Молодые педагоги: качественная адаптация глазами директора
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Молодые педагоги: качественная адаптация глазами директора

Для многих из них звонок в школу теперь будет звенеть из года в год: совсем недавно молодые люди были выпускниками учреждений образования, сегодня они — учителя. Как помочь молодому педагогу остаться в профессии, рассмотрим в статье.

Цуран Оксана

директор ГУО «Средняя школа № 52 г. Минска»

786 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Актуальность проблемы адаптации

Молодой специалист, молодой педагог — это представитель нового поколения учителей, который совсем недавно сам был школьником. Казалось бы, именно они, молодые учителя, должны легко понимать детей и принимать все новое в педагогической науке. Но все не так просто. Становление молодого педагога — достаточно сложный и длительный процесс в социальном, психологическом и профессио­нальном плане. В это время наиболее четко видны результаты воздействия на личность педагога целого комплекса как позитивных, так и негативных факторов — как внутренних, так и внешних.

Задача каждого учреждения образования — помочь молодому учителю осознать себя креативным, талантливым, успешным, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества.

Способы качественной адаптации

Школа молодого учителя

В рамках работы Школы молодого учителя проводятся:

  • семинары;
  • круглые столы;
  • теоретические и практические занятия по психологии и педагогике;
  • тренинги;
  • тесты;
  • открытые уроки;
  • выставки педагогических находок.

Наставничество

У каждого молодого специалиста есть свой наставник. Как правило, это опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Согласно Положению о размерах, порядке осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам государственного учреждения образования «Средняя школа № 52 г. Минска», закрепленному в коллективном договоре учреждения, за наставничество выплачивается надбавка в размере до 10 % от оклада в месяц.

Самопрезентация

Итогом каждого учебного года становится самопрезентация молодых специалистов, где они представляют результаты своей профессиональной деятельности.

Буквально самопрезентация означает представление человеком самого себя с целью со­здания впечатления у окружающих. Молодым педагогам необходимо продемонстрировать сильные стороны своей работы, рассказать о своих достижениях.

Формы проведения самопрезентации: круглый стол за чашкой чая, выездные тематические семинары, творческие вечера, фестиваль видеороликов, участие в телевизионных проектах, создание своего авторского контента в социальных сетях.

Одна из важных задач молодого педагога — это формирование собственного имиджа. А эта задача не такая простая. Необходимо учитывать внешний вид, мимику, жесты, манеру общения, интонацию, владение педагогической этикой. При подготовке к самопрезентации педагоги развивают специфические правила общения.

Как бы банально это ни звучало, но учитель должен понравиться ребенку, вызвать доверие у его родителей. Формирование имиджа грамотного, успешного педагога помогает достичь этой цели.

Правовая помощь

Владея полезной правовой информацией, молодой человек может расширить свои возможности в выборе жизненного пути. В решении этой задачи нам активно помогает наш социальный партнер — Минская городская организация Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Ежегодно в нашем учреждении проходит мероприятие для молодых специалистов Фрунзенского района г. Минска «Легко ли быть молодым?» На этом районном празднике начинающие учителя делятся своими достижениями, участвуют в мастер-­классах и просто получают заряд положительной энергии. Перед собравшимися выступают специалисты, которые разъясняют, как получить арендное жилье, как формируется заработная плата, отвечают на вопросы. Каждая встреча завершается праздничным концертом, который готовят молодые педагоги.


От редакции

Еще больше правовой информации читайте в нашей тематической подборке «Молодой специалист».


Имидж педагога

Одним из острых вопросов в последнее время в образовании стал вопрос о внедрении школьной формы. Но тут следует отметить, что и сами учителя должны выглядеть современно и стильно. Поэтому в нашем учреждении реализуется проект «Министерство школьной формы», где не только ученики, но и молодые специалисты участвуют в дефиле «Как должны выглядеть учитель и ученик».

Учитель должен быть для своих учеников примером во всем. Выглядеть он должен безупречно, но в то же время современно и стильно. Все молодые учителя или стараются одеваться так, чтобы не отвлекать своих подопечных, или так, что их сложно отличить от учеников на дискотеке. Но кто сказал, что стильный учитель — это скучно? Так и появился проект «Министерство школьной формы». Одна из его задач — научить подбирать образы учителя на каждый день. Мы помогаем создавать индивидуальные образы, устраиваем модные показы, разрабатываем уникальные стильные наряды.

Популяризация профессии в СМИ

Работа со СМИ является важным мотиватором для успешной деятельности каждого сотрудника. Поэтому наши молодые специалисты активно публикуются в специальных изданиях: «Минская школа», «Настаўнiцкая газета», «Адукацыя i выхаванне»; дают интервью, делятся опытом на международной арене (выставки TIBO 2021, TIBO 2022, TIBO 2023).

Сетевое взаимодействие

В адаптации молодых специалистов нам помогает сетевое взаимодействие между учреждениями образования. Самое яркое сотрудничество сложилось с национальным детским образовательно-­оздоровительным центром «Зубренок». Взаимопосещения, мастер-­классы, здоровая конкуренция — все это позволяет поддерживать интерес к профессии, повышает качество образования. Это сотрудничество уже переросло в крепкую дружбу. И мы этим очень гордимся.

Поддержка коллектива

Одной из главных задач руководителя учреждения образования и всего педагогического коллектива является оказание целенаправленной системной помощи начинающим специалистам в приобретении практического опыта, включающего формирование коммуникативных, методических, аналитических, проектировочных и других личностно-­профессиональных компетенций. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Именно поэтому наши молодые специалисты сразу включаются в инновационную и экспериментальную деятельность.

В 2022 г. наш молодой специалист Милана Руслановна Михайлюк стала победителем городского конкурса «Опыт и инициатива педагогов — ресурс образования столицы» в номинации «Начальное образования» и обладателем гранта Мингорисполкома за разработку инновационного проекта «Внедрение модели цифровой лаборатории как средства формирования метапредметных компетенций учащихся первой ступени общего среднего образования».

Материальное стимулирование

Молодым специалистам выплачиваются:

  • при переезде в другую местность — единовременное пособие в размере их должностного оклада;
  • ежемесячная надбавка в размере 30 % от оклада в течение срока обязательной работы по распределению;
  • отработавшим срок обязательной работы по распределению и продолжающим работать на должностях педагогических работников — ежемесячная надбавка в размере 30 % от оклада в течение следующего одного года.

Согласно коллективному договору учреждения педработникам, принимающим участие в экспериментальной и инновационной деятельности, участникам творческих групп устанавливается ежемесячная доплата в размере до 60 % от базовой ставки.

Внебюджетная деятельность — способ дополнительного заработка. На период осуществления внебюджетной деятельности педработникам устанавливается премия в размере 20 % и надбавка в размере 15 % от оклада. Стоит отметить и то, что с 1 января 2024 г. введен дополнительный стандартный налоговый вычет в размере 620 руб. в месяц для молодых специалистов в течение срока обязательной работы у нанимателя по распределению и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более 7 лет с даты трудоустройства у такого нанимателя.

В заключение можно отметить, что в Респуб­лике Беларусь создан достаточно эффективный механизм реализации государственной молодежной политики для молодых специалистов. Сегодня молодой педагог имеет возможность получить качественное образование, профессиональную подготовку и доступ к современным технологиям. Это создает благоприятные условия для роста и развития молодых учителей, а также повышает их конкурентоспособность.

Также вы можете ознакомиться с примерным планом работы Школы начинающего учителя.

786 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В Минобразования рассказали, какие документы должны вести учителя

Искоренить бюрократическую нагрузку на учителей и выполнение несвойственных им функций — таково требование ­­Президента, прозвучавшее 27 августа на Республиканском педсов...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 209
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок