Госорганы отвечают на вопросы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Госорганы отвечают на вопросы

Кто принимает решение об открытии профильных, базовых классов в учреждениях?
Решение принимают управления (отделы) образования.
Могут ли учащиеся во время нахождения в группе продленного дня посещать занятия в учреждениях дополнительного образования?
Да, могут.
Нужно ли для досрочного прекращения образовательных отношений по инициативе учреждения с несовершеннолетним учащимся, не освоившим содержание образовательной программы, согласие комиссии по делам несовершеннолетних?
Да, нужно.

Мы собрали для вас ответы Министерства образования Республики Беларусь и Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета на ряд вопросов, поступивших от вас к нам в редакцию. Приводим их.


1402 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Х классе обучаются 28 учащихся. Открыто три профильные группы. Можно ли в данном классе открыть базовое направление (группу учащихся, изучающую предметы на базовом уровне)?

Согласно п. 3 ст. 57 Кодекса об образовании контрольные цифры приема для получения общего среднего образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов устанавливаются учредителем учреждения образования ежегодно.

Решение об открытии профильных и базовых классов (групп) в учреждениях общего среднего образования (далее — УОСО) находится в компетенции управлений (отделов) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов как учредителей учреждений образования.

Ответ Министерства образования Республики Беларусь 
(№ 02–01–14/10746/дс)


Могут ли учащиеся на I ступени общего среднего образования посещать в режиме группы продленного дня объединения по интересам, факультативные занятия, платные образовательные услуги на базе учреждения образования?

Группы продленного дня учреждений образования функционируют в соответствии с Положением о группах продленного дня учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 № 201 (далее — Положение о ГПД)).

Ответ Министерства образования Республики Беларусь 
(№ 02–01–14/10744/дс)

От редакции
Согласно п. 15 Положения о ГПД учащиеся во время пребывания в группе продленного дня могут посещать занятия в объединениях по интересам как в учреждении образования, где открыта группа продленного дня, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи. Кроме того, учащимся, посещающим группы продленного дня, предоставляются кабинеты, мастерские, помещения для занятий физической культурой и спортом, библиотека и иные помещения учреждения образования (п. 16 Положения о ГПД).


Инвалид II группы имеет заключение, в котором указано, что ему доступен труд в специально созданных условиях с сокращением объема: учитель 0,5 ставки. У него есть диплом с записью «педагогика и методика начального обучения и методика воспитательной работы». Как распределять нагрузку учителя?

В соответствии с дипломом работник является специалистом с высшим образованием, профессиональная деятельность которого направлена на воспитание и обучение учащихся начальных классов.

Согласно ст. 152 Кодекса об образовании начальное образование — это первая ступень общего среднего образования (первый, второй, третий, четвертый классы).

Как инвалид II группы по рекомендациям МРЭК работник имеет право работать учителем на 0,5 ставки, т. е. не более 10 ч в неделю.

Нанимателем учителя является директор УОСО. Распределение тарификационной нагрузки входит в компетенцию руководителя.

Ответ Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета (№ 6-А‑03/1058 эл/коп)


Чтобы устроить детей в I класс, родители будущих первоклассников специально перепрописываются (у знакомых, родственников, по договору аренды) в микрорайоне, который закреплен за учреждением, и приносят документы, подтверждающие, что они относятся к данному учреждению образования. Мест на всех не хватает. Согласно законодательству в первую очередь в I классы принимаются дети, проживающие в микрорайоне учреждения. Может ли администрация школы отказать в приеме таких документов?

Положением о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1493 (далее — Положение)), регулируется учет детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования.

В главе 2 Положения установлено, что учет детей осуществляется городскими, районными исполнительными комитетами и местными администрациями. В соответствии с п. 7 Положения организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-­коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, представляют информацию о детях в соответствующие учреждения образования ежегодно (до 15 января и 15 августа) по месту расположения тех учреждений, за которыми закреплены микрорайоны.

На основании данной информации учреждения образования ежегодно формируют списки детей, проживающих на территории микрорайона и подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (п. 8 Положения).

Форма списка детей, проживающих на территории микрорайона (населенного пункта) и подлежащих обучению на уровне общего среднего образования

При приеме лиц для получения общего среднего образования руководитель в первую очередь обязан принять ребенка, проживающего в микрорайоне учреждения образования.

Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 25 Кодекса об образовании непосредственное руководство учреждением образования осуществляет его руководитель. Руководитель учреждения образования несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования (ст. 26 Кодекса об образовании).

Таким образом, вопросы приема учащихся находятся в компетенции руководителя учреждения образования.

Ответ Министерства образования Республики Беларусь 
(№ 02–01–14/10512/дс)


Учащаяся IV класса 1 сентября не приступила к образовательному процессу, т. к. находится с родителями в другой стране. За первую четверть она не была аттестована. Забирать документы из школы законные представители не планируют, т. к. не могут вернуться в Беларусь. При этом родители прислали подтверждение, что ребенок учится в школе г. Риги. Как поступить администрации?

Кодекс об образовании, иное законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере образования, обязательны для применения на всей территории Республики Беларусь (ст. 9 Кодекса об образовании).

В соответствии со ст. 35 Кодекса об образовании законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся.

По инициативе УОСО с учащимися могут быть досрочно прекращены образовательные отношения (п. 3 ст. 79 Кодекса об образовании).

Одной из причин прекращения образовательных отношений досрочно по инициативе УОСО является длительное отсутствие учащегося (более 30 дней) без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года (подп. 5.6 п. 5 ст. 79 Кодекса об образовании).

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе УОСО с несовершеннолетним обучающимся, не освоившим содержание образовательной программы базового образования, допускается только с согласия соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа (п. 8 ст. 79 Кодекса об образовании).

Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявлению законных представителей и решению педагогического совета учреждения образования (п. 31 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38).

Ответ Министерства образования Республики Беларусь
 (№ 02–01–14/10511/дс)


Выдается ли справка об обучении учащимся, если они переходят из одного УОСО в другое (например, учащемуся III класса при переходе из одной школы в другую)? Справка выдается по заявительному принципу, т. е. законный представитель должен написать заявление о выдаче справки? Как учитываются справки в учреждении образования, где они должны храниться — в личном деле учащегося?

Порядок перевода из одного УОСО в другое определен Инструкцией о порядке перевода, восстановления и отчисления учащихся, получающих общее среднее образование (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2013 № 55 (далее — Инструкция о порядке перевода)).

В свою очередь постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении» утверждена типовая форма справки об обучении.

Образец справки об обучении

В соответствии с пп. 82 и 83 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283) справкой об обучении подтверждается частичное освоение содержания образовательной программы при приеме во ІІ‒ІV классы, VІ‒ІХ классы, ХІ класс УОСО.

Справка об обучении выдается учащемуся (законному представителю несовершеннолетнего учащегося) при отчислении из УОСО для предоставления в УОСО, в котором он продолжит обучение.

Порядок формирования, ведения и хранения справок об обучении определяется УОСО самостоятельно с учетом требований законодательства Республики Беларусь.

Ответ Министерства образования Республики Беларусь
 (№ 02–01–14/10509/дс)


Должны ли присутствовать на уроках физкультуры учащиеся, освобожденные от физкультуры, и кто должен нести ответственность за их жизнь и здоровье?

Указание на необходимость принятия мер по полной занятости учащихся, освобожденных от двигательной активности на уроке, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, группе лечебной физической культуры и присутствующих на уроке «Физическая культура и здоровье», а также рекомендации о возложении ответственности за обес­печение безопасных условий при этом отражены в приложении 19 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета “Физическая культура и здоровье”» к инструктивно-­методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 18.06.2021 (далее — приложение 19, инструктивно-­методическое письмо об организации образовательного процесса соответственно)).

От редакции
Согласно приложению 19 учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, присутствуют на учебных занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта» в спортивной одежде и сменной спортивной обуви, но к практическому выполнению заданий (двигательной активности) не допускаются. Могут выполнять задания по теоретической подготовке, участвовать в судействе и оказывать помощь в организации учебного занятия. Кроме того, в приложении 19 обращается внимание на необходимость создания и обеспечения безопасных условий при организации и проведении образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта».
Руководитель УОСО несет персональную ответственность за организацию деятельности всех учащихся во время проведения учебного занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятия «Час здоровья и спорта». Ответственность за обеспечение безопасных условий при этом необходимо возлагать на педагогических работников УОСО, которые организовывают деятельность учащихся во время проведения учебного занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятия «Час здоровья и спорта».

Ответ Министерства образования Республики Беларусь
(№ 02–01–14/10618/дс)


Вносится ли запись «зачтено» («не зачтено») по ОБЖ в дневник учащихся на том уроке, когда проводится зачет? Зачет проводится один раз в четверть с выставлением учащимся отметки «зачтено» («не зачтено»). Является ли эта отметка отметкой за четверть?

Записи в классном журнале оформляются в соответствии с Указаннямі да афармлення і вядзення класнага журнала, размещенными на с. 3‒4 классного журнала; ведение дневников учащихся регулируется требованиями к ведению и оформлению дневников, расположенными на с. 3 дневника учащегося.

Вопросы аттестации учащихся по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» отражены в приложении 22 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета “Основы безопасности жизнедеятельности”» к инструктивно-­методическому письму об организации образовательного процесса (далее — приложение 22).

От редакции
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» во II–IV классах осуществляется на содержательно-­оценочной основе без выставления отметок.
В V классе используется зачетная форма проверки и оценки знаний по итогам проведения различных видов работ, проводимых один раз в четверть с выставлением учащимся отметки «зачтено» («не зачтено»). Конкретное учебное занятие для проведения зачета и порядок его проведения определяет педагогический работник, осуществляющий обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности.
Проведение зачета фиксируется записью в классном журнале: на левой странице классного журнала напротив фамилии каждого учащегося делается запись «зачтено» («не зачтено»), на правой странице — указываются дата проведения зачета и тема урока (например: «20.10. Зачет по теме “___”»). При отсутствии учащегося на уроке, на котором проводился зачет, учитель проводит контроль усвоения данным учащимся учебного материала в иной срок, при этом отметка о зачете выставляется в классный журнал в день сдачи зачета этим учащимся (приложение 22).
По завершении учебного года на основании результатов проведенных зачетов в течение учебного года (без аттестации по четвертям) в классный журнал напротив фамилии каждого учащегося вносится запись «зачтено» («не зачтено»).

Ответ Министерства образования Республики Беларусь 
(№ 02–01–14/10617/дс)


1402 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Алгоритм премирования работников учреждений образования

Сложно мотивировать сотрудников, если обещать им поощрение, а потом забывать об этом. Кризис доверия и уважения — главная причина ухода хороших сотрудников. Наша статья п...
№ 8 (152) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 875
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок