Действия руководителя и работников при распределении педагогической нагрузки
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Действия руководителя и работников при распределении педагогической нагрузки

В продолжение темы о распределении педагогической нагрузки рассмотрим алгоритм действий при ее распределении.

Стренковский Сергей

первый проректор Минского городского института развития образования, профессор кафедры управления и экономики образования, доктор исторических наук, профессор

2516 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Исходя из смысла подп. 2.2 п. 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (с последующими изменениями и дополнениями, далее — постановление № 22) распределение педагогической нагрузки (далее — тарификация) невозможно без правильной разработки, согласования и утверждения учебных планов учреждений.

Учебный план учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, разрабатывается этим учреждением образования ежегодно на основе типового учебного плана учреждения общего среднего образования соответствующего вида и утверждается руководителем соответствующего учреждения по согласованию с учредителем.

При разработке учебного плана учреждения образования общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета на проведение учебных занятий (занятий), в случаях, предусмотренных Положением об учреждении общего среднего образования*, увеличивается учредителем учреждения образования (см.: п. 4 ст. 167 Кодекса об образовании; далее — Положение). Случаи перечислены в п. 77 Положения.

* Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 с последующими изменениями и дополнениями

Учебные планы учреждения образования должны предусматривать определенное количество часов на изучение отдельных предметов и проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих и иных видов занятий, определенных п. 8 ст. 158 Кодекса об образовании, в соответствующих классах, осваивающих образовательные программы начальной, базовой и средней школы, а также дополнительные часы для деления классов на группы и иные цели, предусмотренные пп. 54, 59, 60, 63, 64, 76, 77 Положения.

Последовательность действий при распределении педагогической нагрузки

Шаг 1. Изучите запросы на организацию факультативных занятий*, занятий объединений по интересам

* Подробнее об организации факультативных занятий можно прочесть в статье С. Стренковского «Организация факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» на с. 19–23, опубликованной в № 9 (2017) журнала (примеч. ред.).

Шаг, который должен предшествовать проведению тарификации, — это изучение запросов на организацию факультативных занятий, а также занятий объединений по интересам в рамках освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и, соответственно, определение их перечня, количества, контингента.

Шаг 2. Определите общую численность учащихся, количество классов и учащихся в каждом из них

В летний период идет формирование 1-х, 5-х, 10-х классов, переход учащихся из одного учреждения в другое. Своевременное издание соответствующих приказов, учет движения учащихся необходимы для составления наполняемости учреждения на 1 сентября, которая берется за основу для определения общего количества часов, отведенных на изучение тех или иных учебных предметов, факультативных и иных занятий.

В соответствии с ч. 3 подп. 1.2 п. 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. № 25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями; далее — постановление № 25) распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме руководитель соответствующего учреждения образования.

Шаг 3. Создайте комиссию по распределению педагогической нагрузки

Учитывая принцип государственно-общественного характера управления образованием, закрепленный в подп. 1.9 п. 1 ст. 2 Кодекса об образовании, положения подп. 24.4 и подп. 24.6 п. 24 Соглашения между Министерством образования и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2016–2019 гг., указание в должностной характеристике заместителя директора по основной деятельности выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании»*, что заместитель директора по учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-методической работе принимает участие в установлении объема педагогической работы (педагогической нагрузки) педагогических работников, считаем возможным создание в учреждениях комиссий по распределению педагогической нагрузки.

* Утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 с последующими изменениями и дополнениями.

В эту комиссию наряду с директором, заместителями директора по учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-методической работе, представителем профсоюзного комитета могут быть включены работники бухгалтерии (централизованной бухгалтерии), инспектор по кадрам либо работник, на которого возложено ведение кадровых вопросов.

Такую комиссию, на наш взгляд, целесо­образно создавать в период подготовки учреждения образования к комплектованию. Кроме того, исходя из принципа государственно-общественного характера управления, представляется, что первоначально педагогическая нагрузка на следующий учебный год может обсуждаться на методических объединениях педагогических работников и по результатам обсуждения вноситься как проект в комиссию по распределению педагогической нагрузки или директору учреждения.

Шаг 4. Издайте приказ о распределении педагогической нагрузки

Дальнейшая работа строится в виде соответствующего пошагового алгоритма, где результат каждого шага оформляется отдельным пунктом приказа.

Приказ о распределении педагогической нагрузки относится к приказам по основной деятельности и регистрируется в соответствующем журнале (книге) регистрации приказов. На наш взгляд, не следует отдельные вопросы распределения педагогической нагрузки оформлять отдельными приказами, т.к. они относятся к одному вопросу деятельности учреждения, решают одну управленческую задачу. При этом следует отметить, что указанный приказ не должен напоминать собой сводную таблицу, которая, конечно же, упрощает работу бухгалтеру, но при этом затрудняет управленческую деятельность администрации.

Обратите внимание
При распределении педагогической нагрузки следует руководствоваться принципами сохранения преемственности классов, соответствия квалификации педагога уровню преподавания учебного предмета либо факультативного занятия для данной ступени общего среднего образования, профиля и направления образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, качества работы в предшествующем году, оптимальной нагрузки, позволяющей работнику выполнять общественные обязанности, повышать свою квалификацию, вести внеклассную работу по предмету, воспитательную работу и пр.

Еще раз напомним, что нагрузка менее чем на 1 ставку устанавливается работнику только с его письменного согласия. Нормы часов преподавательской работы установлены приложениями 1 и 2 Перечня отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку, утвержденного постановлением № 255.

Для учителей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования учреждений общего среднего образования это 20 часов в неделю; для аккомпаниаторов, концертмейстеров и музыкальных руководителей — 24 часа.

В соответствующих пунктах приказа каждому учителю определяется соответствующая нагрузка в I–IV классах либо по учебным предметам в рамках реализации соответствующей образовательной программы и т.д. Считаем правильным для учителей-предметников отражать в данных пунктах приказа учебные предметы в порядке, в котором они размещены в учебном плане. После названия предмета перечисляются учителя с указанием классов, в которых они работают, и их педагогической нагрузки.

Пример оформления смотрите здесь.

В конце по каждому предмету указывается таким же образом вакансия часов (при ее наличии). В этих же пунктах и подпунктах приказа следует отражать часы, которые выделяются на деление классов на группы при проведении практикумов по решению задач по математике и физике в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебных предметов соответственно «Математика» и «Физика»; фронтальных лабораторных работ по физике в VII–XI классах; при проведении лабораторных и практических работ по биологии в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Биология»; практических работ по химии в VII–XI классах; лабораторных опытов по химии в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Химия»; астрономических наблюдений в XI классе, что определено п. 54 Положения.

Данная нагрузка может быть определена путем деления количества часов, отведенных учебными программами и календарно-тематическим планированием по соответствующим предметам для данного вида занятий, на количество недель в учебном году либо вынесением данного количества часов на вакансию с последующей оплатой за фактически проведенные занятия (конкретный вариант следует оговорить в учебном плане). В соответствии со смыслом п. 54 определение данного количества часов и их использование представляется обязательным. 

Пример оформления смотрите здесь.

Следующий этап работы — это распределение педагогической нагрузки по факультативным занятиям. Часы факультативных занятий отражены в учебном плане учреждения и могут использоваться на деление классов на группы в соответствии с п. 57 Положения; проведение занятий по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с п. 59 Положения; учебное занятие «Час здоровья и спорта» в соответствии с п. 60 Положения; освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в соответствии с тем же пунктом; собственно факультативные занятия по изучению отдельных предметов на повышенном уровне, а также естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности в соответствии с п. 61 Положения; стимулирующие и поддерживающие занятия.

В соответствующем пункте приказа о распределении педагогической нагрузки оно проводится в разрезе указанных выше направлений использования часов факультативных занятий педагогическим работникам с указанием классов, из учащихся которых сформированы соответствующие группы, в которых проводятся факультативные занятия, а также их названий. При этом часы стимулирующих и поддерживающих занятий целесообразно указывать общей суммой как вакансию.

Пример оформления смотрите здесь.

Далее определяются учебные предметы для проведения дополнительного контроля учебной деятельности учащихся (кроме учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Допризывная и медицинская подготовка», факультативных занятий военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной направленности) и распределяются часы дополнительного контроля среди учителей. При этом необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования* (далее — Инструкция об оплачиваемых часах).

* Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 с последующими изменениями и дополнениями.

Пункт 5 Инструкции об оплачиваемых часах гласит, что для определения оплачиваемых часов дополнительного контроля в учреждениях общего среднего и специального образования на один класс учащихся I ступени общего среднего образования устанавливается в среднем 2 часа в неделю, на один класс учащихся II–III ступеней общего среднего образования — в среднем 2,5 часа в неделю.

Исходя из этого можно определить общее количество часов дополнительного контроля учебной деятельности на учреждение образования. Количество часов дополнительного контроля на ставку может варьироваться от 0,5 до 2.

Не следует забывать, что объем часов дополнительного контроля определяется каждому учителю, выполняющему эту работу, пропорционально объему педагогической нагрузки, установленной по соответствующему учебному предмету (факультативному занятию).

Пример оформления смотрите здесь.

Следующим пунктом приказа проводится назначение классных руководителей. В нем указываются класс и Ф.И.О. классного руководителя:

6.    Назначить классными руководителями следующих педагогических работников:
1 «А» — Иванову И.И.;
1 «Б» — Петрову А.А.

Далее оформляется пункт приказа, касающийся распределения часов организационно-воспитательной работы по двум направлениям: классное руководство или работа куратора учебной группы, индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися, идеологическая, культурно-массовая работа, организация мероприятий воспитательно-оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно-полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с родителями; организация и выполнение работы по обучению в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях, цикловых, предметных и методических комиссиях учебных заведений.

Согласно п. 3 Инструкции об оплачиваемых часах для выполнения организационно-воспитательной работы в учебном году устанавливается в среднем 5 часов в неделю на один класс. Исходя из общего количества классов в учреждении можно рассчитать суммарное количество часов организационно-воспитательной работы. Их распределение между конкретными работниками зависит от специфики и объема выполняемой организационно-воспитательной работы по названным направлениям. К примеру, количество этих часов для классных руководителей впервые сформированных 1-х, 5-х, 10-х, а также выпускных 9-х и 11-х классов может быть больше, чем у их коллег, являющихся классными руководителями в классах других параллелей.

Пример оформления смотрите здесь.

Следующий этап деятельности — определение количества групп продленного дня (далее — ГПД) и распределение нагрузки воспитателей. Количество групп определяется по приказу о формировании ГПД, изданному на основании поданных родителями (иными законными представителями) заявлений. В соответствии с п. 5 Положения о группах продленного дня учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования*, решение об открытии ГПД принимается учредителем учреждения образования (управлением (отделом) образования) при наличии необходимого количества заявлений законных представителей учащихся; необходимой материально-технической базы; возможности для организации питания в зависимости от длительности пребывания учащихся в ГПД.

* Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2011 г. № 201.

За основу для распределения нагрузки воспитателей, работающих в ГПД, принимается приказ руководителя учреждения о зачислении учащихся в ГПД. При этом ГПД могут комплектоваться из учащихся одного класса; I ступени общего среднего образования; II ступени общего среднего образования; I и II ступеней общего среднего образования. Нагрузка воспитателя ГПД определяется исходя из 30 часов в неделю на одну ставку. В соответствующем пункте приказа помещаются Ф.И.О. воспитателя и его нагрузка:

8.    Распределить педагогическую нагрузку воспитателей, работающих в группах продленного дня, следующим образом:
Зыгманович Я.С. — 30 ч.;
Борисова Р.Э. — 18 ч.;
Светланова Г.Ф. — 12 ч.

Отдельным пунктом приказа оформляется распределение часов на реализацию образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. В нем указывается Ф.И.О. педагога дополнительного образования, вид и название объединения по интересам и количество часов, выделенных на проведение занятий в нем. Количество часов для реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в учреждении общего среднего образования определяется согласно условию введения штатных единиц строки 13 таблицы 1 приложения к постановлению № 22.

Согласно ему в учреждениях общего среднего образования должность педагога дополнительного образования предусматривается из расчета 10 часов в неделю на 170 учащихся, но не менее 10 часов в неделю в учреждении, в котором обучается 50 и более учащихся. Таким образом, для того чтобы определить количество часов кружковой работы в учреждении, следует разделить количество учащихся в нем на 170. При этом округление цифр не проводится. Затем полученное количество часов распределяется между педагогическими работниками:

9.    Распределить педагогическую нагрузку по реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи следующим образом:
Егоршина Н.П.: кружок «Кройка и шитье» для учащихся 5–6-х кл. — 5 ч.;
Дмитриев Б.Г.: секция «Баскетбол» для учащихся 10–11-х кл. — 4 ч.;
Макарова И.П.: творческая мастерская «Гостиная муз» для учащихся 9-х кл. — 2 ч.

В учреждениях образования (кроме вечерних школ, школ-интернатов), расположенных в сельских населенных пунктах, вводится дополнительно из расчета 6 часов работы в неделю при наличии в учреждении образования от 100 до 250 обучающихся. В школах-интернатах вводится из расчета работы 10 часов в неделю на 50 учащихся, но не менее 30 часов в неделю.

При наличии в учреждении образования специальных медицинских групп, организации общественно полезного труда и других оснований выделения дополнительных учебных часов, предусмотренных п. 77 Положения, оформляются соответствующие пункты приказа. Например:

Распределить педагогическую нагрузку по проведению учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, следующим образом: … ;
Распределить педагогическую нагрузку по проведению общественно полезного труда следующим образом: … ;
Распределить педагогическую нагрузку концертмейстерам следующим образом: … и т.д.

Не менее важным этапом работы является определение нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за детьми до 3-х лет, которое помещается в отдельный пункт приказа. В нем, на наш взгляд, следует указывать всю педагогическую нагрузку работника, находящегося в отпуске, в разрезе классов и часов, а также указать учителей (воспитателей, педагогов дополнительного образования), которые фактически выполняют эту работу.

Пример оформления смотрите здесь.

Затем необходимо определить на учебный год доплаты, указанные в приложении 3 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (с последующими изменениями и дополнениями). Они указаны в подп. 1.2, 1.3 и 1.4 п. 1 указанного приложения, а также в таблице 41 этого приложения. Так, в соответствии с подп. 1.3 устанавливается повышение тарифных ставок (окладов) руководителям организаций системы образования (директору, одному из заместителей руководителя по основной деятельности) — на 20 %, учителям, воспитателям — на 15 % на период осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Согласно ч. 4 подп. 1.4 п. 1 приложения 3 в специальных классах, объединениях по интересам, в которых получают образование лица с особенностями психофизического развития, классах интегрированного обучения и воспитания оплата труда по повышенным тарифным ставкам (окладам) производится пропорционально отработанному времени в специальных классах (группах, объединениях).

В соответствии с таблицей 41 при наличии в учреждении численности обучающихся свыше 1360 человек за каждые следующие 500 человек директору может быть установлено повышение в размере 45 % тарифной ставки 1-го разряда (строка 4); за наличие в учреждении 2 и более ГПД директору и одному из заместителей директора может быть установлено повышение за организацию их работы в размере 13 % тарифной ставки 1-го разряда (строка 6). Повышение тарифных ставок (окладов) в размере до 120 %, 90 %, 63 %, 30 % от тарифной ставки 1-го разряда предусмотрено за особые условия труда различным категориям педагогических работников при работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Согласно ч. 2–3 подп. 1.2 п. 1 указанного приложения конкретный размер повышения тарифного оклада директорам учреждений образования устанавливается органом, уполномоченным заключать с ним контракт, а конкретный размер повышения тарифных ставок (окладов) педагогическим работникам (за исключением директоров) — их нанимателем, т.е. директором.

Пример оформления смотрите здесь.

Точно так же при необходимости оформляется пункт приказа, касающийся доплат за выполнение обязанностей при отсутствии соответствующих штатных должностей секретаря учебной части (диспетчера), в учреждениях с количеством классов от 12 до 22 и от 23 до 44 (соответственно 10 % и 21 % от тарифной ставки 1-го разряда), делопроизводителя (7 % от тарифной ставки 1-го разряда), а также за работу с библиотечным фондом учебников (заведующему библиотекой, библиотекарю либо иному педагогическому работнику при наличии 1000 экземпляров — 2 % от тарифной ставки 1-го разряда и 2 % от тарифной ставки 1-го разряда за каждую последующую 1000 экземпляров, но в объеме, не превышающем 20 % от тарифной ставки 1-го разряда в месяц на учреждение). Данные доплаты предусмотрены строками 3.3, 3.4 и 6 приложения к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2002 г. № 24 «Об установлении перечня и размеров доплат работникам учреждений образования за отдельные виды работ» (с последующими изменениями и дополнениями).

На основании требований постановления Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000 г. № 4 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)» (с последующими изменениями и дополнениями) и постановления Министерства образования Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 45 «Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников бюджетных организаций системы образования» (с последующими изменениями и дополнениями) по трудовым книжкам определяется стаж работы по специальности; на основании дипломов об образовании — соответствующий уровень образования; на основании записей в трудовой книжке — категория педагога. Эти сведения оформляются отдельным пунктом приказа, который может быть оформлен в виде таблицы.

Пример оформления смотрите здесь.

В конце приказа должны быть сформулированы пункты о проведении работы по исчислению ставок и надбавок за квалификационные категории с учетом педагогической нагрузки, а также контроле его исполнения.

Пример оформления смотрите здесь.

Проект приказа, подготовленный комиссией, подписывается руководителем учреждения, согласовывается профсоюзным комитетом. На основании его заполняются разделы I и II списка педагогических работников по форме, которая приводится в приложении к Инструкции по методике исчисления ставок педагогических работников с учетом педагогической нагрузки. После этого бухгалтером проводится расчет ставки педагогического работника по занимаемой должности и надбавки за квалификационную категорию с учетом педагогической нагрузки по занимаемой должности. Данный список подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем учреждения.  

2516 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель- методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогиче...
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 425
8
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок