потому что им попросту не будет интересно, если педагог не говорит с ними на одном языке. С этой целью в образовательном процессе все шире применяются компьютерные технологии.

А главное различие, я думаю, в том, что детей 90‑х важно было оградить от деструктивного влияния бесцельного времяпрепровождения, опасностей того времени, изобилия вредных привычек, а современных детей важнее вернуть из виртуального мира в мир реальный, научить передавать свои мысли, чувства, раскрывать свой творческий потенциал.


Ред.: Как думаете, кто кого учит — мы детей или они нас?

С. В.: Я считаю, что обучение — это процесс, направленный в обе стороны.

Работая в детских объединениях, педагоги опираются на идею, что все дети талантливы и расположены к творчеству, необходимо только создать условия для раскрытия потенциала ребенка. Наши педагоги ориентируются в работе на самые различные уровни творческих проявлений каждого воспитанника, учитывают его индивидуальные способности.

Дети учат педагогов в первую очередь эмпатии, видеть в ребенке не только объект обучения, но и независимую личность со своим мнением и взглядами на жизнь. Так, клуб ЮНЕСКО «Мир на ладонях» благодаря руководству Ольги Ивановны Рубец стал школой самоуправления. Ребята участвовали в фестивалях клубов ЮНЕСКО Республики Беларусь, работе Клуба юного дипломата, многочисленных диалоговых площадках. Их гражданская позиция четко просматривается в регулярной подростковой неКонференции «ИнноVатика» и работе Форум-театра, спектакли которого проходят в том числе и для педагогов.

Педагог Оксана Михайловна Щигельская и ее волонтерское объединение «Инициатива» живут по благородному принципу «Научился сам — научи другого». В центре их внимания — дети из малообеспеченных семей, воспитанники социально-­педагогического центра Фрунзенского района, многодетные семьи, дети, состоящие на различных видах учета, дети с особенностями психофизического развития. Хорошо известны акции «В школу с добрым сердцем», «Карандаш», «Творить добро — всегда будь готов!», «Рождественские поздравления», «Рождественский подарок», «Чудеса на Рождество». Доброй традицией стало участие совместно со школой моды и стиля «Орхидея» (педагог Марина Николаевна Филатова) в республиканском проекте «Цветные сны» по созданию коллекций одежды для детей с особенностями развития.

Владимир Евгеньевич Личко, основатель клуба «Вилькомир», объединил не просто подростков и молодежь, интересующихся историей Беларуси, но настоящих единомышленников. В коллективе всегда царит атмосфера сотворчества, взаимоподдержки, взаимовыручки. Подростки с увлечением проводят игровые мероприятия для учащихся младшего возраста, передают им заинтересованность и увлеченность деятельностью реконструкции эпохи Средневековья. Продолжает добрую традицию исторической реконструкции Анатолий Александрович Павлов и его детище — «Секерж». Именно в этом клубе мальчики — будущие юноши могут проникнуться романтизмом начала XIX в. и попробовать себя в роли настоящих уланов.

Ред.: Светлана Викторовна, вы — пример неиссякаемой энергии и задора! В чем секрет? Что помогает, воодушевляет, заряжает? Бывают ли периоды грусти, отсутствия вдохновения? Как справляетесь? Рекомендации, советы только приветствуются.

С. В.: В работе всегда есть сложности. Легкое — это не работа. С легкостью хорошо шагать по жизни, но к своему делу стоит относиться серьезно, прилагать усилия. В «Эврике» более шести тысяч учащихся, 180 сотрудников, и мне важно видеть каждого, для каждого хочется быть не просто знакомой, а важным, значимым человеком.

Во-первых, я всегда стремлюсь к справедливости. Если возникает конфликт, то пытаюсь понять обе стороны, поговорить по душам, осознать, что движет каждым, увидеть суть проблемы.

Во-вторых, для меня очень важно, с каким настроением педагоги приходят на работу. Я это сразу вижу, подмечаю и знаю: если у педагога все в порядке, то и у детей все будет хорошо.

1062 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В Минобразования рассказали, какие документы должны вести учителя

Искоренить бюрократическую нагрузку на учителей и выполнение несвойственных им функций — таково требование ­­Президента, прозвучавшее 27 августа на Республиканском педсов...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 209
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок